Избирательный порог или избирательный порог - это минимальная доля первичных голоса, которого требует кандидат или политическая партия до того, как они получат право на представительство в законодательном органе. Это ограничение может действовать по-разному. Например, в системах пропорционального представительства по партийным спискам избирательный порог требует, чтобы партия получила определенный минимальный процент голосов (например, 5%) либо на национальном уровне, либо в конкретном избирательном округе, чтобы получить какие-либо места. в законодательном органе. В многомандатных округах, использующих преференциальное голосование, помимо избирательного порога, чтобы получить место, кандидат также должен достичь квоты либо при первичном голосовании, либо после распределения предпочтений, которое зависит от количество членов, которые будут возвращены из округа.
Эффект избирательного порога заключается в отказе в представительстве небольших партий или принуждении их к созданию коалиций с презумпцией повышения стабильности избирательной системы за счет исключения маргинальных партий. Однако критики утверждают, что в отсутствие системы рейтингового голосования сторонники мелких партий фактически лишены избирательных прав и права представительства кем-либо по своему выбору.
Можно определить две границы: порог представительства - это минимальная доля голосов, которая может дать партии место (при наиболее благоприятных для партии обстоятельствах), а порог исключения - это максимальная доля голосов, которая может быть недостаточным, чтобы уступить место (при наименее благоприятных обстоятельствах). Лейпхарт предложил рассчитывать неформальный порог как среднее из этих значений.
В Польше Сейм, в Германии Бундестаг и Палате представителей Новой Зеландии порог составляет 5% (в Польше дополнительно 8% для коалиции из двух или более партий, представляющих объединенный избирательный список ). Однако в Германии и Новой Зеландии, если партия получает минимальное количество мест, избираемых прямым голосованием - три в Германии и одно в Новой Зеландии - порог не применяется (в Германии места, избираемые прямым голосованием, сохраняются независимо). Порог составляет 3,25% в Кнессете Израиля (1% до 1992 г., 1,5% в 1992–2003 гг. И 2% в 2003–2014 гг.) И 10% в парламенте Турции. В Польше партиям этнических меньшинств не обязательно достигать порогового уровня, чтобы попасть в парламент, поэтому в Сейме всегда есть небольшое представительство немецкого меньшинства. В Румынии для партий этнических меньшинств существует другой порог, чем для национальных партий, которые баллотируются в Палату депутатов.
Есть также такие страны, как Португалия, Южная Африка, Финляндия, Нидерланды и Северная Македония, которые имеют системы пропорционального представительства без юридического порога, хотя в Нидерландах действует правило, согласно которому первое место может никогда не быть a, что означает, что существует эффективный порог, равный 100%, деленный на общее количество мест (при распределении 150 мест этот порог в настоящее время составляет 0,67%). На парламентских выборах Словении 1992 и 1996 годов порог был установлен в 3 места в парламенте. Это означало, что партиям нужно было набрать около 3,2% голосов, чтобы преодолеть порог. В 2000 году порог был повышен до 4% голосов.
В Швеции существует общенациональный порог в 4%, но если партия наберет 12% в одном избирательном округе, она примет участие в распределении мест для этого округа. Однако на выборах 2014 года никто не был избран на основе правила 12%. В Норвегии общенациональный избирательный порог в 4% применяется только к равным местам. Партия, имеющая достаточную поддержку на местном уровне, может получить обычные места в округе, даже если партия не преодолеет установленный порог. После выборов 2009 года Либеральная партия получила таким образом два места.
В Австралии, где используется система единого передаваемого голоса пропорционального представительства, они избежали необходимости в формальном избирательном пороге, установив меньший электорат с каждым многомандатным электоратом. возвращение меньшего количества членов парламента и, как таковое, требование более высокого процента квоты для того, чтобы быть избранным. Поскольку Австралия также использует рейтинговую систему голосования, сторонники малых партий не лишаются избирательных прав, поскольку их голоса перераспределяются между другими кандидатами в соответствии с установленным избирателем порядком предпочтения, которые затем могут быть частью другого квоты на победу кандидатов.
В Соединенных Штатах, поскольку большинство выборов проводится по системе первого прошедшего, установленные законом избирательные пороги не применяются при фактическом голосовании. Однако в некоторых штатах есть пороговые требования к партиям для получения автоматического доступа к бюллетеням на следующих всеобщих выборах без необходимости подачи петиций, подписанных избирателями. Пороговые требования не имеют практического значения для двух основных политических партий (Республиканская и Демократическая партии), поскольку они легко удовлетворяют требованиям, но вступили в игру для второстепенных партий, таких как Зеленые и Либертарианские партии. Пороговые правила также применяются к независимым кандидатам для получения доступа к голосованию.
Страны могут иметь более одного порога. В Германии, как упоминалось ранее, обычно установлен порог в 5%, но партия, получившая три места в избирательном округе в Бундестаге, может получить дополнительное представительство, даже если она набрала менее 5% от общего числа голосов. Большинство многопороговых систем все еще находятся на стадии предложения. Избирательные пороги часто устанавливаются с целью обеспечения стабильности политической системы.
Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендует для парламентских выборов порог не выше 3%. Тем не менее, решение Европейского суда по правам человека 2007 года, Юмак и Садак против Турции, постановило, что 10-процентный порог Турции не нарушает статью 3 Протокола 1 к ЕКПЧ. (право на свободные выборы). Поскольку в Турции нет ограничений для независимых кандидатов, правило 10% в некоторой степени обходится партиями, выдвигающими кандидатов в качестве независимых.
Страна | Для отдельных партий | Для других типов |
---|---|---|
Албания | 3% | 5% для многопартийных союзов на каждый уровень избирательного участка |
Андорра | 7,14% (1/14 поданных голосов) | |
Армения | 5% | 7% для многопартийных союзов |
Австрия | 4% или Grundmandat в региональных округах | |
Бельгия | 5% (на уровне избирательных округов; без национального порога) | |
Босния и Герцеговина | 3% | |
Болгария | 4% | |
Хорватия | 5% | |
Кипр | 3,6% | 5% для Северный Кипр |
Чехия | 5% | 10% для коалиции из 2 партий, 15% для коалиции из 3 партий, 20% для коалиции из 4 или более партий (только для Палаты депутатов Чешской Республики ) |
Эстония | 5% | |
Дания | 2% или прямой мандат | |
Германия | 5% действительных партийных списков голосуют за пропорциональное. представительство (или три победы составляют округов). | 0% (этнические меньшинства), 0% (парламентские выборы в ЕС) |
Грузия | 3% | |
Греция | 3% | |
Венгрия | 5% | 10% для двусторонних союзов, 15% для многопартийных союзов, 0,26% для этнических меньшинств (только для первого места) |
Исландия | 5% (только для компенсационных мест) | |
Италия | 3% | 10% (партийные союзы), но список должен составлять не менее 3%, 1 % (партии партийных союзов), 20% или два округа (этнические меньшинства) |
Казахстан | 7% | |
Латвия | 5% | |
Лихтенштейн | 8% | |
Литва | 5% | 7% для партийных союзов |
Молдова | 5% | 3% (беспартийные), 12% (партийные союзы) |
Монако | 5% | |
Черногория | 3% | |
Нидерланды | 0,667% (процент голосов, необходимых для одного места) | |
Норвегия | 4% (только для компенсационные места) | |
Польша | 5% | 8% (союзы; не распространяется на выборы в ЕС); 0% (этнические меньшинства) |
Румыния | 5% | 10% (союзы) |
Россия | 5% | |
Сан-Марино | 5% | |
Шотландия | 5% | |
Испания | 3% (округ). Сеута и Мелилья используют систему в порядке очереди. Нет порога для выборов в Сенат и Европейский парламент. 5% для местных выборов. Варьируется на региональных выборах. | |
Швеция | 4% (национальный уровень). 12% (избирательный округ) | |
Сербия | 3% | Нет порога для списков, представляющих национальные меньшинства |
Словакия | 5% | 7% для двусторонние союзы, 10% для многопартийных союзов |
Словения | 4% | |
Турция | 10% | 10% для многопартийных союзов. Партии в альянсе индивидуально не подпадают под действие какого-либо общенационального порога. Нет порога для независимых кандидатов. |
Украина | 5% | |
Уэльс | 5% |
Страна | Для отдельных партий | Для других типов |
---|---|---|
Аргентина | 3% зарегистрированных избирателей | |
Бразилия | 1,5% | |
Боливия | 3% | |
Бурунди | 2% | |
Колумбия | 3% | |
Восточный Тимор | 4% | |
Фиджи | 5% | |
Индонезия | 4% (только для Совета народных представителей) | |
Израиль | 3,25% | |
Кыргызстан | 9% и 0,7% голосов в каждом из семи регионов | |
Мозамбик | 5% | |
Непал | 3% голосов каждый по категории пропорционального представительства и по крайней мере одно место при голосовании по первому кандидату | |
Новая Зеландия | 5% (или получение места у электората) | |
Перу | 5% | |
Палестина | 2% | |
Филиппины | 2 % за 20% мест в нижней палате | Другие партии все еще могут претендовать, если 20% мест не заполнены) |
Южная Корея | 3% (или выиграв 5 мест в местной округа) | 5% (выборы в местные советы) |
Руанда | 5% | |
Таджикистан | 5% | |
Тайвань | 5% | |
Уругвай | 1% (депутаты). 3% (Сенат) |
.
количество мест в каждом избирательном округе создает естественный порог (также называемый скрытым, или эффективным, или неформальным порогом). Количество голосов, которое означает, что партии гарантировано место, можно рассчитать по формуле (), где ε - наименьшее возможное количество голосов. Это означает, что в округе с четырьмя местами гарантированное место будет чуть более 20% голосов. При более благоприятных обстоятельствах партия все еще может получить место с меньшим количеством голосов. Наиболее важным фактором при определении естественного порога является количество мест, которые должен заполнить округ. Другими менее важными факторами являются формула распределения мест (D'Hondt, Saint-Laguë, LR-Droop или Hare ), количество конкурирующих политических партий и размер собрания. Как правило, округа меньшего размера приводят к более высокой доле голосов, необходимых для получения места, и наоборот. Нижнюю границу (порог представительства или процент голосов, позволяющий партии получить место при наиболее благоприятных обстоятельствах) вычислить сложнее. Помимо факторов, упомянутых ранее, важно количество голосов, отданных за небольшие партии. Если больше голосов будет отдано за партии, не получившие места, это будет означать меньший процент голосов, необходимых для получения места.
Примеры выборов, когда установленные партии упали ниже порога:
Избирательный порог иногда может серьезно повлиять на отношения между процент голосов избирателей, набранных каждой партией, и распределение мест.
На выборах в российский парламент в 1995 г. с порогом, исключающим партии ниже 5%, более 45% голосов досталось партиям, которые не смогли преодолеть этот порог. В 1998 году Конституционный суд России признал порог законным с учетом ограничений в его использовании.
Аналогичная ситуация была в Турции, где установлен 10-процентный порог, который легко превышает чем в любой другой стране. Оправданием столь высокого порога было предотвращение многопартийных коалиций и прекращение бесконечной фрагментации политических партий, наблюдавшейся в 1960-х и 1970-х годах. Однако в период с 1991 по 2002 год правили коалиции, но основные партии продолжали оставаться раздробленными, и на выборах 2002 года 45% голосов были отданы за партии, которые не смогли преодолеть порог и, таким образом, не были представлены в выборах. парламент.
На украинских выборах в марте 2006 г., для которых был установлен порог в 3% (от общего числа голосов, т. е. включая недействительные голоса), 22% избирателей фактически были лишился избирательных прав, проголосовав за второстепенных кандидатов. На парламентских выборах, проведенных по той же системе, меньшее количество избирателей поддерживало второстепенные партии, и общий процент лишенных гражданских прав избирателей упал примерно до 12%.
В Болгарии 24% избирателей проголосовали за партии, которые не получили бы представительства на выборах 1991 и 2013.
На Филиппинах, где места по партийным спискам только оспариваются на 20% из 287 мест в нижней палате, эффект 2-процентного порога увеличивается из-за большого количества партий, участвующих в выборах, а это означает, что порог труднее достичь. Это привело к потере четверти действительных голосов в среднем и привело к тому, что 20% мест никогда не были распределены из-за ограничения на 3 места. В 2007 порог в 2% был изменен, чтобы позволить партиям с менее чем 1% от первых предпочтений для получения места каждое, и доля потерянных голосов немного снизилась до 21%, но снова увеличилась до 29% в 2010 из-за увеличения по количеству участвующих сторон. В этой статистике не учитываются потерянные голоса за партию, которая имеет право на более чем три места, но не может претендовать на эти места из-за ограничения на три места.
Избирательный порог может вызвать эффект спойлера, аналогично системе голосования по первому посту, в которой второстепенные партии, неспособные преодолеть порог, отбирают голоса у других партий с аналогичной идеологией. Молодые партии в этих системах часто оказываются в порочном круге : если партия воспринимается как не имеющая шансов преодолеть порог, она часто не может получить народную поддержку; и если партия не сможет получить народную поддержку, у нее по-прежнему будет мало шансов преодолеть порог или вообще не будет. Помимо действий против экстремистских партий, он также может отрицательно сказаться на умеренных партиях, если политический климат станет поляризованным между двумя основными партиями на противоположных концах политического спектра. В таком сценарии умеренные избиратели могут отказаться от предпочитаемой партии в пользу более популярной партии в надежде удержать у власти даже менее желательную альтернативу.
Иногда избирательные пороги приводили к тому, что партия выигрывала абсолютное большинство мест, не набирая абсолютного большинства голосов, - такой результат, который должна предотвратить пропорциональная система голосования. Например, турецкая AKP получила большинство мест с менее чем 50% голосов на трех выборах подряд (2002, 2007 и 2011). На государственных выборах в Баварии в 2013 г. Христианско-социальный союз не набрал большинства голосов, но, тем не менее, получил абсолютное большинство мест благодаря рекордному количеству голосов для партий, которые потерпели поражение. чтобы достичь порога, включая Свободную демократическую партию (партнер ХСС по коалиции в предыдущем парламенте штата).
Напротив, выборы, в которых используется система ранжированного голосования, могут учитывать полное указанное предпочтение ранжирования каждого избирателя. Например, однократный передаваемый голос перераспределяет голоса первого предпочтения для кандидатов ниже порогового значения. Это позволяет продолжить участие в выборах тех, чьи голоса в противном случае были бы потрачены впустую. Незначительные партии могут указать своим сторонникам перед голосованием, как они хотели бы, чтобы их голоса были переданы. (Единый передаваемый голос - это пропорциональная система голосования, разработанная для достижения пропорционального представительства через рейтинговое голосование в многоместных (в отличие от одномандатных) организациях или округа (избирательные округа).) Рейтинговые системы голосования широко используются в Австралии и Ирландии. Другие методы введения ординальности в избирательную систему могут иметь аналогичный эффект.