Стефан Рипонский был автором агиографического текста восьмого века Vita Sancti Wilfrithi («Жизнь святого Уилфрида »). Другие имена, когда-то традиционно приписываемые ему, - Эддиус Стефан или Эдди Стефан, но сегодня историки больше не предпочитают и не принимают эти имена; современное употребление имеет тенденцию отдавать предпочтение «Стивену».
О жизни Стефана Рипонского известно очень мало. Автор Vita Sancti Wilfrithi называет себя «священником Стефаном». Беде упоминает, что Уилфрид привел в Рипон в 669 году учителя пения Эдди Стефана из Кента, чтобы он учил пению, и он традиционно считался тем же человеком, что и упомянутый «Стивен». Однако более веских доказательств того, что эти два имени описывают одного и того же человека, нет. Если бы эти двое были фактически одним и тем же человеком, Стивену было бы не менее двадцати лет, когда он приехал на север, а на момент смерти Уилфрида в 709 году ему было бы за шестьдесят или больше.
Независимо от того, был ли священник Стивен учителем пения Уилфрида из Кента, он, похоже, был последователем Уилфрида и мог консультироваться с людьми, которые близко знали Уилфрида как источники Vita Sancti Wilfrithi. Он писал для монахов Рипона, многие из которых знали Уилфрида.
Стивен Vita Sancti Wilfrithi является единственным документальным источником по Санкт - Уилфрид, в стороне от Беды Historia Ecclesiastica. Она была написана вскоре после смерти Уилфрид в 709. Стивен попросил написать Жизнь по Acca из Хексэма, один из последователей Уилфрид, который впоследствии стал епископом и преемника Уилфрид в Престоле в Хексэма. Хотя Стивен, вероятно, знал Уилфрида лично и имел доступ к другим, кто его знал, он рассказывает о нескольких необычных событиях и использует доступные текстовые источники. Он даже копирует две строчки прямо из Vita Sancti Cuthberti, иначе известной как Anonymous Life of Saint Cuthbert. Однако, в отличие от многих ранних средневековых житиях, которые состояли из струн чудес, приписываемых святым, Стефана Вита принимает форму хронологического повествования и включает в себя конкретные имена и события.
Неизвестно, чего именно Стивен надеялся достичь при написании Vita Sancti Wilfrithi, но у ученых есть несколько теорий. Утверждалось, что использование Стивеном строк из « Виты Санкти Катберти» было способом превзойти культ, основанный на Катберте, и заменить его Уилфридом. Однако заимствования Стивена составляют лишь крошечный процент от всего и целиком относятся к ранней части работы, что делает эту теорию маловероятной.
Работа сильно предвзята в пользу Уилфрида и включает явные сравнения Уилфрида с фигурами Ветхого Завета и с апостолом Павлом. Вначале Стивен объясняет, что сообщество убедило его написать Vita. Целью Стивена в письменной форме могло быть просто описание чувства общины к святости и доброте жизни Уилфрида, которого они знали лично.
« Житие святого Вильфрити» Стефана - одна из первых англосаксонских историй и самая ранняя из сохранившихся. Беде, очевидно, использовал его в качестве источника для разделов своей Historia Ecclesiastica, хотя и не признавал этого.
Vita Sancti Wilfrithi также важное значение, поскольку она обеспечивает современный взгляд на события, которые произошли в течение жизни Уилфрида. Например, в нем дается отчет о Синоде Уитби, который отличается от отчета Беды. Хотя сочинение Стефана подверглось большей критике, чем сочинение Беде, отчет, найденный в Vita Sancti Wilfrithi, раскрывает политические факторы, которые могли повлиять на Синод наряду с религиозными противоречиями, описанными Беде.
Под своим настоящим или предполагаемым именем Эдди Стивен из Рипона появляется в двух работах Редьярда Киплинга :
Из: Colgrave, Life of St Wilfrid. стр. xiii-xiv.