число Маха-расходимости (не путать с критическим числом Маха ) - это число Маха, при котором аэродинамическое сопротивление на профиль аэродинамического профиля или планера начинает быстро увеличиваться по мере увеличения числа Маха. Это увеличение может привести к увеличению коэффициента сопротивления более чем в десять раз по сравнению с низкоскоростное значение.
Значение числа Маха увлечения-дивергенции обычно больше 0,6; следовательно, это трансзвуковой эффект. обычно близко и всегда больше, критическое число Маха. Как правило, коэффициент лобового сопротивления достигает максимума при 1,0 Маха и снова начинает уменьшаться после перехода в режим сверхзвукового выше примерно 1,2 Маха.
Сильное увеличение сопротивления вызвано образованием ударной волны на верхней поверхности аэродинамического профиля, которая может вызвать разделение потока и неблагоприятное градиенты давления на кормовой части крыла. Этот эффект требует, чтобы самолет, предназначенный для полета на сверхзвуковых скоростях, имел большую величину тяги. На ранних этапах разработки околозвуковых и сверхзвуковых самолетов часто использовалось крутое пикирование, чтобы обеспечить дополнительное ускорение в области высокого сопротивления около 1,0 Маха. Это резкое увеличение лобового сопротивления породило популярное ложное представление о непреодолимом звуковом барьере, поскольку казалось, что ни одной авиационной технике в обозримом будущем не хватит движущей сила или контроль власть преодолеть это. Действительно, один из популярных аналитических методов расчета сопротивления на высоких скоростях, правило Прандтля – Глауэрта, предсказывает бесконечное сопротивление при скорости 1,0 Маха.
Двумя важными технологическими достижениями, возникшими в результате попыток преодоления звукового барьера, были правило площади Уиткомба и сверхкритический профиль. Профиль сверхкритического профиля имеет такую форму, чтобы сделать число Маха расходимости лобового сопротивления как можно большим, что позволяет самолету летать с относительно меньшим сопротивлением при высоком дозвуковом и низком трансзвуковом скорости. Эти, наряду с другими достижениями, включая вычислительную гидродинамику, позволили снизить коэффициент увеличения лобового сопротивления до двух или трех для современных конструкций самолетов.
Число Маха с расходимостью сопротивления M dd для данного семейства крыльев винта может быть аппроксимировано соотношением Корна:
где