Десанка Максимович

редактировать
Десанка Максимович
Женщина лет 70 в черной шляпе. Максимович в 1975 году
Родился16 мая 1898 года. Рабровица, Валево, Королевство Сербия
Умер11 февраля 1993 (1993-02-11) (94 года). Белград, FR Югославия
Род занятийПоэт, писатель, переводчик
Национальностьсерб
Alma materБелградский университет. Парижский университет
Период1920–1993
СупругСергей Сластиков (1933–1970)

Десанка Максимович (сербская кириллица : Десанка Максимовић; 16 мая 1898 г. - 11 февраля 1993 г.) был сербским поэтом, писателем и переводчиком. Первые ее работы были опубликованы в литературном журнале Misao в 1920 году, когда она училась в Белградском университете. Через несколько лет ее стихи появились в Serbian Literary Herald, самом влиятельном литературном издании Белграда. В 1925 году Максимович получил стипендию правительства Франции на годичное обучение в Парижском университете. По возвращении она была назначена профессором Первой элитной средней школы для девочек в Белграде, и эту должность она продолжала занимать до Второй мировой войны.

В 1933 году Максимович вышла замуж за Сергея Сластикова, русского эмигранта писатель. После увольнения с должности в средней школе немцами в 1941 году она была доведена до состояния бедности и вынуждена подрабатывать случайными заработками, чтобы пережить трехлетнюю оккупацию. В этот период ей было разрешено публиковать только детскую литературу, но она тайно составила сборник патриотических стихов, который публиковался только после войны. Среди них была «Крвава байка» («Кровавая сказка») об убийстве Вермахтом школьников в Крагуевацкой резне. Он широко читался в послевоенных памятных церемониях и стал одним из самых известных стихотворений на сербском языке.

К своему 60-летию со дня рождения Максимович была удостоена ряда наград и наград в 1958 году. В 1964 году она опубликовала одно из своих самых известных произведений - сборник стихов-размышлений под названием Tražim pomilovanje (I Seek Милосердие). Завуалированная критика правительства Тито сделала его особенно популярным. В следующем году она стала полноправным членом Сербской академии наук и искусств. После смерти ее мужа в 1970 году поэзия Максимович все больше вращалась вокруг темы человеческой смертности. Максимович много путешествовала в 1970-х и 1980-х годах, и некоторые из ее поездок за границу вдохновили ее на создание нескольких ее работ. Она приняла участие в борьбе с государственной цензурой в начале 1980-х годов и действовала до самой своей смерти в 1993 году.

Максимович была первой сербской поэтессой, получившей широкое признание в литературных кругах Югославии и среди широкой общественности. Один литературовед отмечает, что она послужила примером для других сербских женщин, желающих заняться этим ремеслом. Репутация Максимович, которая была такой, что большинство ее современников называли ее просто по имени, побудила одного автора описать ее как «самого любимого сербского поэта двадцатого века».

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Детство
    • 1.2 Начало карьеры
    • 1.3 Дальнейшая жизнь
  • 2 Наследие
  • 3 Работы
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Детство

Максимович большую часть детства провела в Бранковине

Десанка Максимович родилась в селе Рабровица, недалеко от Валево, на 16 мая 1898 года. Она была старшей из семи детей своих родителей. Ее отец Михайло был школьным учителем, а мать Драгиня (урожденная Петрович) была домохозяйкой. Предки Максимовича переселились в Сербию из Герцеговины в конце 18 века. Ее дед по материнской линии был священником православной церкви. Через два месяца после ее рождения ее отца перевели в близлежащее село Бранковина, и семье пришлось переехать. Максимович провела большую часть своего раннего детства в Бранковине. Она увлеклась чтением в раннем возрасте, проводя часы в библиотеке своего отца. Когда ей было 10 лет, семья переехала в Валево. Семья Максимовича была опустошена Первой мировой войной. В 1915 году она потеряла отца из-за тифа, когда он служил в Королевской сербской армии. Смерть ее отца поставила семью в тяжелое финансовое положение. Чтобы иметь возможность заботиться о своей матери и ее братьях и сестрах, Максимович была вынуждена бросить среднюю школу. В свободное время она выучила французский. После войны она снова поступила в школу и получила среднее образование в 1919 году.

Начало карьеры

После окончания средней школы Максимович переехал в Белград, столицу недавно образованного Королевства Сербы, хорваты и словенцы. Она поступила в Белградский университет и изучала историю искусств и сравнительную литературу. К этому времени Максимович уже несколько лет писал стихи. Она передала некоторые из своих стихов одному из своих бывших профессоров, который, в свою очередь, передал их Велимиру Масуке, главному редактору Misao (Мысль), одного из ведущих художественных и литературных изданий Сербии.

Максимович (в первом ряду), в центре) на встрече югославских писателей в 1929 году

Стихи Максимович впервые появились в Мисао между 1920 и 1921 годами. Она получила первую из многих литературных наград, когда одно из ее стихов было признано лучшим журналом его читатели. Через несколько лет Srpski književni glasnik (сербский литературный вестник), тогда самый влиятельный и уважаемый литературный журнал Белграда, начал печатать ее стихи, а некоторые из ее работ появились в антологии югославской лирической поэзии. В 1924 году Максимович опубликовала свой первый сборник стихов, названный просто Песме (Стихи). Коллекция была встречена положительными отзывами. Максимович окончил Белградский университет примерно в это же время и получил стипендию от правительства Франции на годичное обучение в Парижском университете. Она вернулась в Белград в 1925 году, а по возвращении получила от правительства медаль Святого Саввы за свои литературные достижения и стала профессором Первой городской элитной школы для девочек.

К концу 1920-х гг. Королевство сербов, хорватов и словенцев погрязло в межнациональной напряженности. В 1929 году король Александр издал указ о переименовании страны в Югославию, чтобы смягчить растущее националистическое недовольство. Вскоре политические споры в стране переросли в литературный дискурс. Югославские писатели не могли прийти к единому мнению о политическом и художественном направлении югославской литературы. Старшие писатели предпочитали придерживаться существующих литературных норм, в то время как молодые продвигали модернизм как средство объяснения противоречий современной жизни и исследования человеческого подсознания. Стойкий отказ Максимович отклоняться от традиционных литературных форм и традиций вызвал резкую критику со стороны многих ее коллег из югославского литературного истеблишмента. Позже она отметила: «У меня не было бы так много друзей, как сейчас, если бы я не смогла забыть резкие шутки или критические замечания в адрес моих стихов или меня самого». Югославии пришлось пережить тяжелые экономические условия во время Великой депрессии, и политический ландшафт страны еще больше ухудшился. В это время Максимович сделала поэзию основным направлением своего творчества. Многие из ее стихотворений были впервые прочитаны перед ее коллегами по писательству в доме Смили Якович, издателя Misao. В 1933 году Максимович вышла замуж за писателя русского происхождения по имени Сергей Сластиков.

После немецкого ведомого осевого вторжения и последующей оккупации Югославии Максимович была принудительно уволена с должности преподавателя Первой средней школы для девочек по требованию властей. Обнищав, она стала давать частные уроки, шить детскую одежду и продавать кукол на рынке. Чтобы отапливать свою квартиру, Максимович пришлось идти пешком из центра Белграда на гору Авала за дровами. В то время она тайно писала патриотические стихи, но ей разрешалось публиковать только детские книги.

Дальнейшая жизнь

Максимович на церемонии, посвященной 100-летию со дня рождения Иво Андрича, Октябрь 1992 г.

После войны Югославия стала социалистическим государством под руководством Иосипа Броз Тито. Максимович был восстановлен профессором Первой средней школы для девочек. В 1946 году она издала сборник военных стихов «Песник и завич» («Поэт и его родина»). В сборник вошло одно из самых известных ее стихотворений, «Крвава байка» («Кровавая сказка»), реквием по детям, погибшим в крагуевацкой резне октября 1941 года. Хотя она не была коммунисткой, ее работы получили одобрение правительства Югославии. Максимович была ярым русофилом, и временами ее русофилию принимали за скрытый коминформизм, серьезное обвинение в годы после раскола Тито и Сталина, что в случае доказательства мог посадить человека в тюрьму. Максимович оставила преподавательскую деятельность в 1953 году. В 1958 году, чтобы отметить свое 60-летие, Максимович получила ряд наград от правительства и литературного истеблишмента Югославии. В следующем году она получила частичное членство в Сербской академии наук и искусств (SANU).

В 1964 году Максимович опубликовал сборник стихов-размышлений под названием Tražim pomilovanje (Я ищу милосердия)., в котором говорилось о правлении в XIV веке Душана Могущественного, основателя Сербской империи. Коллекция была хорошо принята и быстро стала бестселлером. Завуалированная критика Тито сделала его особенно популярным, особенно среди тех, кто недоволен растущим произволом и коррупцией югославского правительства. Максимович был удостоен других наград в течение следующих нескольких лет. В 1965 году ее коллеги проголосовали за то, чтобы сделать ее полноправным членом SANU. К тому времени Максимович была хорошо известна и уважаема не только в Югославии, но и за ее пределами, ее произведения были переведены на десятки языков. Среди переводчиков ее произведений была русская поэтесса Анна Ахматова. В 1967 году Максимович была награждена медалью Верховного Совета Советского Союза..

Муж Максимович умер в 1970 году. После его смерти в ее стихах все чаще затрагивалась тема человеческой смертности. В 1975 году она получила Премию Вука Караджича за пожизненные достижения от SANU, став вторым писателем, получившим эту награду после Нобелевского лауреата Иво Андрича. В следующем году Максимович опубликовал сборник стихов Letopis Perunovih potomaka (Хроники потомков Перуна), посвященный средневековой истории Балкан. Она много путешествовала в 1970-х и 1980-х годах, посетив многие европейские страны, включая Советский Союз и Соединенное Королевство, а также Австралию, Канаду, Соединенные Штаты и Китай. Ее поездки в Норвегию и Швейцарию вдохновили ее на сборник стихов «Пешме из Норвегии» («Стихи из Норвегии»; ​​1976) и книгу о путешествиях «Снимцы из Швайчарске» («Снимки из Швейцарии»; 1978). В 1982 году Максимович стал одним из основателей Комитета по защите свободы творчества, который стремился положить конец государственной цензуре. В 1988 году она издала сборник стихов «Памтичу све» («Я все запомню»). Она умерла в Белграде 11 февраля 1993 года в возрасте 94 лет.

Наследие
Статуя в Валево

«Максимович... ознаменовал целую эпоху своей лирической поэзией», - писательница Аида Видан пишет. Она была первой сербской поэтессой, получившей широкое признание со стороны ее преимущественно мужчин-коллег в югославской литературной среде, а также первой сербской поэтессой, которая привлекла значительное внимание широкой публики. Она была ведущей литературной фигурой Югославии в течение семи десятилетий, впервые получив это звание в межвоенный период и сохранив его до самой смерти. Ученый Дубравка Джурага описывает ее как «любимую дуайен югославской художественной литературы». Максимович «предложила женщинам-писательницам образец достижений в области лирической поэзии», - пишет литературовед Селия Хоксуорт. Хоксуорт сравнивает вклад Максимовича в сербскую литературу с вкладом Елизаветы Багрианы в Болгарии, Виславы Шимборской в Польше и Нины Кассиан в Румынии. Автор Кристофер Делисо описывает Максимовича как «самого любимого сербского поэта двадцатого века». При жизни ее репутация была такой, что многие современники называли ее просто по имени. Ее стихотворение «Крвава байка» широко считается одним из самых известных произведений стихов на сербском языке. Ей также приписывают популяризацию замков любви в бывшей Югославии через одно из своих стихотворений. К началу 2000-х это явление распространилось на другие части земного шара.

Статуя Максимович была открыта в Валево 27 октября 1990 года, когда она была еще жива. В 1990-х годах в рамках переименования улиц коммунистической эпохи после распада Югославии улица Журо Салай в Белграде была переименована в улицу Десанка Максимовича. В мае 1996 года Союзная Республика Югославия выпустила памятную почтовую марку в ее честь. бронзовая статуя Максимовича была установлена ​​в парке Ташмайдан в Белграде 23 августа 2007 года.

Работы

Источник: Сливич-Симсич ( 1995, pp. 127–128)

Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 14:39:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте