Мария Вислава Анна Шимборска | |
---|---|
![]() | |
Родился | (1923-07-02) 2 июля 1923. Prowent, Познанское воеводство, Польша (ныне Корник, Польша ) |
Умер | 1 февраля 2012 (2012-02-01) (88 лет). Краков, Польша |
Профессия |
|
Известные награды |
|
Супруг | Адам Влодек (1948–1954); в разводе) |
Подпись | ![]() |
Мария Вислава Анна Шимборска (польский: ; 2 июля 1923 - 1 февраля 2012) была полькой поэт, эссеист, переводчик и лауреат Нобелевской премии по литературе 1996 года. Родилась в Проуэнте, который с тех пор стал частью Kórnik, позже она проживала в Кракове до конца своей жизни. В Польше книги Шимборской достигли уровня продаж, конкурирующих с известными авторами прозы, хотя она написала в стихотворении «Некоторые любят поэзию» («Niektórzy lubią poezję»), что, «возможно» двое из тысячи людей любят поэзию.
Шимборска была удостоена Нобелевской премии по литературе 1996 г. «за поэзию, которая с иронической точностью позволяет выявить исторический и биологический контекст во фрагментах человеческой реальности». В результате она стала более известной во всем мире. Ее работы переведены на английский и многие европейские языки, а также на арабский, иврит, японский, персидский и Китайский.
Вислава Шимборска родилась 2 июля 1923 года в Prowent, Польша (ныне часть Kórnik, Польша), вторая дочь Винцента Шимборского и Анны (урожденной Роттермунд) Шимборской.. Ее отец был в то время стюардом графа Владислава Замойского, польского патриота и благотворительного покровителя. После смерти Замойского в 1924 году ее семья переехала в Торунь, а в 1931 году в Краков, где она жила и работала до своей смерти в начале 2012 года.
When World В 1939 году разразилась Вторая война, образование продолжила в подпольных классах. С 1943 года она работала на железной дороге, и ей удалось избежать депортации в Германию в качестве подневольной рабочей. В это время началась ее карьера художника с иллюстраций к учебнику английского языка. Она также начала писать рассказы и иногда стихи. В 1945 году она начала изучать польскую литературу, а затем перешла на социологию в Ягеллонском университете в Кракове. Там она увлеклась местной писательской сценой, познакомилась и испытала влияние Чеслава Милоша. В марте 1945 года она опубликовала свое первое стихотворение «Szukam słowa» («В поисках слов») в ежедневной газете Dziennik Polski. Ее стихи продолжали публиковаться в различных газетах и периодических изданиях в течение ряда лет. В 1948 году она бросила учебу без ученой степени из-за плохого финансового положения; В том же году она вышла замуж за поэта Адама Влодека, с которым развелась в 1954 году. Они оставались близкими до смерти Влодека в 1986 году. Их союз был бездетным. Примерно во время замужества она работала секретарем в образовательном журнале, выходящем раз в две недели, а также иллюстратором. Ее первая книга должна была быть издана в 1949 году, но не прошла цензуру, так как «не отвечала социалистическим требованиям».
Шимборска придерживалась официальной идеологии Польской Народной Республики в начале своей карьеры, подписав печально известную политическую петицию 1953 года, осуждающую польских священников, обвиняемых в государственной измене в шоу проба. Ее ранние работы поддерживали социалистические темы, как видно из ее дебютного сборника Dlatego żyjemy (Это то, ради чего мы живем), содержащего стихи «Ленин» и «Młodzieży budującej Nową Hutę» («Для молодежи, которая строит Nowa Гута "), о строительстве сталинского промышленного городка под Краковом. Она стала членом правящей Польской объединенной рабочей партии.
Хотя изначально она была близка к официальной линии партии, когда Коммунистическая партия Польши перешла от сталинских коммунистов к «национальным» коммунистам, Шимборская отдалилась от социалистической идеологии и отказалась от своей прежней политической работы. Хотя официально она выходила из Коммунистической партии только в 1966 году, она начала устанавливать контакты с диссидентами. Еще в 1957 году она подружилась с Ежи Гедройцем, редактором влиятельного парижского эмигрантского журнала Kultura, в котором она участвовала. В 1964 году она выступила против поддержанного коммунистами протеста The Times против независимых интеллектуалов, потребовав вместо этого свободу слова.
В 1953 году Шимборска присоединилась к сотрудникам журнала литературного обозрения (Literary Life), где она продолжала работать до 1981 года, а с 1968 года вела колонку рецензий на книги Lektury Nadobowizkowe. Многие из ее эссе этого периода позже были опубликованы в виде книги. С 1981 по 1983 год она была редактором краковского ежемесячного журнала NaGlos (OutLoud). В 80-е годы она активизировала свою оппозиционную деятельность, сотрудничая с периодическим изданием самиздат «Арка» под псевдонимом «Stańczykówna», а также в «Культуре». В начале 1990-х годов в стихотворении, опубликованном в Gazeta Wyborcza, она поддержала вотум недоверия первому некоммунистическому правительству, которое вернуло бывших коммунистов к власти. Последний сборник, изданный при жизни Шимборской, Dwukropek, был выбран читателями польской Gazeta Wyborcza лучшей книгой 2006 года. Она также перевела на польский язык французскую литературу, в частности поэзию барокко и произведения Агриппы д'Обинье. В Германии Шимборска была связана со своим переводчиком Карлом Дедециусом, который много сделал для популяризации ее работ там.
В окружении друзей и родственников Шимборска мирно скончалась от рака легких во сне дома в Кракове в 2012 году в возрасте 88 лет. Она работала о новых стихах на момент ее смерти, но не смогла организовать свои последние стихи для публикации так, как она хотела. Ее последние стихи были опубликованы позже в 2012 году. В 2013 году в честь ее наследия была учреждена Премия Виславы Шимборской.
Шимборска часто использовала литературные приемы, такие как ироническая точность, парадокс, противоречие и недосказанность, чтобы пролить свет на философские темы и навязчивые идеи. Во многих ее стихах рассказывается о войне и терроризме. Она писала с необычных точек зрения, например, кошка в недавно опустевшей квартире своего умершего хозяина. Ее репутация основана на относительно небольшом объеме работ, менее 350 стихотворений. Когда ее спросили, почему она опубликовала так мало стихов, она ответила: «У меня дома есть мусорное ведро».
Стихотворение Шимборской «Ничего не дважды» было положено на музыку исполнена Луцей Прус в 1965 году. Кавер рок-певицы Кора на песню "Nothing Twice" стал хитом 1994 года. Композитор Барбара Мария Закшевская-Никипорчик использовала текст Шимборской в своей композиции "Buffo" для голоса и фортепиано.
Стихотворение «Любовь с первого взгляда» было использовано в фильме Повернись налево, поверни направо, в главных ролях: Такеши Канеширо и Джиджи Люн. Фильм Кшиштофа Кесьлевского Три цвета: Красный также был вдохновлен «Любовью с первого взгляда».
В последние годы Шимборска сотрудничала с польским джазовым трубачом Томашем Станко, который посвятил свою пластинку Вислава (ECM, 2013) ее памяти, черпая вдохновение из их сотрудничества и ее стихи.
По поэме Шимборской «Люди на мосту» сняла фильм Беата Позняк. Его показали по всему миру и на кинофестивале в Нью-Дели. В качестве награды он был показан еще 36 раз в 18 городах Индии.
СМИ, связанные с Виславой Шимборской на Wikimedia Commons
Цитаты, связанные с Виславой Шимборской в Wikiquote