Теория Дэн Сяопина (упрощенный китайский : 邓小平 理论; традиционный китайский : 鄧小平 理論; пиньинь : Dèng Xiǎopíng Lǐlùn) или Dengism - это серия политических и экономических идеологий, впервые разработанных китайским лидером Дэн Сяопином. Теория не претендует на отрицание марксизма-ленинизма или маоизма, но вместо этого пытается адаптировать их к существующим социально-экономическим условиям Китая.
Дэн также подчеркнул открытие Китая внешнему миру, реализация одной страны, двух систем, и с помощью фразы «искать истину в фактах », защита политических и экономических прагматизм.
Китай во многом обязан своим экономическим ростом тому, что Дэн Сяопин делал упор на экономическое производство, в соответствии с теория производительных сил - разновидность марксистской теории 20 века . По мнению Дэна, перед руководством Китая стояла двоякая задача: (i) содействие модернизации китайской экономики и (ii) сохранение идеологического единства Коммунистической партии Китая (КПК). и его контроль над сложными реформами, необходимыми для модернизации.
Усилия по модернизации были обобщены концепцией Четырех модернизаций. Четыре модернизации были целями, сформулированными Чжоу Эньлаем в 1963 году, чтобы улучшить сельское хозяйство, промышленность, национальную оборону, науку и технологии в Китае.
Чтобы сохранить идеологическое единство, теория Дэн Сяопина сформулировала «четыре кардинальных принципа », которые коммунистическая партия должна поддерживать:
В 1992 году, через четырнадцать лет после того, как Дэн стал лидером Китая, он предпринял «наньсюнь» или «инспекционный визит на юг». Там он, будучи уже очень старым, произнес знаменитые слова: «кай фанг !» (Китайский: 开放). Эти слова, которые буквально означают «открываться», действительно окажутся очень важными для экономического развития Китая вплоть до сегодняшнего дня. После этого всплеска мотивации Китай начал экономический рост.
В Дэн сохранилось мало свидетельств подхода Мао. Теория Дэн Сяопина утверждает, что отстаивание мысли Мао Цзэдуна не означает слепого имитации действий Мао без отклонений, как это было видно в правительстве Хуа Гофэна, и это на самом деле «противоречит мысли Мао Цзэдуна»
С 1980-х годов теория стала обязательным предметом изучения в университете. Эта теория, служившая основным политическим руководством для Коммунистической партии Китая (КПК) со времени третьего пленума 11-го съезда КПК в 1978 году, вошла в Конституцию Коммунистической партии в качестве руководящей идеологии 1997 года., а также впоследствии было записано в Конституцию Китайской Народной Республики :
После третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва китайские коммунисты, представленные главным образом товарищем Дэн Сяопином, суммировали как положительные, так и негативный опыт, накопленный с момента основания Нового Китая, реализовал принцип освобождения разума и поиска истины из фактов, сместил акцент в работе партии на экономическое развитие, ввел реформы и открытость, положил начало новому периоду для развития социализма. причина, постепенно сформировавшая линию, принципы и политику построения социализма с китайской спецификой, изложила основные вопросы, касающиеся строительства, укрепления и развития социализма. в Китае и создал теорию Дэн Сяопина. Теория Дэн Сяопина является продуктом интеграции базовой теории марксизма-ленинизма с практикой современного Китая и характеристиками нынешней эпохи, унаследованием и развитием мысли Мао Цзэдуна в новых исторических условиях, на новом этапе развития. марксизма в Китае, марксизма современного Китая и кристаллизации коллективной мудрости КПК, которые неуклонно направляют дело социалистической модернизации Китая.