Из издания 1594 года, опубликованного Жаном Ле Пре | |
Автор | Луций Анней Сенека |
---|---|
Страна | Древний Рим |
Язык | Латинский |
Предмет | Этика |
Жанр | Философия |
Дата публикации | н.э. ок. 60 |
De Tranquillitate Animi (О спокойствии разума ) - это латинское произведение стоического философа Сенеки (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.). Диалог касается душевного состояния друга Сенеки Аннея Серена и того, как вылечить Серена от тревоги, беспокойства и отвращения к жизни.
Около 400 B.C., Демокрит написал трактат «О бодрости» (греч. Περι εύθυμίης; Peri euthymiés). Термин эутимия, или «бодрость», может означать устойчивость ума, благополучие души, уверенность в себе. Сенека хвалит Демокрита в связи с его трактатом на эту тему и заявляет, что он будет использовать латинское слово tranquillitas в качестве приблизительного перевода эвфимии.
Написав немного позже, чем Сенека, Плутарх писал похожая работа, описанная в переводе 1589 года как «философский трактат о тишине разума».
Считается, что De Tranquillitate Animi написана в период с 49 по 62 Он часто датируется примерно 60 годом нашей эры на основании (возможно, ошибочного) предположения, что тема диалога отражает собственное ухудшение политической ситуации Сенеки в суде.
Название, когда в переводе на английский означает спокойствие разума (или) души. Слово аними переводится в общем смысле как разумная душа, а в более узком - как разум как вещь, которая думает, чувствует, желает. Т. М. Грин дает определение анимуса, аними как души, разума, а также отваги и страсти. Монтелеоне перевел tranquillitas animi как душевное равновесие.
De Tranquillitate Animi является частью серии Dialogi (диалогов) Сенеки. Диалог касается состояния аними друга Сенеки и того, как с помощью жизни вылечить Серенуса от беспокойства, беспокойства и отвращения.
для человека более типично смеяться над жизнью, чем оплакивать ее
— 15,2Сенека завершает De Tranquillitate цитатой Аристотеля :
nullum magnum ingenium sine mixtura dementiae fuit. ни один великий гений не существовал бы без напряжения безумия
Сенеки, как и другие Стоики были заинтересованы в том, чтобы дать понимание для развития жизненной практики, чтобы другие могли развиваться в добродетельных людей и достичь внутренней гармонии. De Tranquillitate Animi - один из трех диалогов с его другом Серенусом, в который входят De Constantia Sapientis и De Otio. Превосходное положение, в котором обитает хо софос (мудрец ), непривязанность к земным (terrena) возможностям будущих событий пагубного характера - это объединяющая тема диалогов.
По сравнению с В двух других работах De Tranquillitate Animi более терапевтические. Работа начинается с того, что Серен обращается к Сенеке за советом, и эта просьба о помощи принимает форму медицинской консультации. Серенус объясняет, что он взволнован и находится в состоянии неустойчивой неподвижности, «как если бы я был на лодке, которая не движется вперед и ее бросает». Сенека использует диалог, чтобы обратиться к проблеме, которая много раз возникала в его жизни: желание жить в созерцании и необходимость активного политического участия. Сенека утверждает, что цель спокойного ума может быть достигнута, если проявить гибкость и найти золотую середину между двумя крайностями.
Если мы хотим достичь душевного спокойствия, Сенека рекомендует вести строгую жизнь, не обращая внимания на чрезмерное и чрезмерное. бесполезная роскошь. Он советует нам тщательно выбирать товарищей, потому что, если мы выберем тех, кто испорчен пороками, их пороки распространятся на нас (глава 7). Аскетизм - это главное средство достижения душевного спокойствия: мы должны научиться сдерживать себя, сдерживать свои желания, сдерживать обжорство, смягчать гнев, смотреть на бедность хорошими глазами и уважать самообладание (глава 8). Сенека сравнивает тех, у кого много и не знает, как им пользоваться, с человеком, у которого есть большая библиотека книг для простого показа (глава 9).
В главе 11 Сенека представляет образ мудреца-стоика, чей душевный покой (атараксия ) проистекает непосредственно из более глубокого понимания мира. Полная безопасность и самодостаточность мудреца исключают нездоровые страсти (apatheia ), то есть нарушения, которые не могут расстроить человека, который по определению является рациональным. Только рассуждение, осторожность и дальновидность могут создать в ком-то идеальную атмосферу покоя. Философ, сохраняя душевное спокойствие, не ненавидит человечество за его несправедливость, подлость, глупость и коррупцию. Времена, в которых мы живем, не хуже предыдущих, неразумно тратить время на буйство этих зол, разумнее над ними смеяться (глава 15).
Таким образом, правильное обращение - следовать природе, находить правильный баланс между общительностью и одиночеством, трудом и досугом, трезвостью и опьянением, и «следить за нашим колеблющимся разумом с интенсивной и неослабной заботой» (глава 17).
Первая сохранившаяся копия произведения является частью библиотеки Амброзиана в Милане, датируемой 11 веком нашей эры
.