Дэвида Брайса FRSE FRIBA RSA (3 апреля 1803 г. - 7 мая 1876 г.) шотландский архитектор.
Брайс родился на Саут-Колледж-стрит, 5 в Эдинбурге, в семье бакалейщика Дэвида Брайса (1763-1816), который имел успешный побочный интерес к строительству. Он получил образование в Королевской средней школе и присоединился к офису архитектора Уильяма Берна в 1825 году, в возрасте 22 лет. К 1841 году Брайс стал партнером Бёрна. Берн и Брайс формально расторгли свое партнерство в 1845 году из-за разногласий по поводу здания церкви Святой Марии, Далкейт, Мидлотиан, для герцога Бакклюха.
Берн переехал в Лондон, и Брюс преуспел в очень обширной и растущей практике, которой он посвятил себя с энтузиазмом, артистическим темпераментом и неутомимой энергией и настойчивостью. В ходе напряженной и успешной карьеры, которая активно продолжалась почти до его смерти, он занял ведущее место в своей профессии в Шотландии и разработал важные работы в большинстве крупных городов страны.
В 1830-х годах Брайс жил на Грейт-Стюарт-стрит, 8 в поместье Морей в Эдинбургском Вест-Энде.
В 1835 году он был избран членом Королевской шотландской академии, а в следующем году стал академиком. Он также был сотрудником Королевского института британских архитекторов, Архитектурного института Шотландии, Королевского общества Эдинбурга и в течение нескольких лет исполнял обязанности великого архитектора Великой ложи масонов в Шотландии. Он умер 7 мая 1876 года после непродолжительной болезни от бронхита, оставив многие важные работы незавершенными, которые были завершены под присмотром его племянника, который был его партнером в течение нескольких лет и который преуспел в его бизнесе. Он умер неженатым, но имел одного сына, Дэвида Брайса Тода, которого он узнал в более поздней жизни и в своем завещании.
Он похоронен на кладбище Нью-Калтон в Эдинбурге к западу от главная дорога север-юг, рядом с его племянником, Джоном Брайсом, также архитектором, который работал с ним в более поздней жизни. Дэвид Брайс никогда не был женат, но у него был один сын, Дэвид Брайс Тод 1837-1918 (кучера) со своей гражданской женой Джанет Тод (1797-1884).
Брайс был посвящен в Шотландское масонство в ложе «Римский орел», № 160, (Эдинбург). Позже он стал аффилированным членом Ложи Сент-Джеймс Оператив, № 97, также в Эдинбурге. Он вместе со своим наставником Уильямом Бёрном служил Великим Архитектором Великой Ложи Древних Свободных и Принятых Масонов Шотландии с 1845 по 1850 г. и один с 1851 г. смерть. Он также проявил интерес к другой ветви масонства, известной как Королевская арка. Он был выдох (инициирован) в эдинбургском капитуле Святого Андрея, номер 83.
Брайс работал во всех стилях, и сначала в основном в так называемом Палладианском и итальянском Возрождениях, но Вскоре он посвятил себя более исключительно готике, особенно той ее разновидности, которая известна как шотландское баронство, в которой он стал самым выдающимся и наиболее способным представителем. Именно в этом стиле были достигнуты его величайшие успехи, особенно в возведении и перестройке особняков по всей стране, из которых не менее пятидесяти свидетельствуют о его здравом суждении в планировании и его оценке возможностей для создания живописных эффектов.
Лучшими из его общественных зданий в этом стиле, вероятно, являются колледж Феттс и Королевский лазарет в Эдинбурге; в то время как здания Банка Шотландии, которые так во многом способствуют красоте очертаний Старого города Эдинбурга, демонстрируют его лучшее в итальянском стиле. Его известность, однако, в основном связана с его способностью возродить живописную французскую готику, которая теперь натурализовалась в Шотландии под названием Baronial; в годовом отчете Королевской шотландской академии в год его смерти говорилось, что «нет сомнений в том, что его имя еще долго будет с честью ассоциироваться со многими лучшими и наиболее характерными в отечественной архитектуре более поздних времен».
Получив за свою карьеру заказы на строительство более 230 зданий, Брайс известен прежде всего тем, что усовершенствовал стиль шотландского барона, с которым он стал пионером в разработке больших загородных домов с нестандартной планировкой, например, Craigends House в Renfrewshire. Его проекты черпали вдохновение в шотландской архитектуре 16 века, включая фронтоны с вороньими ступенями, башенки и резные двери.
В его банках и в общественных местах зданий, он предпочитал использовать итальянский классический стиль, аналогичный стилям Чарльза Барри - его дизайн для Fettes College, Эдинбург был одним из первый возродивший французский шато стиль. Несколько других архитекторов обучались у Брайса, в том числе Чарльз Киннер, Джон Старфорт, Джеймс М. Уордроп, Джеймс Макларен, Джон Милн, Дж. Дж. Стивенсон, сэр Джеймс Гоуэнс, Уильям Гамильтон Битти и Джеймс Кэмпбелл Уокер.
Св. Церковь Святой Марии, Далкейт-парк
Бывший британский льняной банк, Сент-Эндрю-сквер
Статуи на здании Британского льняного банка
Мавзолей Гамильтона, снаружи
Мавзолей Гамильтона, внутри
Головной офис Банка Шотландии
Головной офис Банка Шотландии на кургане
Главный офис Банка Шотландии, вид с Маркет-стрит
Колледж Феттс, Эдинбург
Колледж Феттс Деталь часовни
Часовая башня Королевского лазарета, Эдинбург
Больничные палаты Королевского лазарета
Банк Брайса на углу Джордж-стрит и Ганновер-стрит Эдинбург
сторожка Брайса в Ньюлистоне
Больница Локхарт, Ланарк
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Бернет, Джордж Уордлоу (1886). «Брайс, Дэвид ». В Стивен, Лесли (ред.). Национальный биографический словарь. 7. Лондон: Смит, Элдер и Ко, стр. 158.