Культурный материализм в теории литературы и культурологии уходит корнями в работа левого литературного критика Раймонда Уильямса. Культурный материализм делает анализ, основанный на критической теории, в традиции Франкфуртской школы.
Культурный материализм возник как теоретическое движение в начале 1980-х годов вместе с новый историзм, американский подход к ранней современной литературе, с которым он имеет много общего. Этот термин был придуман Уильямсом, который использовал его для описания теоретического смешения левого культурализма и марксистского анализа. Культурные материалисты имеют дело с конкретными историческими документами и пытаются проанализировать и воссоздать дух времени определенного момента истории.
Уильямс рассматривал культуру как «производственный процесс», часть средств производства, а культурный материализм часто определяет то, что он называл «остаточными», «возникающими» и «противоположными» элементами культуры.. Следуя традициям Герберта Маркузе, Антонио Грамши и других, культурные материалисты расширяют класс анализа традиционного марксизма (Неомарксизм ) посредством дополнительного внимания маргинализованным.
культурным материалистам анализируют процессы, посредством которых гегемонистские силы в обществе соответствуют каноническим и исторически важным текстам, таким как Шекспир и Остин, и использовать их в попытке подтвердить или вписать определенные ценности в культурное воображаемое. Джонатан Доллимор и Алан Синфилд, авторы книги, оказали значительное влияние на развитие этого движения, и их книга считается основополагающим текстом. Они выделили четыре определяющих характеристики культурного материализма как теоретического устройства:
Культурные материалисты ищут привлечь внимание к процессам, используемым современными властными структурами, такими как церковь, государство или академия, для распространения идеологии. Для этого они исследуют исторический контекст текста и его политические последствия, а затем посредством тщательного анализа текста отмечают доминирующую гегемонистскую позицию. Они выявляют возможности отклонения и / или подрыва этой позиции. Британский критик Грэм Холдернесс определяет культурный материализм как «политизированную форму историографии».
Настаивая на важности взаимодействия с вопросами пола, сексуальности, расы и класса, Культурный материализм оказал значительное влияние на литературоведение, особенно в Великобритании. Культурные материалисты обнаружили, что область исследований эпохи Возрождения особенно восприимчива к такому анализу. Традиционные гуманистические чтения часто избегают рассмотрения угнетенных и маргинализированных в текстовых чтениях, тогда как культурные материалисты обычно рассматривают такие группы в своем взаимодействии с литературными текстами, тем самым открывая новые возможности подхода к вопросам репрезентации В области литературной критики.