В кинопроизводстве и видеопроизводство, снимок крана - это снимок, сделанный камерой камеры на движущемся кране или гуське.. Большинство кранов вмещают и камеру, и оператора, но некоторые из них можно перемещать с помощью дистанционного управления. Краны-манипуляторы восходят к заре кинопроизводства и часто использовались в немых фильмах, чтобы усилить эпичность больших съемок и массовых толп. Другой вариант использования - отодвигаться от актеров, что является обычным способом завершения фильма. Кадры журавля часто встречаются в сценах, которые считаются эмоциональными или напряженными. Одним из примеров этой техники являются кадры, сделанные удаленными кранами в эпизоде автомобильной погони из фильма 1985 года Жить и умереть в Лос-Анджелесе. Некоторые кинематографисты помещают камеру на штангу штанги просто для облегчения перехода между обычными установками.
Основной поставщик кранов в Кинотеатр Соединенных Штатов на протяжении 1940-х, 1950-х и 1960-х годов был компанией Chapman Company (позже Chapman-Leonard из Северного Голливуда), которую вытеснили десятки аналогичных производителей по всему миру. Традиционный дизайн предусматривал места как для режиссера, так и для оператора, а иногда и третье место для кинематографиста. Большой вес на задней части крана компенсирует вес людей, управляющих краном, и должен быть тщательно отрегулирован, чтобы избежать несчастных случаев. В 1960-е годы самым высоким краном был кран Chapman Titan, массивная конструкция высотой более 20 футов, получившая награду Академии науки и техники. Большинство таких кранов управлялись вручную, и для этого требовался опытный оператор стрелы, который знал, как вертикально поднимать, опускать и «перемещать» камеру вместе с актерами, пока платформа крана катится по отдельным путям. Оператор крана и оператор камеры должны были точно координировать свои действия, чтобы фокусировка, панорамирование и положение камеры начинались и останавливались одновременно, что требовало большого мастерства и репетиций.
Видеокраны могут быть маленькими, средними или большими, в зависимости от грузоподъемности и длины погрузочного рычага. Исторически сложилось так, что первый операторский кран предусматривал подъем камеры вместе с оператором, а иногда и помощником. Диапазон движения стрелы был ограничен из-за высокой грузоподъемности и необходимости обеспечения безопасности оператора. В последние годы стал популярным штатив с телескопической стрелой и дистанционным управлением. Он несет на стреле только кино- или телеаппарат без оператора и позволяет вести съемку из сложных положений, поскольку небольшая грузоподъемность позволяет достичь большого вылета стрелы крана и относительной свободы передвижения. Оператор управляет камерой с земли через моторизованную панорамную головку, используя дистанционное управление и видеонаблюдение, просматривая изображение на мониторе. В отдельную категорию входят телескопические операторские краны. Эти устройства позволяют задавать произвольную траекторию движения камеры, исключая характерное радиальное смещение гуська крана, присущее традиционным выстрела с размахом.
Операторский кран Телескопический операторский кранБольшие операторские краны почти неотличимы от обычных кранов стрелового типа, за исключением специального оборудования для плавного перемещения стрелы и контроля шума. Небольшие операторские краны и автокраны имеют легкую конструкцию, часто без механического привода. Клапаны управляются вручную путем балансировки противовеса в зависимости от нагрузки, что упрощает манипуляции. Для повышения удобства использования и повторяемости перемещения крана в разных проходах стрелки оси вращения снабжены конечностями и указателем. В некоторых случаях операторский кран устанавливается на тележку для еще большей мобильности камеры. Такие устройства называются крановыми тележками. В современных фильмах роботизированные краны позволяют использовать несколько исполнительных механизмов для высокоточного повторного движения камеры в фокусной фотографии. Эти устройства называются тап-роботами; в некоторых источниках используется термин «управление движением».
В течение последних нескольких лет краны для видеокамер были уменьшены, а затраты снизились настолько резко, что большинство начинающих кинематографистов получили доступ к этим инструментам. То, что когда-то было эффектом «Голливуд », теперь доступно менее чем за 400 долларов. Основными производителями кранов являются ABC-Products, Cambo, Filmotechnic, Polecam, Panther и Matthews Studio Equipment.