Comprachicos (также Comprapequeños и Cheylas ) является составным Испанский неологизм, означающий «покупатели детей», который был придуман Виктором Гюго в его романе Человек, который смеется. Это относится к различным группам в фольклоре, которые, как говорят, изменяли внешний вид людей, манипулируя растущими детьми, аналогично садовому методу бонсай, то есть преднамеренно нанесение увечий. Наиболее распространенные методы, которые, как утверждается, использовались в этой практике, включали задержку роста детей с помощью физического ограничения, наложения намордников на их лица, чтобы деформировать их, разрезание глаз, вывих суставов и деформацию костей.. Получившиеся в результате карликовые и деформированные взрослые зарабатывали на жизнь как болваны или продавались лордам и дамам для использования в качестве пажей или придворных дураков или придворных карликов.
Роман Виктора Гюго Человек, который смеется - это рассказ молодого аристократа, похищенного и обезображенного его похитителями, чтобы показать постоянную злобную ухмылку. В начале книги Хьюго дает описание компрачикосов:
Компрачикосы работали над человеком, как китайцы работали над деревьями. Какая-то фантастическая чахлость покинула их руки; это было смешно и замечательно. Они могли прикоснуться к маленькому существу с таким умением, что отец не узнал бы его. Иногда оставляли позвоночник прямым и переделывали лицо. У детей-тумблеров виртуозно вывихнули суставы; таким образом были сделаны гимнастки. Компрачикосы не только отняли у ребенка лицо; они также забрали его память. По крайней мере, они забрали все, что могли; ребенок не осознавал нанесенное ему увечье. Об ожогах серой и надрезах железом он ничего не помнил. Компрачикосы убили маленького пациента с помощью дурманящего порошка, который считался волшебным и подавлял всю боль.
Согласно исследованию Джона Бойнтона Кайзера в журнале Американского института уголовного права и криминологии, Виктор Гюго дал нам довольно точную картину многих характерных деталей социальной Англии 17 века; но слово компрачикос используется для описания народа, характеристики которого представляют собой неисторический конгломерат многого, что когда-то было актуальным, но затем устарело в истории человеческого общества.. " Многое из того, что сегодня кажется невообразимым, может иметь подлинные корни в обычной практике семнадцатого века.
Предполагалось, что одним из распространенных творений компрачико были искусственные карлики, созданные «путем помазания позвоночника младенцев жиром летучих мышей, кротов и сони» и с помощью таких наркотиков, как «карликовый старейшина», узловатая трава и сок ромашки ". Эта концепция была известна Шекспиру, как указала Беатрис К. Отто, цитируя Сон в летнюю ночь :
Уходи, карлик;. Ты, минимус, мешающий узелок ;
Предполагалось, что другие средства достижения этого результата включают физическое замедление роста путем перелома или вывиха костей, а также принудительное ограничение, при котором рост задерживается на достаточно длительный период, чтобы вызвать постоянную деформацию. Из-за спроса на гномов и других новинок при дворе королей в то время это могло быть прибыльным занятием.
Термин comprachico очень редко используется в современном английском языке, за исключением ссылки или намёка на устаревший фольклор, но подобные истории действительно существуют в англоязычном мире. Например, история, циркулирующая по крайней мере с 1980-х годов, рассказывает о японской невесте, которая пропадает во время медового месяца в Европе ; Спустя годы ее муж обнаруживает, что ее похитили, искалечили и заставили работать в шоу уродов. В шоковом документальном фильме Mondo Cane (1962) показаны, по-видимому, настоящие преступники, арестованные за нанесение увечий детям, которых они использовали в качестве попрошаек. Драма «Миллионер из трущоб» (2008) изображает банду, которая слепит детей, чтобы создать попрошаек.
«Компрачико» был принят как уничижительный термин, используемый для лиц и организаций, которые манипулируют сознанием и отношением детей таким образом, что навсегда исказят их убеждения или мировоззрение. Философ двадцатого века Айн Рэнд в своей статье «Компрачикосы» называла педагогов того времени «компрачикосами разума». Ее критика была адресована прежде всего прогрессивистам в образовании, но также и учителям начальных и средних школ, которые, по ее мнению, использовали психологически вредные методы обучения.
Джеймс Эллрой обращается к ним и Роман Виктора Гюго в The Black Dahlia, который является главной причиной убийства Элизабет Шорт.
В альбоме 2010 года Immersion группы Australian Drum and Bass band Pendulum одна из песен была названа " Comprachicos ", где в текстах были отсылки к манипуляции и сдержанности.
В комиксе DC 2011 года «Бэтмен и Робин № 26» был злодей, отец которого изуродовал его после того, как прочитал о «компрачикосах» в романе Хьюго.