Клод Шарль Дю Тисн

редактировать

Клод Шарль Дю Тисн (также Дютисн) возглавил первую официальную французскую экспедицию, посетившую Осейдж и индейцы Уичито в 1719 году на территории, которая стала известна как Канзас в современных Соединенных Штатах.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Миссурия
  • 3 Осейдж
  • 4 Уичито
  • 5 Позже
  • 6 Источники
Жизнь

Клод Шарль Дю Тисн родился во Франции около 1681 г. в Канаду в 1705 году в качестве солдата. Его послали основать форт на реке Огайо. Он заработал репутацию благодаря компетентности и знанию границы и индейцев.

В 1719 году его начальство проинструктировало его посетить Пани или Паниуссу (Уичито) и Падуку (Апачи ) в качестве первого шага к установлению торговли с испанской колонией Санта-Фе в Нью-Мексико. Он должен был подружиться с этими индейцами, которые тогда были неизвестны французам, кроме имен, и убедиться, что они не создают проблем для такой торговли, проходящей через их земли. Чего Дю Тисн и французы не знали, так это того, что лидеры Нью-Мексико были против любой торговли с французами.

Миссурия

Дю Тисн и его небольшая группа французов и индейцев ушли Каскаския, штат Иллинойс, вероятно, в мае 1719 года и отправился на каноэ вверх по реке Миссури в деревню индейцев Миссури недалеко от небольшого городка Майами. сегодня. Французы уже знали часть штата Миссурия; они были сиуанцами, говорящими на диалекте чивере, языке народов виннебаго, ото и айова. В этой деревне в штате Миссурия было 100 домов, вероятно, таких же больших, покрытых корой длинных домов, типичных для этого региона. Общая численность населения составляла, вероятно, более тысячи человек. Дю Тисн сказал, что миссурия оставалась в деревне только весной, что указывает на то, что они, вероятно, следовали той же сезонной схеме, что и другие соседние племена: сажали урожай весной и отправлялись на запад, чтобы охотиться на буйволов летом. Дю Тисне не сообщал, что в Миссурии использовались лошади, хотя к тому времени все племена равнин уже переняли их.

На южном берегу реки Миссури напротив Миссурии находилась деревня осейджей. Это были «маленькие осейджи», отколовшиеся от основной группы осейджей, которые тогда жили примерно в 100 милях (160 км) от реки Осейдж и ее притоков. За несколько лет до этого они отделились от основного племени осейджей и по неизвестным причинам перебрались в реку Миссури.

Миссурия были недовольны французами, потому что французские торговцы обходили их стороной. Они остановили Дю Тиса, не позволив ему и его группе двинуться вверх по реке от их деревни. Они хотели быть посредниками для французской торговли с индейцами дальше по реке. Они особенно не хотели, чтобы французские ружья попали в руки племен, которые были или могли стать их врагами. Дю Тисну пришлось развернуться и вернуться в Каскаскию.

Осейдж

Позднее тем летом Дю Тисн предпринял вторую попытку добраться до равнин по суше. Он двинулся прямо на запад от Каскаскии, через регион Озарк, и, пройдя около 250 миль (400 км), он достиг деревни «Великих осейджей». Деревня осейджей находилась в округе Вернон, штат Миссури, примерно в четырех милях (6 км) от реки Осейдж на вершине хребта среди плоских богатых прерий. Сегодня деревня внесена в список Государственного исторического памятника.

Осейджи тоже жили в длинных домах. Дю Тисн сказал, что у осейджей было много лошадей, «которых они крадут у пани и их можно купить у них». У них также были буйволиные шкуры и оленьи шкуры для торговли. Как и жители штата Миссурия, осейджи переняли обычаи индейцев, живущих на равнинной границе, путешествовать на запад, чтобы охотиться на буйволов, живя в то время в типи и оставляя в деревне только старых, немощных и маленьких детей..

Дю Тисн не изображает осейджей столь многочисленными. В их деревне было около 100 домов и 200 воинов, что соответствует численности населения немногим более 1000 человек. Вполне вероятно, что в районе были и другие деревни осейджей, о которых Дю Тинс не знал или не посещал.

Дю Тисн был впечатлен физическими размерами осейджей, часто более шести футов высотой и хорошо сложенными. Волосы у них были заплетены в прядь на голове. Их характер произвел на него меньшее впечатление, «в целом они предатели, легко нарушающие свои обещания». Дю Тисн также прокомментировал двойственную природу политики и организации осейджей, двух группировок, Хон-га и Ци-ху; и многочисленные кланы и банды, в результате которых появилось множество лидеров осейджей, ни один из которых, казалось, не имел большого авторитета. Повествование Дю Тисне не говорит о силе и известности, которые впоследствии достигли осейджи.

Как и Миссурия, осейджи были против того, чтобы Дю Тисн проходил через их территорию в деревни пауни. Больше всего они беспокоились, что французы продадут пистолеты пауни. Наконец, после длительных переговоров, в которых Дю Тисн прибегал к угрозам, что французы приостановят торговые отношения, ему было разрешено продолжить. Ему разрешили взять три пистолета для себя, три пистолета для переводчика и товары для торговли.

Уичито

Наконец, уехав с неохотного разрешения осейджей, Дю Тисн отправился в Уичито.. Две их деревни находились в четырех днях и примерно в 100 милях (160 км) от них, вероятно, на реке Вердигрис рядом с местом будущего города Неодеша, Канзас. Два археологических памятника поблизости соответствуют профилю повествования Дю Тисн. «Весь маршрут пролегал через прерии и холмы, полные буйволов. Земля была красивой и густо заросшей». Самые ранние посетители восхищались красотой высокотравных прерий. Это было легкое и открытое освобождение от тьмы и угрозы восточных лесов.

Дю Тисне встретили враждебно в деревне Уичито. Осейджи послали гонца вперед, чтобы предупредить уичито, что он намерен поработить их. Дю Тисн писал, что индейцы дважды угрожали ему томагавком, дважды над его головой, но он убедил их, что его цель была мирной. Поскольку его окружение было небольшим, уичито, вероятно, пришел к выводу, что он не опасен. Уичито, вероятно, беспокоило то, что Дутисн был работорговцем.

В деревне Уичито - Дю Тисне и другие французы называли их «Пани», общий термин для каддоанского народа равнин и слово, которое также стало означать «раб», - насчитывало 130 домов и 200 до 250 воинов, что указывает на численность населения 1000 или более человек. Другая деревня примерно в пяти километрах от нас была такого же размера. У уичито в двух деревнях было около 300 лошадей, «которых они очень уважают и с которыми не хотят расставаться». У Уичито, расположенного ближе к источнику снабжения лошадьми в Нью-Мексико, лошадей было больше, чем у пограничных племен, осейджей, кав и Миссурии. Дю Тисн сказал, что уичито, заимствуя концепцию у испанцев, бронировали своих лошадей кожей для войны. Они по-прежнему использовали луки и стрелы как для охоты, так и для войны, хотя они также использовали копья с острым концом испанских мечей.

Главными врагами уичито были падуки - равнины апачи - которые отважились на шесть дней пути от Уичито, но жили в пятнадцати днях к западу. Физическое расстояние было неопределенным, так как продолжительность зависела от того, было ли путешествие на лошади, пешком с охотниками или пешком с женщинами и детьми. Они сказали, что испанцы раньше были в их деревне, но Падука преградила путь к испанским поселениям Санта-Фе, находящимся более чем в месяце пути.

Война Вичито с Падукой продолжалась. Дю Тисн отметил, что обе стороны практиковали ритуал каннибализм, который, по-видимому, был особенностью культуры Уичито, а также, возможно, время от времени приносили человеческие жертвы. Оба племени боролись за рабов и лошадей. Вичито-рабы продавались в Санта-Фе апачами на лошадей; Рабы падуков продавались уичито осейджам и другим народам для получения европейских товаров. У уичито было только шесть пушек в своих деревнях, так как осейджи и другие восточные племена сопротивлялись торговле им оружием. Дю Тисн продал жителям Уичито три ружья, порох, кирки и ножи на двух лошадей и мула испанской марки. В течение жизни мула продавали на восток в 600 милях от испанских колоний.

Когда Дю Тисн предложил продолжить свое путешествие, посетив деревни Падука на западе, жители Уичито возразили. У него не было ни людей, ни оружия, чтобы вызвать проблему. Но он заключил торговое соглашение с Уичито, заключив, что они могут быть удовлетворены несколькими пушками и другими подарками. Он был оптимистичен, что Падуку можно будет позже посетить и что мир между Уичито и Падукой может быть достигнут, таким образом открыв торговый путь в Нью-Мексико.

Дю Тисн, вероятно, посетил субплемя, позже названное Таоваяс. По его описанию, их общая численность населения составляла около 3000 человек, и казалось, что это остатки многочисленных жителей Уичито, с которыми Коронадо и Онате встречались более века назад. Как и другие индейские племена, они, вероятно, были истреблены европейскими болезнями.

Более поздняя жизнь

После этой экспедиции Дю Тисн продолжал работать на границе. Он был произведен в капитаны и командовал фортом Шартр в Иллинойсе. Он умер в 1730 году от раны, полученной от мескваки или индейца лисицы.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 10:26:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте