Уичито

редактировать
Конфедерация коренных американцев
Уичито и связанные с ней племена
Китикити'ш
Bandera Wichita.PNG Флаг племени
Общая численность населения
2,953 (2018)
Регионы со значительной численностью населения
США (Оклахома, исторически Канзас и Техас )
Языки
английский, каддо, уичито
религия
индейская церковь, христианство,. традиционная племенная религия
Родственные этнические группы
Каддо, Пауни

Народ Уичито или Китикити'ш являются конфедерацией Южных равнин Индейские племена. Исторически они говорили на языке уичито и языке кичаи, обоих языках каддо. Они являются коренными жителями Оклахомы, Техаса и Канзаса.

. Сегодня это племена Уичито, к которым относятся народы кичаи, искани, Вако, Таовая, Тавакони и собственно Уичито (или Гичита, или) признаны на федеральном уровне как Уичито и Присоединившиеся племена ( Уичито, Кичи, Вако и Тавакони) .

Содержание
  • 1 Правительство
  • 2 Экономическое развитие
  • 3 Культура
    • 3.1 Название
    • 3.2 Группы
    • 3.3 Язык
    • 3.4 Культурные учреждения
    • 3.5 Исторические места
  • 4 История
    • 4.1 История до контакта
      • 4.1.1 Поселения Грейт-Бенд и советы совета
    • 4.2 История после контакта
    • 4.3 Отношения с другими коренными племенами
    • 4.4 Торговля
  • 5 Население
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Внешние ссылки
Правительство
Травяной дом в Уичито, недалеко от Анадарко, ок. 1885–1900

Уичито и связанные с ними племена размещены в Анадарко, Оклахома. Их племенная юрисдикция находится в округе Каддо, Оклахома. Wichitas - это самоуправляемое племя, которое имеет собственное жилищное управление и выдает племенные жетоны для транспортных средств.

Текущее племенное управление выглядит следующим образом.

  • Президент: Терри Партон
  • Вице-президент: Джесси Джонс
  • Секретарь: Майлс Стивенсон-младший
  • Казначей: Ванесса Вэнс
Экономическое развитие

Племя владеет казино Sugar Creek, несколькими ресторанами, Центром мероприятий Sugar Creek и гостиницей Hinton Travel Inn в Хинтоне. Ему принадлежит коптильня, туристический центр и исторический центр в Анадарко. Их годовой экономический эффект в 2010 году составил 4,5 миллиона долларов.

Культура
Торговые бусы, найденные в деревне Уичито, ок. 1740 г., коллекция Исторического центра Оклахомы

Уичито - один из языков Каддо. По языку и культуре они связаны с пауни, с которым они поддерживают близкие отношения.

Уичито жили в постоянных деревнях, известных своими большими куполообразными жилищами, покрытыми травой, иногда до 30 футов в диаметре. Уичито были успешными охотниками, фермерами, опытными торговцами и переговорщиками. Их историческая родина простиралась от Сан-Антонио, Техас на юге до Грейт-Бенд, Канзас. Полуседлый народ, они заселили север Техаса в начале 18 века. Они торговали с другими южными индейцами равнин по обе стороны реки Ред-Ривер и так далеко на юг, как Уэйко.

Уичито много занималось своим искусством, в частности, создавая свою керамическую посуду, которая очень очаровывала Французские и испанские торговцы. Керамика уичито «практически неотличима от осейджей и пауни», двух других тесно связанных коренных групп.

Исторически сложилось так, что большую часть года уичито жили в хижинах, сделанных из раздвоенных кедровых жердей. покрытый сухой травой. Зимой они преследовали американского бизона (буйвола) на сезонной охоте и жили в охотничьих лагерях. Жители Уичито в значительной степени полагались на бизонов, используя все детали - для одежды, еды и жира, зимнего укрытия, кожаных принадлежностей, жил, лекарств и даже доспехов. Каждую весну семьи Уичито селились в своих деревнях, чтобы провести еще один сезон выращивания сельскохозяйственных культур. В конце концов, лошади сыграли большую роль в образе жизни жителей Уичито. Расширение доступа к лошадям в середине 17 века привело к тому, что стили и сезоны охоты в Уичито стали длиннее и больше ориентированы на общину. Экономика Уичито также сосредоточена на садоводстве, собирании корнеплодов, фруктах и ​​орехах.

Жители Уичито носили одежду из дубленых шкур, которые женщины шили и шили. Они часто украшали свои платья елком клыками. И мужчины, и женщины татуировали свои лица и тела сплошными и пунктирными линиями и кругами.

У жителей Уичито была история смешанных браков и союза с другими группами. Примечательно, что женщины Уичито работали с Пуэбло, собирая урожай и занимаясь торговлей. Было зарегистрировано, что женщины пуэбло вступали в брак с людьми Уичито и вместе жили в деревнях Уичито.

С точки зрения социальной структуры уичито были организованы по ранжированию каждого племени. Племена также возглавлялись двумя вождями.

Имя

Племена уичито называют себя Китикити'ш / Кирикириш («енотовидные глазастые люди») из-за исторической практики татуировать следы вокруг глаз. Родственные Пауни звали их Кирикуурукс / Кирикуруки («медведи глазастые люди»), а Арикара называли их Чирикуунукс (отсылка к уичитской практике татуировок ). Кайова знали их как Тхе-Хут («тату лица»).

Банды

Народ Уичито представлял собой свободную конфедерацию родственных народов на Южных равнинах, включая такие группы или субплемена, как Taovayas (Tawehash), Таваконис, Вакос (которые, судя по всему, были искани / искани в прежние времена) и Гичитас или собственно Уичито; Также перечислены более мелкие группы: Akwits (также Akwesh, Asidahetsh или Asidahesh, бывшая отколовшаяся группа северных пауни, которая присоединилась к Wichita), Itaz, Kishkat и Korishkitsu (два последних названия могут быть именем Wichita для Kichai). Таовые были самыми важными в 18 веке. Французы называли народ Уичито Panis Piqués (то есть пауни-пиктами) или Panis Noirs (то есть черными пауни), потому что они практиковали татуировку; иногда Panis Piqués или Panis Noirs включаются в список субплемен Уичито, но кажется, что не было никаких известных отдельных субплемен, которые можно было бы идентифицировать по этому названию. Одна отколовшаяся группировка пауни, известная как Панисмах, перебралась из нынешней Небраски в приграничные районы Техаса и Арканзаса, где они жили вместе с таоваями.

Язык

У жителей Уичито была единая языковая система с небольшими диалектическими различиями, основанными на географии уникальных племен. Унаследованный от каддоанского языка, большая часть уичитского языка была неразличима между племенами, с которыми они были в тесном союзе.

Культурные учреждения

В 2018 году племена Уичито открыли Центр истории племен Уичито в Анадарко, который знакомит публику с историей, археологией, изобразительным искусством и культурой Уичито.

Ежегодный танец Уичито, паувау, проводится в парке племен Уичито на US-281, к северу от Анадарко, каждый август.

Исторические места

Несколько сайтов, относящихся к разным периодам времени, разбросаны по США. Эти места существуют на террасах вокруг Ред-Ривер в Оклахоме и Техасе, и они содержат артефакты, такие как керамика, стрелы, ножи, глиняные фигурки и европейские товары. Крупномасштабные раскопки этих мест также обнаруживают большие хорошие захоронения и ритуальные сооружения, которые люди Уичито использовали на протяжении всей истории.

История

История до контакта

После мужчины и женщины им снилось, что вещи сделаны для них, и когда они проснулись, у них были вещи, о которых они мечтали... Женщине дали кукурузный початок... Это должно было быть пищей людей, которые должны существовать в будущем будет использоваться из поколения в поколение. - Тавакони Джим в «Мифологии Уичито», 1904

Наследники Уичито жили на востоке Великих равнин от Красной реки на севере Арканзаса до Небраски минимум 2000 лет. Ранние жители Уичито были охотниками и собирателями, которые постепенно переняли сельское хозяйство. Фермерские деревни возникли около 900 г. н.э. на террасах над Вашита и Южно-Канадскими реками в современной Оклахоме. Женщины этих общин 10-го века выращивали кукурузу, фасоль и кабачки (известные как Три сестры ), болотную бузину (Iva annua ) и табак, что было важно для религиозных целей. Мужчины охотились на оленей, кроликов, индейку и, прежде всего, на зубров, ловили рыбу и ловили мидий в реках. Эти сельские жители жили в прямоугольных домах с соломенными крышами.

Археологи описывают фазу реки Вашита с 1250 по 1450 год, когда местное население росло и деревни, насчитывавшие до 20 домов, располагались каждые две или около того миль вдоль рек. Эти фермеры, возможно, имели контакт с деревнями культуры Пэнхэндл в Оклахоме и Техас Пэнхендлс, сельскохозяйственных деревень вдоль реки Канадский. Жители деревни Панхандл проявили признаки принятия культурных особенностей народов пуэбло из долины Рио-Гранде, с которыми они взаимодействовали. В конце 15 века большинство этих деревень на реке Вашита было заброшено по причинам, которые сегодня неизвестны.

Поселения Грейт-Бенд и муниципальные круги

Геофизическое изображение, изображающее подземные археологические раскопки совета аспекта Грейт-Бенд. круг

Многочисленные археологические раскопки в центральном Канзасе недалеко от Великой излучины реки Арканзас имеют общие черты и вместе известны как «аспект Великой излучины». Радиоуглеродные даты с этих участков находятся в диапазоне от 1450 до 1700 г. н.э. Участки с аспектами Грейт-Бенд обычно считаются предками народов Уичито, описанных Франсиско Васкесом де Коронадо и другими ранними европейцами. исследователи. Обнаружение ограниченного количества европейских артефактов, таких как кольчуга и головы железных топоров на нескольких участках Грейт-Бенд, предполагает контакт этих людей с первыми испанскими исследователями.

В аспекте Грейт-Бенд натуральная экономика народов включала сельское хозяйство, охоту, собирательство и рыболовство. Деревни располагались на верхних террасах рек, а зерновые культуры, по-видимому, выращивали на плодородных поймах ниже. Основными культурами были кукуруза, фасоль, кабачки и подсолнечник, выращиваемые для получения семян. Собранные продукты включали грецкий орех и гикори орехи, а также плоды сливы каркаса и виноград. Остатки костей животных на стоянках Великого Аспекта включают бизона, лося, оленя, вилорог и собаку, одного из немногих домашних животных. в преконтактных равнинах.

В нескольких деревенских поселениях сохранились остатки необычных построек, называемых «советскими кругами», расположенных в центре поселений. Археологические раскопки предполагают, что они состоят из центрального внутреннего дворика, окруженного четырьмя полуподземными постройками. Функции советов неясны. В 1967 году археолог Вальдо Ведель предположил, что они могут быть церемониальными сооружениями, возможно, связанными с наблюдениями солнцестояния. Недавний анализ предполагает, что многие неместные артефакты встречаются исключительно или в основном в кругах совета, подразумевая, что структуры были заняты политическими и / или ритуальными лидерами народов аспекта Грейт-Бенд. Другие археологи допускают возможность того, что советский круг земляные укрепления выполнял оборонительную роль.

Одним из таких памятников был город Эцаноа, расположенный в настоящее время Арканзас-Сити, Канзас, недалеко от реки Арканзас, которая процветала между 1450 и 1700 годами.

История контактов

Лагерь Уичито, 1904 год

В 1541 году Испанский исследователь Франсиско Васкес де Коронадо отправился на восток из долины Рио-Гранде в поисках богатой земли под названием Кивира. В Техасе, вероятно, в каньоне реки Бланко около Лаббока, Коронадо встретил людей, которых он называл Тейяс, которые могли быть родственниками жителей Уичито и более ранних жителей равнин. Тея, если на самом деле они были уичито, вероятно, были предками искани и вако, хотя они также могли быть кичаи, которые говорили на другом языке, но позже присоединились к племени уичито. Повернув на север, он нашел Кивиру и людей, позже известных как Уичито, недалеко от города Лион, Канзас. Он был разочарован в своих поисках золота, поскольку кивиранцы, похоже, были зажиточными фермерами и хорошими охотниками, но не имели ни золота, ни серебра. В Кивире было около 25 деревень до 200 домов каждая. Коронадо сказал: «Это были крупные люди очень хорошего телосложения», и его впечатлила земля, которая была «толстой и черной». Хотя Коронадо был впечатлен обществом Уичито, он часто плохо относился к Уичито в своей экспедиции. Даже после миграции из Уичито некоторые поселения, как полагали, остались на севере Кивиры в 1680 году.

Также было отмечено: «Они едят сырое мясо / вяленое мясо, как керечо [апачи ] и Тейас. Они враги друг друга... Эти люди Кивиры имеют преимущество перед другими в своих домах и в выращивании кукурузы ".

Татум, женщина из Уичито, 1898 г.

Кивиранцы, очевидно, называли свою землю Танкоа (что имеет сходство с более поздним племенем тавакони), а соседняя провинция на реке Смоки-Хилл была называется Табас (что имеет сходство с подплеменником таовайя). Поселения существовали здесь до изгнания уичито в 18 веке.

Через шестьдесят лет после экспедиции Коронадо основатель Нью-Мексико Хуан де Оньяте посетил Эцаноа, город Уичито. Оньяте двинулся на восток от Нью-Мексико, пересек Великие равнины и встретил два больших поселения людей le он называл Escanjaques (возможно, Yscani) и Rayados, безусловно, Wichita. Город Райадо, вероятно, находился на реке Уолнат недалеко от Арканзас-Сити, Канзас. Оньяте описал город как содержащий «более двенадцати сотен домов», что указывает на то, что население составляет около 12 000 человек. Его описание Эцаноа было похоже на описание Кивиры Коронадо. Усадьбы были рассредоточены; круглые дома, покрытые соломой и окруженные большими зернохранилищами для хранения кукурузы, бобов и кабачков, которые они выращивали на своих полях. Райадо Оньяте, несомненно, принадлежали к племени Уичито, вероятно, к племени, позже известному как Гичитас.

Экспедиции Коронадо и Оньяте показали, что народ Уичито в 16 веке был многочисленным и широко распространенным. Однако в то время они не были единым племенем, а скорее группой из нескольких родственных племен, говорящих на одном языке. Рассеянный характер их деревень, вероятно, указывал на то, что они не подвергались серьезной угрозе нападения врагов, хотя это изменится, поскольку вскоре они будут зажаты между апачей на Западе и могущественными осейджами на востоке. Европейские болезни, вероятно, также стали причиной значительного сокращения населения Уичито в 17 веке.

В 1719 году французские исследователи посетили две группы Уичито. Бернар де ла Харп нашел большую деревню недалеко от современного Талсы, Оклахома и Клод Шарль дю Тисн нашел две деревни недалеко от Неодеша, Канзас. Что касается религии, Ла Харп заметил, что у жителей Уичито «ее мало». Однако он узнал о присутствии Великого Духа, которому поклонялись жители Уичито. Кивира Коронадо была заброшена в начале 18 века, вероятно, из-за атак апачей. Райядо из Оньяте, вероятно, все еще жили примерно в том же месте на реке Уолнат. Археологи обнаружили деревню Уичито на участке Дир-Крик, датируемом 1750-ми годами, на реке Арканзас к востоку от Ньюкирка, Оклахома. К 1757 году, однако, оказывается, что все уичито мигрировали на юг, к Красной реке.

. Самыми известными из субплемен уичито были таовая. В 1720-х годах они двинулись на юг от Канзаса к Ред-Ривер, основав большую деревню на северной стороне реки и на южной стороне в Испанском форте, штат Техас. Они переняли многие черты кочевых равнинных индейцев и славились набегами и торговлей. У них был тесный союз с французами, и в 1746 году союз французов с команчами возродил состояние уичито. Деревня в Петербурге была «оживленным торговым центром, куда команчи привозили рабов-апачей, лошадей и мулов для обмена на французские пачки порошка, мячи, ножи и ткани, а также на кукурузу, выращенную на Таовой, дыни, тыквы, кабачки и табак». 9>

Уичито и их союзники-команчи были известны испанцам как Norteños (северяне). Народ Уичито и команчи напали на испанскую военную экспедицию в 1759 году. Впоследствии, в ответ на разрушение нортенями миссии Сан-Саба, испанцы предприняли экспедицию, чтобы наказать индейцев. Их армия из 500 человек напала на деревни-близнецы на Ред-Ривер, но была побеждена Вичито и Команчами в Битве деревень-близнецов. Испанцы пострадали 19 убитыми и 14 ранеными, оставив две пушки на поле боя, хотя они утверждали, что убили более 100 индейцев.

Союз между уичито, особенно таоваями, и команчами начал распадаться в 1770-х годах, когда уичито искало лучших отношений с испанцами. Власть Таовая в Техасе резко упала после эпидемии, вероятно оспы, в 1777 и 1778 годах унесшей жизни около одной трети племени. После того, как американцы захватили их территорию в результате покупки Луизианы в 1803 году и обретения независимости Техасом в 1836 году, все родственные племена все чаще объединялись в одну кучу и назывались «Уичито». Это обозначение также включало кичаи из северного Техаса, который говорил на другом, хотя и родственном языке.

Основная деревня Уичито в 1830-х годах находилась недалеко от гор Уичито в Оклахоме, хотя тавакони и вако все еще жили в Техасе и были перемещены в резервацию на верхнем Бразосе. Река. Они были вынуждены покинуть Техас в резервации в Оклахоме в 1859 году. Во время гражданской войны уичито объединились с стороной Союза. Они переехали в Канзас, где основали деревню на месте современного Уичито, штат Канзас. В 1867 году они были переселены в резервацию на юго-западе Индийской территории (современная Оклахома) в районе, где большинство из них продолжает проживать сегодня. 4 июня 1891 года аффилированные племена подписали соглашение с Комиссией чероки о выделении отдельных участков.

Столкновения с техасцами и американцами в начале и середине 19 века привели к подписанию договор об резервации с Америкой в ​​1846 году, что привело к их окончательному перемещению в резервацию в Оклахомане в 1872 году.

Отношения с другими коренными племенами

По большей части отношения в Уичито были гармоничными и основанными на сотрудничестве. Примечательно, что уичито были союзниками команчей и вели с ними торговлю. Однако они были врагами с такими группами, как пауни, миссури и апачи. Апачи были злейшими врагами уичито, изгнав их из своих домов еще до контакта с европейцами.

Отношения народа Уичито с осейджами неоднозначны - они, как говорят, были «осторожно враждебными», но многие группы осейджей напали на них в 18 веке, в конечном итоге изгнав их из бассейна реки Арканзас.

Торговля

Из-за географической изоляции французам и испанцам было трудно торговать с Уичито. В 16 веке французы торговали с уичито преимущественно своими лошадьми. Жители Уичито чувствовали, что торговля с французами будет идеальной. Их миграция в 1714 году была частично мотивирована их желанием сблизиться с европейскими торговцами.

Впервые жители Уичито приобрели европейские товары в середине 18 века, что вдохновило их на поддержание тесных связей с французами в 19 веке. Французские торговцы стремились обменять свои товары с поселениями Уичито, когда они путешествовали из Луизианы в Санта-Фе.

Население

У Вичито было большое население во времена Коронадо и Оньяте. Один ученый оценивает их количество в 200 000 человек. В деревнях часто проживало от 1000 до 1250 человек на деревню. Конечно, их исчислялись десятки тысяч. Похоже, что ко времени первых контактов с ними французов в 1719 году их количество значительно сократилось, вероятно, во многом из-за эпидемии инфекционного заболевания, к которому у них не было иммунитета. В 1790 году было подсчитано, что всего Уичито насчитывалось около 3200 человек. Конфликт с техасцами в начале 19 века и американцами в середине 19 века привел к значительному сокращению населения, что в конечном итоге привело к слиянию поселений Уичито. К 1868 году численность населения Уичито составляла 572 человека. К моменту переписи 1937 года официально осталось всего 100 Уичито.

В 2018 году 2953 человека были зарегистрированы в племенах Уичито и дочерних племенах. В 2011 году в программе Wichitas был зачислен 2501 человек, из которых 1884 проживали в штате Оклахома. Для вступления в племя требовалось минимальное количество крови 1/32.

См. Также
Заметки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Уичито.
Викиисточник имеет текст Британской энциклопедии 1911 года, статьи о народе Уичито.
Последняя правка сделана 2021-06-20 15:07:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте