Шахматный турнир

редактировать
35-я Шахматная Олимпиада, двухгодичный шахматный турнир

A Шахматный турнир - это серия шахматы игры, проводимые на соревнованиях с целью определения победившего человека или команды. Со времени первого международного шахматного турнира в Лондоне, 1851, шахматные турниры стали стандартной формой шахматного соревнования среди серьезных игроков.

Сегодня к числу наиболее известных шахматных турниров для индивидуальных соревнований относятся шахматный турнир в Линаресе (ныне несуществующий) и шахматный турнир Tata Steel. Самый крупный командный шахматный турнир - Шахматная Олимпиада, в которой игроки соревнуются за команду своей страны так же, как Олимпийские игры. С 1950-х годов шахматные компьютеры даже начали выходить на сцену турниров.

Большинство шахматных турниров организуются и проводятся в соответствии со справочником Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ), в котором содержатся инструкции и правила проведения турниров. Шахматные турниры в основном проводятся по круговой системе, по швейцарской системе или по по стилю на выбывание для определения победителя.

Крупный юношеский шахматный турнир в Испании
Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Шахматные олимпиады
    • 1.2 Компьютеры в шахматных турнирах
  • 2 Правила
    • 2.1 Шахматные часы
    • 2.2 Нарушения
    • 2.3 Запись ходов
    • 2.4 Ничья
    • 2.5 Завершение быстрой игры
    • 2.6 Подсчет очков
    • 2.7 Поведение игрока
    • 2.8 Роль арбитра
  • 3 Форматы
    • 3.1 Системы
      • 3.1.1 Круговой алгоритм
      • 3.1.2 Швейцарская система
      • 3.1.3 Исключение
  • 4 Эстафета и трансляция
  • 5 Инклюзивность гандикапа
  • 6 Категории турниров
  • 7 Время контроль
    • 7.1 Blitz
    • 7.2 Стандартный
    • 7.3 Компенсация
  • 8 Призы
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
История
Адольф Андерссен

Хотя современные шахматы были созданы примерно с 1475 года, первый турнир (в смысле структурированных соревнований) был проведен в Лидсе в 1841 году. Был турнир на выбывание в Лондоне в 1849 году и турнир в Амстердаме в 1851 году. Первый международный шахматный турнир был проводился в Лондоне в 1851 году. Лондонский турнир 1851 года проходил во время Большой выставки и послужил путеводителем для будущих международных шахматных турниров, которые последуют за ним.. Турнир не только показал необходимость контроля времени, но также ясно продемонстрировал недостатки формата турнира с выбыванием. Его выиграл Адольф Андерссен из Германии, который в результате стал признан лучшим шахматистом мира.

После этого количество международных шахматных турниров быстро увеличилось. К концу 1850-х годов шахматные турниры проводились в Берлине, Париже, Манчестере, Нью-Йорке, Сане. Франсиско, Бирмингем и Вена. К концу Второй мировой войны в год проводилось 24 международных шахматных турнира, а к 1990 году их было больше тысячи.

Шахматные олимпиады

Турнирный зал шахматных олимпиад, Турин 2006

В 1924 была предпринята попытка включить шахматы в Олимпийские игры. Однако, поскольку было очень трудно отличить любительских и профессиональных шахматистов, мероприятие было отменено. В то время как летние Олимпийские игры 1924 года проходили в Париже, 1-я неофициальная шахматная олимпиада проходила отдельно от Олимпийских игр, но также и в Париже. Международная федерация школ (ФИДЕ) была сформирована в день закрытия первой неофициальной шахматной олимпиады. ФИДЕ организовала первую официальную шахматную олимпиаду в 1927 году, в которой приняли участие 16 стран. К 29-й шахматной олимпиаде 1990 года насчитывалось 127 стран-участниц. Шахматные олимпиады проводились ФИДЕ нерегулярно до 1950 года; с тех пор они проводятся регулярно каждые два года.

Рост шахматных олимпиад
В 1-й шахматной олимпиаде 1927 года участвовало 16 стран. К 37-й Олимпиаде. Шахматная олимпиада, 2006, 133 страны-участницы.

Компьютеры в шахматных турнирах

Датчик давления шахматный компьютер с ЖК-экраном из 1990-х

Первым шахматным движком (играющей в шахматы компьютерной программой ), который победил человека в турнирной игре, был Mac Hack Six в 1967 году. Вскоре после этого, турниры создавались именно для шахматных компьютеров. В 1970 году первый Североамериканский чемпионат по компьютерным шахматам (NACCC) был проведен в Нью-Йорке, а в 1974 году первый чемпионат мира по компьютерным шахматам (WCCC) проходил в Стокгольме. Каисса, шахматная программа Советского Союза была названа первым в мире чемпионом по компьютерным шахматам. В 1995 году в Падерборне, Германия был проведен первый чемпионат мира по скоростным компьютерным шахматам по блицу. Какое-то время компьютеры также участвовали в соревнованиях людей, но компьютеры стали настолько сильными, что люди больше не могут соревноваться с ними; игроки теперь склонны рассматривать их как инструменты анализа, а не как противников. Сохраняется интерес к компьютерным шахматным турнирам, особенно к Чемпионату мира по компьютерным шахматам и Чемпионату Top Chess Engine. По состоянию на 2016 год чемпионом мира по компьютерным шахматам является Комодо.

Правила

Турниры ФИДЕ проводятся в соответствии с правилами Справочника ФИДЕ, которые используются в качестве основного руководства для многих. шахматные турниры. Справочник содержит девять статей, посвященных шахматным соревнованиям.

Шахматные часы

Типичные аналоговые шахматные часы. Обратите внимание на два отдельных таймера.

A шахматные часы - это часы с двумя отдельными дисплеями времени, из которых одновременно может работать только один дисплей. Игрок с черными фигурами активирует таймер своего противника в начале игры. Таким образом, игрок с белыми фигурами будет иметь таймер первым и сделает первый ход. Игрок или арбитр могут закончить игру в любое время после того, как соперник игрока превысил свой временной лимит. Если тайм-аут часов остается незамеченным, игра продолжится как обычно. Если игру нужно прервать, арбитр должен остановить часы.

Из-за того, что в большинстве турниров есть приращение или задержка, а также более точные цифровые часы, цифровые шахматные часы являются предпочтительным выбором оборудования в турнирах.

Коричневые шахматные часы с синими кнопками внизу. Цифровой дисплей показывает оставшееся время для каждой стороны Цифровые часы

Неровности

Если обнаруживается, что начальное положение фигур неправильное, игру необходимо отменить и начать заново. Если обнаруживается, что был сделан неправильный ход, игра должна вернуться на позицию, которая была непосредственно перед нарушением. За первый неправильный ход игрока арбитр должен каждый раз давать сопернику две минуты дополнительного времени. Если игрок должен сделать второй неправильный ход в той же игре, арбитр должен объявить игру проигранной нарушившим игроком. Если игра начинается с перевернутыми цветами фигур, игра должна быть остановлена ​​и возобновлена, если арбитр не решит иначе. Если игрок перемещает какие-либо фигуры, он должен разместить их в правильных местах в свое время.

Запись ходов

A шахматный протокол известного матча

В играх с длительным контролем времени каждый игрок должен записывать все ходы игры. в алгебраической шахматной нотации. Однако, если у игрока на часах меньше пяти минут и нет приращения в тридцать секунд или более, он освобождается от записи оставшихся игровых ходов до тех пор, пока игра не будет завершена. По окончании игры оба игрока должны подписать протоколы результатов друг друга и передать их организаторам соревнований, если они получат соответствующие инструкции. В быстрых шахматах от игроков не требуется записывать ходы, так как это отнимет у них важное время на размышления. Протоколы должны быть видны арбитру в любое время.

Ничья

Игрок должен сделать свой ход до того, как предложит ничью, и не должен останавливать свои собственные часы и запускать часы своего противника до того, как он сделает предлагает. Если игрок не сделает ход до того, как предложит ничью, противник может запросить ход, прежде чем рассматривать предложение ничьей (которое не может быть отозвано). К предложению о розыгрыше не могут быть приложены никакие условия. Если игрок заявляет о ничьей в соответствии с правилами шахмат, игроку разрешается остановить часы и записать заявку на ничью, пока его или ее противник соглашается с заявлением. Если противник оспаривает заявку на ничью, для принятия решения может быть вызван судья. Если утверждение подтверждается, игра заканчивается вничью. После того, как игрок сделал ход из позиции, подходящей для ничьей, он теряет право требовать ничью в этой позиции.

Завершение быстрой игры

Завершение быстрой игры - это фаза игры когда все остальные ходы должны быть сделаны в ограниченное время. Если на часах игрока осталось две минуты или меньше, он может попросить арбитра вынести решение о ничьей. Арбитр должен решить, пытается ли соперник игрока выиграть партию обычными способами или позиция может быть выиграна любым способом. Если арбитр принимает решение против ничьей, сопернику игрока будут предоставлены две дополнительные минуты времени. В противном случае игра считается ничьей, и решение арбитра является окончательным.

Подсчет очков

СимволСчет
1–0 Победа белых
0–1 Победа черных
½ – ½ ничья game

Игрокам дается одно очко (1) за победу, половину (½) очка за ничью и ни одного очка (0) за поражение в турнирном счете, если иное не указано заранее директором турнира. Полные баллы получают, когда игрок исключается из раунда из-за дополнительного игрока. Таким образом, в турнирах с нечетным количеством игроков разные игроки будут получать по одному очку каждый раунд. Прощание с полным очком приравнивается к обычной победе. Прощание на пол-очка может запросить игрок, который будет недоступен в течение раунда. В случае принятия игрок получит пол-очка, как если бы он сыграл вничью. Игроку, который выиграет штрафом или по умолчанию, также будет предоставлено одно очко. Игроки могут использовать следующий формат для записи игрового счета:

Поведение игрока

Игрокам не разрешается предпринимать какие-либо действия, которые навредят игре. Например, преднамеренные попытки мошенничества путем утаивания захваченной фигуры обратно на доску могут быть наказаны этим правилом, а не правилами, касающимися недопустимых ходов.

Игроки не могут использовать никакую внешнюю информацию. Сюда входят советы, заметки и анализ другой шахматной доски. Во время игры игроку запрещается иметь мобильный телефон и / или другие электронные средства связи на игровой площадке. Если очевидно, что игрок принес такое устройство на игровую площадку, он проигрывает игру. Противник побеждает. Таблицы результатов игры в шахматы могут использоваться для записи вопросов, относящихся к игре. Игроки не должны никоим образом отвлекать или раздражать своего соперника. Когда игрок заканчивает игру, он считается зрителем. Отказ игрока соблюдать правила может привести к штрафу, вплоть до конфискации игры или даже дисквалификации игрока. Если два соперника отказываются подчиняться правилам, оба игрока могут считать игру проигранной. В 1976 году курение было впервые запрещено на крупном турнире (National Open, Лас-Вегас ).

Роль арбитра

арбитр работа состоит в том, чтобы следить за тем, чтобы правила игры в шахматы соблюдались, и принимать решения в наилучших интересах соревнований, но не должны мешать игре в противном случае. Если правило нарушено, арбитр может выбрать один из нескольких наказаний, включая следующее:

  • предупреждение нарушившего игрока
  • увеличение оставшегося времени оппонента
  • уменьшение оставшегося времени нарушившего игрока
  • объявления игры проигранной
  • уменьшение количества очков, набранных в игре игроком-нарушителем
  • увеличение количества очков, набранных в игре противником
  • исключение нарушившего игрока из события.

Арбитр также может выгнать оскорбивших зрителей с места проведения соревнований. Зрителям также запрещается пользоваться мобильными телефонами в любое время на игровой площадке, и они могут быть за это исключены. Ионам разрешается обращаться к властям ФИДЕ с просьбой дать официальное решение по проблемам, связанным с Правилами игры в шахматы.

Форматы

Большинство шахматных турниров проводятся либо по круговой системе, либо по швейцарской системе, либо по системе с выбыванием.

Системы

Круговой алгоритм

В круговых турнирах каждый участник играет с каждым другим участником равное количество раз. Турниры по круговой системе с участием четырех участников известны как «четверные» или «четверка». Турниры по круговой системе часто используются для небольших групп, потому что элемент удачи уменьшается, когда каждый игрок играет со всеми. Рейтинговые категории иногда используются для разделения игроков разного уровня на разные круговые группы. Всемирная шахматная федерация, Австралийская шахматная федерация и Шахматная федерация США используют разные шкалы категоризации, чтобы различать способности игроков. Подобна циклическому стилю система Схевенингена. Система Схевенингена часто используется для столкновения двух шахматных команд друг с другом, где каждый игрок одной команды играет с каждым игроком другой команды.

В большинстве круговых турниров используется традиционный метод подсчета очков 1-1 / 2-0. система. Однако в последние годы на нескольких турнирах, таких как Бильбао и Лондон, экспериментируют с футбольной системой подсчета очков 3-1-0, чтобы побудить игроков к победе.

Швейцарская система

Турнир, в котором слишком много участников для кругового формата, обычно проводится как турнир по швейцарской системе. В швейцарском стиле игроки работают в паре с соперниками, которые показали себя одинаково хорошо. Например, игроки с шестью очками будут играть с другими игроками с шестью очками (если это возможно), так что игрок с наибольшим количеством очков в конце турнира становится победителем. Объединение игроков в турниры по швейцарской системе часто бывает довольно сложным из-за некоторых нетривиальных ограничений:

  • Игроки не сталкиваются с одним и тем же противником более одного раза.
  • Игроки часто не играют с одним и тем же цветом более двух раз подряд, и, в конце концов, разница между количеством игр белых и черных должна быть не более одной.
  • Игроки одной и той же федерации не могут быть объединены в пары в последнем раунде, чтобы избежать договорных матчей, или для В политических ситуациях игроки некоторых федераций не могут противостоять друг другу.

В настоящее время организаторы турниров обычно используют программное обеспечение для шахматных турниров, чтобы объединить игроков в пары, например, швейцарский менеджер.

Из-за высокого процента ничьих и малой степени детализации системы подсчета очков, которая полностью основана на окончательных результатах, довольно часто игроки имеют такой же результат по окончании турнира. Хотя это часто не является проблемой, поскольку игроки с равными шансами часто делят приз поровну, в случае необходимости (для получения трофея, квалификации к другим турнирам и т. Д.) Существует несколько способов достижения тай-брейка, например здесь в конкретном порядке):

  • Оценка Зоннеборна – Бергера
  • Рейтинговые показатели
  • Количество побед, количество черных побед и т. д.
  • Тайбрейк-игры, часто с участием игроков, играющих серию игр со все более быстрым контролем времени до тех пор, пока один из игроков не наберет более высокий балл (более подробно описано в разделе «Ликвидация»)

В случае ничьей более чем у двух игроков для разрешения ничьей применяется комбинация приведенных выше правил тай-брейка.

На выбывание

В шахматных турнирах также иногда используется турнирная сетка с одиночным выбыванием с 16 игроками

Стиль одиночного выбывания или стиль нокаута. Фактически, первый международный шахматный турнир прошел в формате single-elimination. В турнирах с одним выбыванием проигравший сразу исключается из выигрыша первого приза. В большинстве шахматных турниров с одним выбыванием у игроков есть шанс побороться за позиции, отличные от первых. Игрокам обычно даются семена на основе их рейтинга, чтобы игроки с самым высоким рейтингом не встретились друг с другом в начале соревнования. Турниры с двойным выбыванием работают так же, как турниры с одним выбыванием, за исключением того, что игрок теряет право на получение первого приза после двух поражений.

Поскольку шахматы изначально имеют преимущество первого хода для белых, чтобы обеспечить справедливость, игроки должны встретиться друг с другом в равном количестве игр для белых и черных. Например, в Chess World Cup игроки соревнуются друг с другом в двух классических играх, кроме финала с 4 партиями. Разрешение связей является абсолютно важным в этом формате, поскольку современные правила обычно следующие:

1. Игроки играют в несколько быстрых игр (2 или 4) до тех пор, пока не разорвутся ничьи.

2. Если у игроков есть ничья, они продолжают играть в пары блиц-игр до тех пор, пока не разовьются ничьи, или после нескольких раз (обычно 1 или 2 пары, хотя может быть до 5 пар).

3. Если у игроков по-прежнему ничья, будет использоваться единственная решающая партия (Армагеддон), в которой черные получают шансы на ничью (ничья засчитывается как выигрыш) в обмен на преимущество белых по времени (обычно 5 против 4 минут).

Передача ходов и трансляция

В прежние времена для передачи ходов требовалось, чтобы другой человек копировал ходы игроков на большую доску позади игроков, которая затем передавалась по радио или телеграмме. Усовершенствования камеры позволяют четко масштабировать доску игроков, хотя ретрансляцию движений по-прежнему приходилось выполнять вручную. В последнее время шахматная доска DGT фиксирует движения фигур и позволяет мгновенно передавать ходы, устраняя необходимость в ручной ретрансляции, но из-за цены (около 3000 долларов за доску) она была ограничена лишь несколькими турнирами.

В элитных турнирах, помимо камеры на досках игроков, есть еще и шахматные комментаторы, которые являются сильными шахматистами, которые комментируют игру и объясняют мыслительный процесс и планы игры. Достижения в области шахматного компьютера также позволяют случайным зрителям оценивать позицию в режиме реального времени - способность, ранее доступная только сильным гроссмейстерам.

Инклюзивность для инвалидов

Людей с физическими недостатками часто приглашают участвовать в шахматных турнирах. Хотя шахматная олимпиада для слепых является наиболее значительным шахматным событием для слепых и слабовидящих, игроки любой группы могут участвовать в большинстве стандартных турниров, включая международные. В некоторых случаях специально разработанные шахматные доски с приподнятыми квадратами и колышками используются для помощи инвалидам по зрению, в то время как помощник турнира может использоваться для помощи игрокам с другими физическими недостатками.

Категории турниров

ФИДЕ классифицирует турниры в соответствии со средним рейтингом Эло участников. Стартовой категорией для турниров уровня мастера является категория I, которая применяется к турниру, участники которого имеют средний рейтинг Эло от 2251 до 2275. С 2276 до 2300 это турнир категории II, и так далее с последующей категорией каждые 25 очков.. Самые сильные турниры на сегодняшний день включены в раздел категории XXI. Zurich Chess Challenge 2014, проходивший с 29 января по 4 февраля 2014 г., был первым в истории турниром категории XXIII со средним рейтингом Эло 2801. Кубок Синкфилда 2014, проводившийся с августа С 27 по 7 сентября проходит XXIII турнир второй категории со средним рейтингом Эло 2802.

Кат.Диапазон Эло
I2251–2275
II2276–2300
III2301–2325
IV2326–2350
V2351–2375
VI2376–2400
VII2401–2425
VIII2426–2450
Кат.Диапазон Эло
IX2451–2475
X2476–2500
XI2501–2525
XII2526–2550
XIII2551–2575
XIV2576–2600
XV2601–2625
XVI2626–2650
Кат.Диапазон Эло
XVII2651–2675
XVIII2676–2700
XIX2701–2725
XX2726–2750
XXI2751–2775
XXII2776–2800
XXIII2801–2825
Контроль времени

Контроль времени - это механизм в турнирной игре, который позволяет своевременно завершать каждый раунд матча, чтобы турнир мог продолжаться. В шахматных турнирах используются три основных типа контроля времени: блиц, стандартный и компенсационный.

Блиц

В блиц-шахматах (также известных как шахматы внезапной смерти) каждый игрок начинает с фиксированным количеством времени, которое он может потратить на свои ходы в игре. В Справочнике ФИДЕ обозначены следующие общие меры контроля времени в блице:

  • Пули: одна или две минуты на сторону
  • Блиц: менее 10 минут на сторону (часто 5 минут), иногда с небольшим приращением времени каждый ход
  • Быстрый: 10–60 минут на каждую сторону (часто 25 минут), иногда с небольшим приращением времени каждый ход.
  • Армагеддон : a одиночная игра гарантированно даст решающий результат, потому что у черных есть шансы на ничью (то есть для черных ничья равносильна победе). Чтобы компенсировать это, у белых больше времени на часах.

Контроль времени в блице увеличивает шансы, что можно «проиграть вовремя», что означает поражение игры из-за истечения их шахматных часов. Блиц-турниры часто обозначаются обозначениями «G / 5» или «G / 15», что означает «игра из 5» и «игра из 15» соответственно.

Стандартное

Стандартное время Элементы управления (STC) - это элементы управления, в которых у игрока есть установленное количество времени для выполнения определенного количества ходов. Если указанное количество ходов выполнено, время игрока омолаживается. Первый стандартный контроль времени, введенный в 1861 году, предусматривал 24 хода за два часа, при средней продолжительности игры пять часов. В середине 1980-х годов новый формат, 40 ходов за два часа, оказался популярным, потому что немногие партии длились более 60 ходов.

Компенсация

Есть две основные формы, которые обеспечивают компенсацию как за время, потраченное на физическое выполнение хода, и на то, чтобы сделать его таким, чтобы игрок мог избежать постоянно уменьшающегося количества оставшегося времени.

  • Простая задержка (также известная как задержка обратного отсчета и задержка США). Когда наступает очередь игрока двигаться, часы ждут периода задержки, прежде чем начать вычитание из оставшегося времени игрока. Например, если задержка составляет пять секунд, часы ждут пять секунд перед обратным отсчетом. Время не суммируется. Если игрок перемещается в пределах периода задержки, время не добавляется и не вычитается из его оставшегося времени. Существует также задержка Бронштейна, которая по-разному определяет, как задержка отображается на экране, но математически эквивалентна простой задержке.
  • Приращение, изобретенное Бобби Фишером. Когда наступает очередь игрока двигаться, задержка добавляется к оставшемуся времени игрока. Например, если задержка составляет пять секунд и у игрока остается десять минут на часах, когда его часы активированы, у него теперь остается десять минут и пять секунд. Время может накапливаться, поэтому, если игрок двигается в течение периода задержки, его оставшееся время фактически увеличивается. Этот стиль управления временем распространен на шахматных серверах в Интернете.
Призы

Победители шахматных турниров часто награждаются денежными призами. Часто призы шахматного турнира разыгрываются из призового фонда , из которого награждаются все победители в каждой секции. Например, турнир World Open 2008 года имел призовой фонд 400 000 долларов. Победитель открытого раздела был награжден 30 000 долларов США, а победители меньшего раздела впоследствии были награждены меньшими суммами. Другие шахматные турниры, такие как Чемпионат мира по шахматам, также награждают победителей титулами, например, «Чемпион мира по шахматам». В менее масштабных турнирах денежные вознаграждения иногда заменяются книжными призами или трофеями.

См. Также
  • icon Шахматный портал
На Викискладе есть материалы, связанные с шахматными соревнованиями.
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 10:20:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте