Гандикап (шахматы)

редактировать
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 b8 черный конь c8 черный слон d8 черный ферзь черный король e8 черный слон f8 g8 черный конь h8 черная ладья черная пешка a7 b7 черная пешка c7 черная пешка черная пешка d7 черная пешка e7 черная пешка g7 h7 черная пешка белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 d2 wh ите пешка белая пешка e2 белая пешка f2 g2 белая пешка div class=a1 белая ладья b1 белый конь c1 белый слон белый ферзь d1 e1 белый король f1 белый слон белый конь g1 h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Начальная установка пешки и хода: черные начинают без пешки f; более слабый игрок (белые) ходит первым
abcdefgh
8Chessboard480.svg b8 черная ладья c8 черный слон d8 черный ферзь черный король e8 черный слон f8 g8 черный конь h8 черная ладья черная пешка a7 b7 черная пешка c7 черная пешка черная пешка d7 черная пешка e7 черная пешка f7 черная пешка g7 h7 черная пешка белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 d2 wh ите пешка белая пешка e2 белая пешка f2 g2 белая пешка div class=b1 белый конь c1 белый слон белый ферзь d1 e1 белый король f1 белый слон белый конь g1 h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Первоначальная установка ферзевой ладьи в обмен на ферзевого коня соперника: белые начинают без ладьи «а»; С другой стороны, черные убирают своего коня b8 и переводят ферзевую ладью на b8. Более сильный игрок (белые) ходит первым

форы (или «шансы ») в шахматах - это вариант, позволяющий более слабому игроку есть шанс выиграть у более сильного. Существует множество таких гандикапов, таких как материальные шансы (более сильный игрок сдает определенную фигуру или фигуры), дополнительные ходы (у более слабого игрока есть согласованное количество ходов в начале игры), дополнительное время на шахматных часах и особые условия (например, требование, чтобы игрок, выдающий коэффициент, поставил мат указанной фигурой или пешкой). Также возможны их различные перестановки, такие как «пешка и два хода».

Гандикапы были довольно популярны в XVIII и XIX веках, когда в шахматы часто играли на деньги, чтобы побудить более слабых игроков играть на ставки. Сегодня гандикапы редко встречаются в серьезных соревнованиях, кроме шахматных матчей между человеком и компьютером. Поскольку с начала 21 века шахматные машины обычно превосходят даже мастеров шахмат, игрокам-людям нужны значительные шансы, чтобы иметь практические шансы в таких матчах.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Гандикапы
    • 2.1 Основные
    • 2.2 Другие
  • 3 Эквивалент рейтинга
  • 4 Иллюстративные партии
    • 4.1 Пешка и ход
    • 4.2 Шансы коня
    • 4.3 Шансы ладьи
    • 4.4 Шансы ферзя
    • 4.5 Окруженная фигура
    • 4.6 Пион прическа
    • 4.7 Шансы ферзя в обмен на требование черных заставить белых поставить мат
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

.

История

Согласно Гарри Голомбеку, «расчет ставок достиг своего расцвета в восемнадцатом и начале девятнадцатого века». В самом деле, это было настолько распространено в 18 веке, что Филидор (1726–1795) играл подавляющее большинство своих игр в разногласиях. Около пятнадцати процентов известных партий Пола Морфи (1837–1884) - это игры, в которых он давал коэффициенты.

Ховард Стонтон в «Справочнике шахматиста» (1847) советовал неопытным игрокам принимать коэффициенты, предлагаемые более сильными игроками, и, улучшившись до такой степени, что они могут сами давать коэффициенты некоторым игрокам, избегать игры с такими игроками на равных условиях, предупреждая, что это может вызвать «ленивую, небрежную привычку к игре». В 1849 году Стонтон опубликовал «Спутник шахматиста», работу на 510 страницах, «в основном направленную на демонстрацию дебютов, в которых одна сторона дает фору». Чуть более 300 страниц были посвящены играм с шансами: Книга I (страницы с 1 по 185) содержала игры, в которые играли с разными шансами, а большая часть Книги V (страницы 380–496) обсуждала различные типы ставок, включая экзотические и необычные. Конец 19 века шахматный дебют трактат Шахматные дебюты в древности и современности Эдварда Фриборо и Чарльза Ранкена, включавший четырнадцать страниц анализа лучшей игры в партиях, играемых с соотношением пешка и ход, пешка и два хода, и любой конь.

Мейкон Шибут пишет, что в середине XIX века «шахматы были азартной игрой.... Индивидуальные матчи поскольку ставки были в центре внимания организованной игры. Матчи между ведущими игроками привлекали множество поклонников, поэтому мастерам часто удавалось находить спонсоров для поддержки своих личных ставок ». Однако доступные суммы обычно были относительно скудными, а поездки были трудными, поэтому суммы денег, полученной таким образом, было недостаточно для того, чтобы профессиональные шахматисты могли обеспечить себя финансово. Более того, первый крупный шахматный турнир не проводился до 1851 года, а шахматные турниры оставались редкостью в течение нескольких последующих десятилетий. Турниры стали ненадежным средством заработка, и предоставление шансов стало для мастеров способом соблазнить любителей играть на ставки, поскольку шансы давали любителям шанс на победу. Система шансов даже стала самой ранней рейтинговой системой: любители оценивались в зависимости от того, какой гандикап им нужен, чтобы соревноваться с мастером, и назывались, например, «игрок ладьей» или «игрок пешки и хода», как мы это делаем сегодня. говорят об игроках по их рейтингу Эло (например, «1200 игроков» или «1800 игроков»).

По мере развития девятнадцатого века игры с разногласиями постепенно становились все реже. Сегодня, если не считать временных разногласий, они почти исчезли. Шибут утверждает, что игры, в которые играют с материальным перевесом, стали непопулярными по (1) технологическим, (2) политическим и (3) философским причинам. Принимая это в свою очередь, во-первых, введение шахматных часов дало начало новому способу определения шансов, который сегодня вытеснил материальные шансы как предпочтительный способ определения шансов. Во-вторых, Советский Союз поддерживал шахматных мастеров и спонсировал шахматное образование, но ожидал, что шахматные мастера будут «культурными иконами, а не проститутками». В-третьих, к шахматам начали относиться с научной, логической точки зрения, «с допущением об идеализированной« лучшей игре »[приближающейся] для подкрепления любого анализа». С этой точки зрения игра, начавшаяся с «проигранной» позиции, становится менее интересной, даже неприятной. Записи Вильгельма Стейница (1836–1900), первого чемпиона мира, и Джеймса Мейсона (1849–1905) согласуются с последним пунктом.

Интервью с Ральфом Гинзбургом, опубликованное в выпуске журнала Harper's Magazine за январь 1962 года, цитируется, что будущий чемпион мира Бобби Фишер заявил, что женщины слабые шахматисты и что он может успешно дать фору любой женщине в мире. Фишер позже утверждал, что Гинзбург исказил то, что он сказал.

В 2001 году лондонский бизнесмен Теренс Чепмен, игрок уровня master, сыграл матч против бывшего чемпиона мира Гарри Каспарова., где Каспаров давал шансы по две пешки в каждой партии (убранные пешки каждый раз были разными); Каспаров выиграл матч со счетом две к одной при одной ничьей.

Рыбка, высококлассный компьютер шахматный движок, разработанный международным мастером Васиком Райлихом, сыграл серия матчей с форой против сильных игроков-людей. В марте 2007 года Рыбка победил Грандмастера Яана Эльвеста, предоставив шансы на пешку (каждый раз удаляя другую пешку). В январе 2008 года Рыбка победил гроссмейстера Джоэля Бенджамина, дав ничьи. В марте 2008 года Рыбка отдал пешку и ход (каждый раз убирая другую пешку) гроссмейстеру Роману Дзиндзичашвили, в результате чего ничья 4–4. В июне 2008 года Рыбка дал рыцарские шансы Мастеру ФИДЕ Джону Мейеру, проиграв 4–0. 6 июля 2008 года Рыбка дал Мейеру шансы на пешку и три хода, выиграв 3–1.

Гандикапы

Цель гандикапа или коэффициентов - компенсировать разницу в мастерство между двумя шахматистами. Существуют различные гандикапы: материальные шансы; дополнительные ходы; время шансы; особые ограничения (например, pion coiffé ); взвешивание результатов (например, «шансы на ничью» - подсчет ничьей как проигрыша для разыгрывающего ставки); дифференциальные ставки; и физические ограничения, такие как шахматы с завязанными глазами. Также возможно множество различных перестановок гандикапа (например, материальный гандикап плюс временные шансы), а также уравновешивающие гандикапы (например, игрок отдает фигуру, но получает одну из фишек или пешек соперника и / или дополнительные ходы, взамен).

Главное

Гарри Голомбек дает следующий список материальных шансов (в увеличивающемся уровне гандикапа):

Обратите внимание, что делающий ставку играет белыми, если не указано иное, а «пешечные шансы» обычно относятся к пешке f (т.е. пешке, изначально расположенной на поле f2 для белых и на поле f7 для черных).

  • Шансы хода : более слабый игрок играет белыми.
  • Два хода : более слабый игрок играет белыми и начинает игру двумя ходами.
  • Пешка и ход : более слабый игрок играет белыми; черная пешка (обычно на f7) удаляется с доски.
  • Пешка и два хода : более слабый игрок делает первые два хода, и черная пешка на f7 удаляется.
  • Шансы коня : удаляется один из коней более сильного игрока, обычно ферзевый конь на b1 или b8.
  • Шансы ладьи : одна из ладей более сильного игрока удаляется, обычно ферзевая ладья на a1 или a8.
  • Ладья и пешка : Ферзевая ладья и пешка f более сильного игрока удаляются.
  • Две второстепенные фигуры : Шансы- Дающий выбирает, какого из двух своих коней и / или слонов удалить.
  • Ладья и конь : Ферзевая ладья и ферзевый конь более сильного игрока удаляются.
  • Коэффициенты ферзя : более сильного игрока. ферзь удаляется.
  • Две ладьи : удаляются обе ладьи более сильного игрока.
  • Ферзь и ладья : ферзь и ладья более сильного игрока удаляются.
  • Шансы на ферзевом фланге : все фигуры ферзевого фланга (не пешки) более сильного игрока удаляются.
  • Сильный король : король более слабого игрока может двигаться на два поля в любом направлении по прямой.
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 b8 черный конь c8 черный слон d8 черный ферзь черный король e8 черный слон f8 g8 черный конь h8 черная ладья черная пешка a7 b7 черная пешка c7 черная пешка черная пешка d7 черная пешка e7 черная пешка f7 черная пешка g7 h7 черная пешка белая пешка a4 c4 белый конь белая пешка d4 e4 белый конь f4 белый ферзь белая пешка h4 e3 белая ладья f3 белая ладья g3 белая пешка h3 белый слон b2 белая пешка белая пешка c2 белая пешка e2 белая пешка f2 c1 белый слон e1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые маты за два хода независимо от того, что играют черные

Ларри Кауфман пишет, что в соответствии с шахматной традицией В XVIII и XIX веках гандикап ниже шансов коня составлял:

  • Пешка и три хода : белые играют первые три хода, а черные играют без пешки f7. В играх на шансы с дополнительными ходами (пешка и два хода, пешка и три хода) получатель разницы не может выйти за пределы четвертого ряда с этими ходами. В противном случае белые могли бы немедленно выиграть ходом 1.e3 2.Bd3 3.Qh5 + g6 4.Qxg6 + hxg6 5.Bxg6 #.

Даже с оговоркой «никаких ходов за четвертой линией» черные не могут дать белым неограниченное количество ходов. движется. Это позволило бы белым занять позицию справа, когда двойные угрозы белых 1.Qxf7 # и 1.Ned6 + cxd6 2.Nxd6 # сразу становятся решающими. Кауфман также указывает, что пешка и четыре хода уже проблематичны из-за 1.e3 2.Bd3 3.Qg4 4.Nc3, и теперь черные вынуждены отдать пешку e и разменять ферзей.

I.A. Горовиц добавляет к приведенному выше списку следующее:

  • Шансы на ничью : наименьший из этих гандикапов; более сильный игрок играет белыми, и ничьи засчитываются как победы черных.
  • Ферзь за ладью : гандикап между коэффициентами коня и ладей; ферзь раздающего и ферзь-ладья получателя удаляются.
  • Ферзь для коня : гандикап немного больше, чем шансы ладьи; ферзь раздачи и конь ферзя получателя удаляются.

Если дана ладья, игрок, дающий коэффициент, все еще может рокировать с отсутствующей ладьей, перемещая только короля.

Другое

Временные гандикапы чаще всего практикуются в блице играх. Более сильному игроку может быть дана одна или две минуты на всю игру, а более слабому игроку - пять минут или больше. Денежные шансы - еще один способ компенсации разницы в силе; более сильный игрок кладет несколько (три, пять, десять и т. д.) суммы денег, вложенной более слабым игроком.

В XVI – XIX веках pion coiffé (покрытая или отмеченная пешка) гандикап иногда использовался. Более сильный игрок должен поставить мат определенной пешкой, которая обычно отмечается в начале игры. Пешка не может быть повышена; поставка мата любой другой пешкой или фигурой - проигрыш. Прическа пиона считается примерно равной шансу на королеву. Точно так же иногда играли в игры с фигурой с кольцом, когда кольцо или повязка помещается вокруг определенной фигуры, и игрок, дающий шанс, должен поставить мат этой фигурой. Эта форма шансов, наряду с пион-прической, очень сложна для того, кто дает разногласия, который не может позволить получателю разницы пожертвовать ради фигуры или пешки с верхом или кольцом. Например, в pion coiffé после 1.e4 d5 2.exd5 Qxd5 черные уже угрожают пожертвовать ферзя ради пешки с верхом, если это пешка a-, d- или g, чтобы сыграть 3... Qe5 + с последующей жертвой, если это пешка b или h, или ходом 3... Qe4 + с последующей жертвой, если это пешка c.

  • Мат на определенном поле : Это может означать либо то, что король получателя разногласий должен получить мат, находясь на указанном поле, либо что фигура раздающего игрока должна управлять матом с этого поля. Каррера посчитал, что первый из них примерно эквивалентен шансам рыцаря, второй - немного меньше. Ассиак заметил о первом: «Это звучит как грозное предложение, но на самом деле это не так. Лучше всего, если игроку нужно свести игру к благоприятному финалу. После этого, продвинув пешку или две, он найдет успокойся. "
  • Мат пешкой : Матовая пешка может быть любой пешкой, а не указанной пешкой, как в пион-причёске. Каррера считал эту форму шансов эквивалентной предоставлению шансов в две пешки.
  • Отдавая все фигуры на два хода каждый раз : Судья начинает игру только с королем и пешками, в то время как получатель разницы имеет полный набор фигур и пешек. Взамен он делает два хода за каждый ход, в то время как получатель может делать только один ход. Каррера писал, что, хотя некоторые считали эту игру равной, он считал, что она благоприятствует фигурам, хотя сторона с фигурами должна играть осторожно. Игрок с фигурами должен попытаться устранить пешки, например, отдав две пешки за одну или небольшую фигуру за две. Это также называется Монстр шахматы (в которых обычно используются 4 пешки).
  • Предоставление королю хода коня : Король получателя шансов в дополнение к возможности двигаться обычным образом, может двигаться как конь. Каррера считал такую ​​форму коэффициентов неподходящей, поскольку она позволяет получателю разногласий использовать своего короля, чтобы поставить мат вражескому королю с отхода коня (например, с королем получателя разногласий на g6 и королем, дающим разногласия на h8, последний находится в проверке и, если юридический ответ невозможен, ставится мат). Каррера считал эту форму форы эквивалентом форы ладьи и пешки. Из-за необычной силы короля раздающему требуется больше материала, чем обычно, чтобы поставить мат голому королю (например, ферзю и другой фигуре или двум ладьям).
  • Предоставление ферзю хода коня : Как и в предыдущем случае, ферзь (а не король) получателя имеет дополнительную способность двигаться как конь. Это делает ферзя очень могущественным, так как он имеет возможность управлять матом без помощи других фигур (например, усиленный ферзь на h6 матирует короля на h8, поскольку Kg8 все равно оставит короля под шахом). Каррера считал, что это примерно эквивалентно шансам коня, хотя они варьировались в зависимости от силы игроков.
  • Шансы рокированного короля : Получатель ставок начинает игру со смены позиций своего короля и одной из его ладей. (например, король на h8 или a8 и смещенная ладья на королевском поле). Используется первый способ (король на h8, ладья на e8), если перед игрой не указано иное. Каррера считал, что такая форма шансов эквивалентна тому, что игрок с нормально расставленными фигурами дает чуть меньше двух пешек или чуть меньше коня, если поменяны местами ладья а8 и король. Стонтон отметил, что описание Карреры и примеры этих шансов «не адаптированы к нашему способу рокировки», поскольку король и ладья не оказываются на тех же полях, которые обычно занимали бы после рокировки.

Стонтон также упомянул следующие необычные формы коэффициентов, не обсуждаемых Каррерой:

  • Шансы проигравшей игры : Создатель ставок обязуется заставить получателя ставок поставить ему мат. (См. Париж – Марсель, переписка 1878 г., приведенная ниже.)
  • Дополнительные пешки : Судья разрешает ему начать игру с указанным количеством дополнительных пешек (например, с восемью лишними пешками). Если специально не согласовано, сторона с лишними пешками ходит первой.
  • Вероятность ферзевой ладьи в обмен на ферзевого коня противника, или пешку и ход, или пешку и два хода .
  • Вероятность ферзевого коня в обмен на пешку и ход ход, или в обмен на первые два хода .
эквивалент рейтинга

Грандмастер Ларри Кауфман написал следующее о рейтинге Эло эквивалентности предоставления шансов коня:

Эло-эквивалент данного гандикапа деградирует по мере того, как вы опускаетесь по шкале. Рыцарь, кажется, приносит около тысячи очков, когда «слабый» игрок находится на уровне IM, но он падает, когда вы опускаетесь. Например, меня около 2400, и я играл со студентами в кучу игр с шансами на коня, и я бы поставил точку безубыточности (для неучтенных, но достаточно быстрых игр) около 1800, так что, возможно, значение 600 при этот уровень. 1800, вероятно, может дать шансы коня на 1400, 1400 на 1100, 1100 на 900 и т. Д. Это совершенно очевидно, как это должно работать, потому что чем слабее игроки, тем больше вероятность того, что более слабый промахнуть кусок или больше. Когда вы опускаетесь до уровня среднего 8-летнего игрока, шансы коня представляют собой лишь небольшое преимущество, может быть, 50 очков или около того.

Кауфман писал, что Каспаров может отдать пешку и сделать ход шансы низкому гроссмейстеру (2500 ФИДЕ рейтинг) и иметь небольшое преимущество, и у него были бы равные шансы при шансах коня против игрока с рейтингом ФИДЕ 2115.

Иллюстративные игры

Пешка и ход

Эта игра выиграл Зигберт Тарраш, которого Ассиак назвал «одним из величайших знатоков теории« пешка и ход »»:

Эккарт-Тарраш, 1887–88
abcdefgh
8Chessboard480.svg g8 черный конь h8 черная ладья черная пешка a7 черная пешка g7 h7 черная пешка b6 черный король c6 белый слон черный слон c5 d4 черная ладья f4 черная пешка g4 черный слон h4 черный ферзь d3 белый ферзь белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 g2 белая пешка div class=a1 белая ладья b1 белый конь c1 белый слон f1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 13... Rxd4
abcdefgh
8Chessboard480.svg g8 черный конь h8 черная ладья черная пешка a7 b7 белый ферзь черная пешка g7 h7 черная пешка c6 белый слон d6 черный король черный слон c5 d4 черная ладья f4 черная пешка g4 черный слон h4 черный ферзь c3 белый конь белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 g2 белая пешка div class=a1 белая ладья c1 белый слон f1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 16.Nc3

K. Эккарт – Тарраш, Нюрнберг Чемпионат шахматного клуба 1887–88 (убрать пешку «f» черных). 1. e4 Nc6 2. f4 e5 3. Nf3 exf4 4. Bc4 Bc5 Планируя следующую необоснованную, но хитрую жертву. 5. d4 Nxd4 ?! 6. Nxd4 Qh4 + 7. Kf1 d5 Жертвуя еще одну пешку для быстрого развития. 8. exd5 Bg4 9. Bb5 +? Очевидно, не обращая внимания на следующий ход черных. Правильно было 9.Qd3 с удовлетворительной защитой. c6! 10. dxc6 0-0-0! 11. cxb7 + Kxb7 12. Bc6 + Kb6 13. Qd3 Rxd4 Черные вернули пожертвованную фигуру и, вопреки внешнему виду, их король в полной безопасности. 14. Qb5 + Kc7 15. Qb7 + Kd6 16. Nc3 Можно неплохо закончить, но 16.Bf3 Rd1 +! 17.Ke2 (17.Bxd1 Qf2 #) Bxf3 + 18.Qxf3 Rxh1 также выигрывает у черных. Qf2 +! 17. Kxf2 Rd1 + (обнаруженный шах ) 18. Be3 Bxe3 # 0–1 Комментарии основаны на комментариях Фреда Рейнфельда.

Шансы коня

Цукерторт – Епуряну, 1872
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 c8 черный слон d8 черный ферзь черный конь e8 h8 черный король b7 черная пешка e7 черный конь черная пешка g7 черная пешка a6 черный слон d6 черная пешка e6 черная пешка f6 g6 белый ферзь черная пешка c5 черная пешка d5 белая пешка g5 h5 белая пешка белая пешка a3 b3 белый пешка e3 белая пешка белый слон b2 белая пешка c2 d2 wh ите пешка c1 белый король g1 белая ладья h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 19... Ne7
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 c8 черный слон d8 черный ферзь черный конь e8 h8 черный король b7 черная пешка белая пешка f7 черная пешка g7 черная пешка a6 черный слон d6 черная пешка e6 белая пешка g6 черная пешка c5 черная пешка d5 белая пешка a3 b3 белый пешка e3 белая пешка белый слон b2 белая пешка c2 d2 wh ите пешка c1 белый король g1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Конечная позиция; Черные, впереди ферзя, слона и коня, беззащитны.

Йоханнес Цукерторт -Эпуряну, Берлин 1872 (убрать ферзя-коня белых). 1. f4 e6 2. Nf3 Nf6 3. b3 d5 4. Bb2 c5 5. e3 Nc6 6. a3 a6 7. Bd3 Bd6 8. Qe2 0-0 9. g4 Nxg4? Неосмотрительно позволив белым атаковать короля черных вдоль g -файл. 10. Qg2 Nf6 11. h4 h6 12. h5 Kh8 13. 0-0-0 Ne8 14. Rdg1 Rg8 15. Bh7 !! f6 (15... Kxh7 16.Qg6 + !! fxg6 17.hxg6 + Kh8 18.Rxh6 #) 16. Bxg8 Kxg8 17. Qg6 Kh8 18. Ng5! hxg5 19. fxg5 Ne7 20. gxf6 !! Nxg6 21. hxg6 + Kg8 22. Rh8 +! Крxh8 23. f7 1–0 Нет защиты от мата. Если 23... Qh4 (остановив угрожающее 24.Rh1 +), 24.fxe8 (Q) + Bf8 25.Qxf8 #. Фрэнсис Дж. Веллмут называет это «лучшей игрой со ставками». Ирвинг Чернев и Фред Рейнфельд называют заключение «лучшим финишем в соревнованиях такого типа». Записки Чернева и Райнфельда, Веллмута и Напьера.

Шансы ладьи

Кашдан – Хорнеман, 1930
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 d8 черный ферзь черный король e8 f8 черная ладья черная пешка a7 d7 черный конь e7 черный слон белый ферзь g7 h7 черная пешка a6 черный слон черная пешка b6 черная пешка f6 черная пешка d5 e5 белая пешка f5 белый конь белый слон g5 белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 белая пешка f2 g2 белая пешка div class=b1 белый конь e1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 13... f6?
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 d8 черный ферзь черный король e8 f8 черная ладья черная пешка a7 d7 черный конь e7 черный слон g7 белый конь a6 черный слон черная пешка b6 белая пешка e6 g6 черная пешка черная пешка d5 g5 черная пешка белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 белая пешка f2 g2 белая пешка div class=b1 белый конь e1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Окончательная позиция после 16.Ng7 #

Исаак Кашдан - Бастер Хорнеман, Манхэттенский шахматный клуб 1930 (убрать ферзевую ладью белых). 1. e4 e6 2. d4 d5 3. e5 c5 4. Qg4 cxd4 5. Nf3 Nh6 6. Qh3 Be7 7. Bd3 b6 8. Qg3 Nf5 9. Bxf5 exf5 10. Qxg7 Rf8 11. Nxd4 Ba6? 12. Nxf5 Nd7 13. Bg5 f6? 14. e6! fxg5 15. Qg6 + !! hxg6 16. Ng7 # 1–0

Было бы ошибкой полагать, что форвард всегда выигрывает. Даже самые сильные игроки иногда терпят поражение:

Морфи – Мориан, 1855
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 черный король e8 черный слон f8 h8 черная ладья черная пешка a7 c7 черная пешка черная пешка d7 черная пешка f7 черная пешка g7 h7 черная пешка a6 черный слон c6 черный конь черный конь f6 черная пешка b5 h5 черный ферзь белая пешка d4 белая пешка e4 f4 черная пешка b3 белый слон белый конь f3 белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 e2 белый ферзь g2 белая пешка div class=b1 белый конь c1 белый слон f1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 9.Qe2
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 черный король e8 черный слон f8 h8 черная ладья черная пешка a7 c7 черная пешка черная пешка d7 черная пешка f7 черная пешка g7 h7 черная пешка белый ферзь a6 черная пешка b4 d4 белый конь белая пешка e4 f4 черная пешка g4 черный конь b3 белый слон белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 f2 белый король g2 белая пешка div class=b1 белый конь c1 белый слон d1 черный ферзь h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Конечная позиция после 12... Ng4 #

Пол Морфи - Чарльз Мориан, Спрингхилл 1855 (убрать ферзевую ладью белых). 1. e4 e5 2. f4 exf4 3. Bc4 Qh4 + 4. Kf1 b5 5. Bd5 Nc6 6. Nf3 Qh5 7. d4 Nf6 8. Bb3 Ba6 9. Qe2 Nxd4! 10. Nxd4 b4! 11. Qxa6 ?? Qd1 + 12. Kf2 Ng4 # 0–1

Ферзевый коэффициент

Апшенек – Любитель, 1934
abcdefgh
8Chessboard480.svg d8 черная ладья f8 черная ладья g8 черный король черная пешка a7 b7 черная пешка d7 черный ферзь черная пешка f7 черная пешка g7 h7 черный конь черная пешка c6 h6 белая ладья d4 белый конь b3 белый пешка белая пешка f3 белая пешка a2 белый слон b2 белая пешка c2 d2 wh ите пешка c1 белый король g1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 21... Rad8
abcdefgh
8Chessboard480.svg d8 черная ладья f8 черная ладья g8 черный король черная пешка a7 b7 черная пешка d7 черный ферзь h7 черный конь черная пешка c6 g6 черная пешка h6 белый конь b3 белый пешка белая пешка f3 белая пешка a2 белый слон b2 белая пешка c2 d2 wh ите пешка c1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Конечная позиция после 25.Nh6 #

Апшенек - Любитель, Рига 1934 (убрать ферзя белых). 1. b3 e5 2. Bb2 d6 3. Nc3 Be7 4. 0-0-0 Nf6 5. f3 0-0 6. e3 c6 7. g4 h6 8. Nge2 Be6 9. Ng3 Nbd7 10. h4 Nh7 11. g5 hxg5 12. hxg5 Bxg5 13. Bd3 Bh6 14. Rdg1 d5 15. Nf5 Bxf5 16. Bxf5 Qf6 17. Bxd7 d4 18. exd4 exd4 19. Ne2 Qe7 20. Nxd4 Qxd7 21. Rxh6 Rad8 22. Rxg7 +! Kxg7 23. Nf5 + (двойной шах ) Kg8 24. Rg6 +! fxg6 25. Nh6 # 1–0

Кольчатая фигура

Ланге – фон Ширстедт, 1856
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 черный слон f8 h8 черная ладья черная пешка a7 b7 черная пешка c7 черная пешка e7 черный ферзь g7 черный король h7 черная пешка c6 черный конь черная пешка d6 черный слон e6 h6 черный конь h5 белый ферзь белая пешка d4 белая пешка e4 f4 белая ладья белый слон e3 белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 e2 белый конь g2 белый король div class=f1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 14.Raf1
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 черный слон f8 h8 черная ладья черная пешка a7 b7 черная пешка c7 черная пешка e7 черный ферзь h7 черная пешка c6 черный конь черная пешка d6 f5 белый конь h5 черный слон белая пешка d4 белая пешка e4 h4 черный король белый слон e3 белая пешка h3 белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 g2 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Конечная позиция: кольчатый конь мат.

Макс Ланге - Дженни фон Ширстедт, Галле 1856 (ферзь-конь белых - это фигура с кольцами, которой он должен поставить мат). 1. e4 e5 2. Nc3 Nc6 3. f4 exf4 4. Nf3 g5 5. Bc4 g4 6. 0-0 gxf3 7. d4 fxg2 8. Bxf7 + Kxf7 9. Qh5 + Kg7 10. Rxf4 Nh6 11. Be3 d6 12. Ne2 Qe7 13. Kxg2 Be6 14. Raf1 Bf7? Черные могли выиграть 14... Qg5 + !!, когда 15.Qxg5 # поставили бы мат черным, но нарушили условие, что ферзевый конь должен поставить мат. 15. Фxh6 + !! Kxh6 16. Rg4 + Kh5 17. Ng3 + Kxg4 18. Rf5 h6 19. h3 + Kh4 20. Rh5 + Bxh5 21. Nf5 # 1–0

Пион-прическа

Стонтон – Тавернер
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья a8 b8 черный конь c8 черный слон d8 черный ферзь черный король e8 черный слон f8 g8 черный конь h8 черная ладья черная пешка a7 b7 черная пешка c7 черная пешка черная пешка f7 черная пешка g7 h7 черная пешка черная пешка d5 черная пешка e5 g3 белый конь белая пешка a2 b2 белая пешка белая пешка c2 d2 wh ите пешка белая пешка e2 белая пешка f2 g2 белая пешка div class=a1 белая ладья c1 белый слон белый ферзь d1 e1 белый король f1 белый слон белый конь g1 h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 3.Ng3; Белые защищают верхнюю пешку от лобовой атаки.
abcdefgh
8Chessboard480.svg белый слон d8 h8 черный король e7 белый ферзь g7 белая пешка wn белый конь f6 белый король e5 белая пешка f5 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Конечная позиция; закрытая пешка дает мат.

Ховард Стонтон –Тавернер?, дата неизвестна (белая пешка на g2 является закрытой пешкой, которой они должны дать мат). 1. Nc3 e5 2. Ne4 d5 3. Ng3 Прикрытие пешки, чтобы сделать ее менее уязвимой для черных фигур. f5 4. e3 Bd6 5. c4 h5 6. Nxh5 Qg5 7. Ng3 f4 8. exf4 Не 8.Nf3 ??, когда 8... Bh3! выиграет пешку g и партию. exf4 9. d4 Qg6 10. Bd3 Qh6 Теперь черные угрожают 11... Qh3! и побеждает. 11. Qh5 + Qxh5 12. Nxh5 Rxh5 13. Bg6 + Ke7 14. Bxh5 Nf6 15. Bf3 g5 16. c5 g4 17. cxd6 + cxd6 18. Bxg4 Bxg4 19. Bxf4 Nh5 20. Bg3 Nc6 21. h3 21.f3? Be6 22.Ne2 Rg8 23.Kf2 Bh3! 24.gxh3 Nxg3 с последующим 25... Rh8 выиграет верхнюю пешку. Be6 22. Ne2 Rg8 23. Rc1 Bf5 24. Rc3 Be4 25. Re3 Nb4 26. Kd2 Nxa2 27. Ra1 Nb4 28. Rxa7 Nc6 29. Rxb7 + Ke6 30. Rh7 Rg5 31. Rxe4 + dxe4 32. Rxh5 Rxh5 33. Nf4 + Ke7 34. Nxh5 Nxd4 35. Ke3 Nc2 + 36. Kxe4 Ne1 Атака «игровой пешки». 37. Bh4 + Kd7 38. g4 Kc6 39. f4 Nc2 40. f5 d5 + 41. Kf4 d4 42. Bf2 d3 43. Be3 Nd4 44. Ke4 d2 45. Bxd2 Nb3 46. Be3 Kd6 47. Nf6 Kc6 48. h4 Na5 49. h5 Nc4 50. Bf4 Nxb2 51. h6 Na4 52. h7 Nc5 + 53. Ke3 Kb5 54. Ne4 Na6 55. h8 = Q Ka5 56. Qc3 + Kb5 57. Qb3 + Ka5 58. Nc3 Nc5 59. Bc7 + Ka6 60. Qb5 + Ka7 61. Qxc5 + Ka6 Умышленное разрешение мата. 62. Qa5 + Kb7 63. Ke4 Kc8 64. Qa7 Kd7 65. Qb7 Ke7 66. Qc8 Kf6 67. Bd8 + Kg7 68. Qe6 Kf8 69. Qe7 + Kg8 70. Nd5 Kh8 71. g5 Kg8 72. g6 Kh8 73. Ke5 Kg8 74. Nf6 75. g7 # 1–0 Примечания Стонтона, который писал, что он и его противник сыграли много партий с этими коэффициентами, из которых это была «возможно, самая слабая, но... также самая короткая».

Шансы ферзя в обмен на требование от черных заставить белых поставить мат

Париж – Марсель, 1878
abcdefgh
8Chessboard480.svg a6 черный ферзь b6 черный конь черный король a5 b5 черный слон a4 черная пешка черная пешка c4 черная пешка b3 белая пешка c3 d2 черный ферзь b1 белый король белый слон e1 h1 черный ферзь 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 67.Kb1
abcdefgh
8Chessboard480.svg h7 черный ферзь a6 черный ферзь b6 черный конь черный король a5 b5 черный слон a4 черная пешка черная пешка c4 черная пешка b3 c3 белый слон белый король a1 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Окончательная позиция; Черные, вынудив белых поставить мат, побеждают.

Париж – Марсель, переписка 1878 (убрать ферзя белых; в ответ на получение ферзя черные обязываются заставить белых поставить мат черным). 1. d4 d5 2. Nc3 c6 3. Nf3 g6 4. e4 e6 5. e5 Bb4 6. Bd2 Bxc3 7. Bxc3 b5 8. h4 h5 9. 0-0-0 a6 10. Ng5 f5 11. g3 Nh6 12. Bd3 Nf7 13. Bxf5? gxf5 14. Nxf7 Kxf7 15. Bd2 Nd7 16. Rhe1 c5 17. dxc5 Nxc5 18. Bg5 Qg8 19. Re3 Bb7 20. Rc3 Rc8 21. Be3 Nd7 22. Bd4 Rxc3 23. bxc3 a5 24. Kd2 a4 25. Rb1 Ba6 26.Rg1 Qg4 27. Rb1 Rc8 28. Rb4 Rc4 29. Rxc4 dxc4 30. a3 f4 31. Kc1 fxg3 32. fxg3 Qxg3 33. Kb2 Qxh4 34. Kc1 Qe1 + 35. Kb2 Qd1 36. Ba7 Nxe5 38. Bcd1 Nc6 39. Be3 e5 40. Bf2 h3 41. Bg3 e4 42. Bf4 Ke6 43. Bg3 e3 44. Bf4 e2 45. Bg3 Kd7 46. Bdiv class="ht" e1 = Q 47. Bf4 Qee2 48. Bg3 Qdxc2 + 49. Ka1 Qf1 + 50. Be1 Фd2 Теперь белые вынуждены тасовать короля взад и вперед, в то время как черные ставят себе мат. 51. Kb1 div class="ht" 52. Ka1 h1 = Q 53. Kb1 Qf8 54. Ka1 Qxa3 + 55. Kb1 Qad6 56. Ka1 Qf6 57. Kb1 Kc7 58. Ka1 b4 59. Kb1 b3 60. Ka1 Kb6 61. Kb1 Ka5 62. Ka1 Ne7! 63. Kb1 Nc8 64. Ka1 Bb5 65. Kb1 Qa6! 66. Ka1 Nb6 67. Kb1 Qh7 + (не 67... Qhxe1 # ??, когда белые выигрывают) 68. Ka1 Qxc3 +! 69. Bxc3 # Единственный правильный ход. 0–1 Черные, вынудив белых поставить мат, побеждают.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Ховард Стонтон, Шахматы - товарищ игрока :, 1849
  • Товарищ по шахматам, Саймон и Шустер, 1973
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 12:23:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте