14 мая 1867 года 27-летний Чарльз Сандерс Пирс, который в конечном итоге основал прагматизм, представил доклад под названием «О новом списке категорий » в Американской академии искусств и наук. Среди прочего, в этой статье изложена теория предикации, включающая три универсальные категории, которые Пирс продолжал применять в философии и в других областях до конца своей жизни. В категориях можно различить, сосредоточить, образец, который, как он находит, сформирован тремя степенями ясности в «Как сделать наши идеи ясными » (основополагающий документ 1878 года для прагматизма), и во многих других трех - пути различия в его работе.
В логике Аристотеля категории являются дополнениями к рассуждениям, которые предназначены для устранения двусмысленностей, двусмысленностей, из-за которых выражения или знаки не поддаются управлению логикой. Категории помогают рассуждающему подготовить знаки для применения логических законов. Двусмысленность - это вариация значения - многообразие смысловых значений знаков - такое, что, как Аристотель сказал об именах в начале Категории (1.11–12), «вещи, как говорят, называются« двусмысленно » когда, хотя они имеют общее имя, определение, соответствующее имени, для каждого различается ". Итак, утверждение Пирса о том, что трех категорий достаточно, сводится к утверждению, что все смысловые многообразия могут быть объединены всего за три шага.
Следующий отрывок имеет решающее значение для понимания категорий Пирса:
Теперь я скажу несколько слов о том, что вы назвали категориями, но для которых я предпочитаю обозначение «затруднения» и которые вы объяснили как предикаты предикатов.
Эта чудесная операция ипостасной абстракции, с помощью которой мы, кажется, создаем entia rationis, которые, тем не менее, иногда реальны, дает нам средство превратить предикаты из знаков, которые мы думаем или продумываем., в предметы, о которых думают. Таким образом, мы думаем о самом мысленном знаке, делая его объектом другого мысленного знака.
После этого мы можем повторить операцию гипостатической абстракции, и из этих вторых намерений происходят третьи намерения. Эта серия продолжается бесконечно? Думаю, нет. Каковы же характеры его разных членов?
Мои мысли по этому поводу еще не собраны. Я только скажу, что предмет касается логики, но полученные таким образом разделения не следует путать с различными способами бытия: актуальностью, возможностью, судьбой (или свободой от судьбы).
Напротив, последовательность Предикатов Предикатов различна в разных Способах Бытия. Между тем, будет правильным, чтобы в нашей системе диаграмматизации мы предусматривали разделение, когда это необходимо, каждой из наших трех Вселенных модов реальности на Сферы для различных затруднений. (Пирс 1906).
Первое, что нужно извлечь из этого отрывка, - это тот факт, что Категории Пирса, или «затруднения», являются предикатами предикатов. Значимые предикаты имеют как extension, так и интенсионал, поэтому предикаты предикатов получают свое значение как минимум из двух источников информации, а именно классов отношений и качеств качеств, к которым они относятся.. Подобные соображения имеют тенденцию порождать иерархию предметов, расширяющуюся через то, что традиционно называется логикой второстепенных намерений, или то, что очень грубо обрабатывается логикой второго порядка на современном языке, и продолжаются дальше через более высокие намерения. или логика высшего порядка и теория типов.
Пирс пришел к своей собственной системе трех категорий после тщательного изучения своих предшественников с особым упором на категории Аристотеля, Канта и Гегеля. Имена, которые он использовал для своих категорий, варьировались в зависимости от контекста и случая, но варьировались от достаточно интуитивных терминов, таких как качество, реакция и представление, до максимально абстрактных терминов, таких как первенство, второстепенность и третье, соответственно. В целом, n-ность может быть понята как относящаяся к тем свойствам, которые являются общими для всех n-адических отношений. Отличительное утверждение Пирса состоит в том, что трехуровневая иерархия типов порождает все, что нам нужно в логике.
Часть обоснования утверждения Пирса о том, что три категории являются необходимыми и достаточными, по-видимому, вытекает из математических идей о n-адических отношениях. Согласно Тезису редукции Пирса, (а) триады необходимы, потому что истинно триадические отношения не могут быть полностью проанализированы в терминах монадических и диадических предикатов, и (б) триады достаточны, потому что нет подлинно тетрадических или более крупных полиадических отношений - все выше- Арность n-адические отношения могут быть проанализированы в терминах триадических отношений и отношений меньшей арности. Другие, в частности Роберт Берч (1991), Иоахим Херет Коррейя и Рейнхард Пешель (2006), представили доказательства тезиса редукции.
Были предложения Дональда Мертца, Герберта Шнайдера, Карла Хаусмана и Карла Вота. увеличить тройную кратность Пирса до четырехчастной; и один Дуглас Гринли, чтобы сократить их до двух частей.
Пирс представляет свои Категории и их теорию в «В новом списке категорий» (1867), работе, которая представлена как Кантовская дедукция короткая, но плотная и ее трудно резюмировать. Следующая таблица составлена из этого и более поздних работ.
Имя | Типичная характеристика | В виде вселенной опыта | В количестве | Технические определение | Валентность, «пристрастие» |
---|---|---|---|---|---|
Первобытность | Качество чувства | Идеи, случайность, возможность | Неопределенность, «немного» | Ссылка на основание (основание - это чистая абстракция качества) | По существу монадическое (quale в смысле того, что имеет качество) |
Второстепенность | Реакция, сопротивление, (диадическое) отношение | Грубые факты, действительность | Сингулярность, дискретность, "это " | Ссылка на коррелят (по его отношению) | По сути диадический (отношение и коррелят) |
Третья сторона | Представление, посредничество | Привычки, законы, необходимость | Общность, непрерывность, «все» | Ссылка на интерпретанта * | По существу триадная (знак, объект, интерпретант *) |
* Примечание: интерпретант - это интерпретация (человеческая или др. иначе) в смысле продукта процесса интерпретации. (Контекст для интерпретантов - это не психология или социология, а философская логика. В некотором смысле интерпретант - это то, что может быть понято как заключение вывода. Контекстом для категорий как категорий является феноменология, которую Пирс также называл фанероскопией и категории.)
Теперь логические термины делятся на три основных класса. Первый охватывает тех, чья логическая форма включает только понятие качества и которые поэтому представляют вещь просто как «а -». Эти различающие объекты самым элементарным способом, не предполагающим никакого осознания различения. Они рассматривают объект таким, какой он есть сам по себе (quale); например, как лошадь, дерево или человек. Это абсолютные цифры. (Peirce, 1870. Но также см. «Quale-Consciousness», 1898, в CP 6.222–37.)