карникс был духовым инструментом железного века кельтов, используется между c. 200 г. до н.э. и ок. 200 г. н.э. Это был тип бронзовой трубы с удлиненной S-образной формой, удерживаемой так, чтобы длинная прямая центральная часть была вертикальной, а короткая концевая часть мундштука и более широкий раструб были горизонтально в противоположных направлениях. Колокольчик был выполнен в виде головы распахнутого кабана или другого животного.
Он использовался в войне, вероятно, чтобы побудить войска к битве и запугать противников, как рассказывает Полибий. Значительная высота инструмента позволяла слышать его над головами участников сражений или церемоний.
Слово «карникс» происходит от галльского корня «carn-» или «cern-», означающего «рог» или «рог», и того же корня, что и имя бога, Cernunnos.
До 2004 года сохранились фрагменты только пяти карнизов из современной Шотландии, Франции, Германии, Румынии и Швейцарии, но в 2004 году археологи обнаружили месторождение первого века до нашей эры в Тинтиньяк в Коррез, Франция.
В сентябре 2004 г. в галльской яме было обнаружено более 500 фрагментов предметов из железа и бронзы. Объекты включали дюжину мечей и ножен, железные наконечники копий, щит, десять бронзовых шлемов и железную птицу, 2 головы животных, одно тело животного, котел и семь карнизов, один из которых почти готов. Эти уникальные военные и религиозные объекты в настоящее время изучаются командой Кристофа Манике и находятся в процессе консервации и реставрации в лаборатории Materia Viva в Тулузе.
У четырех карнысов были головы кабана, пятый, похоже, был змееподобным чудовищем; они, кажется, представляют собой ритуальное месторождение, датируемое вскоре после римского завоевания Галлии. Находки в Тинтиньяке позволили идентифицировать в 2012 году некоторые фрагменты, найденные в северной Италии за несколько десятилетий до этого, как происходящие от карникса.
Единственным экземпляром с Британских островов является Дескфордский карникс, найденный на ферме в Лейтчестауне, Дескфорд, Банфшир, Шотландия, 1816 год. Сохранился только колокольчик вепря на голове, который, по-видимому, также был помещен в качестве ритуального депозита. Он был подарен музею Банфа, а сейчас передан на временное пользование Службой музеев Абердиншира Музею Шотландии. Местоположение и возраст Deskford Carnyx позволяют предположить, что инструмент использовался в мирных церемониях и не только в военных действиях.
До 2004 года это был лучший сохранившийся образец, который обычно копировался в более ранних реконструкциях. Находка Дескфорда была сделана почти полностью из латуни, металла, используемого почти исключительно римлянами и строго контролируемого ими. Кроме того, базовый размер и форма находки Дескфорда позволяют предположить, что это мог быть римский военный стандарт драко.
Этот инструмент известен по изображениям на монетах и рельефы, в частности, из Колонны Траяна и так называемой сцены инициации котла Гундеструп.
Название известно из текстовых источников, карнисы - это сообщается о нападении кельтов на Дельфы в 279 г. до н.э., а также о кампании Юлия Цезаря в Галлии и Клавдия ' вторжение в Британию. Диодор Сицилийский около 60-30 г. до н.э. сказал («Истории», 5.30):
Предметы, найденные в Тинтиньяк, были выставлены на выставке «Les Gaulois, une expo renversante» 2012 года (потрясающая выставка «Галлы»).
Карникс из Тинтиньяка, обнаруженный в Коррез, Франция.
Карникс найден в Тинтиньяке.
Карникс найден в Тинтиньяке.
Каска в форме головы птицы, найденная в Тинтиньяке.
Воспоминание о галльской церемонии в святилище Тинтиньяк.
Карникс и реконструкция Лейчестауна Дескфорд, Музей Шотландии
Голова карникса Лейчестауна Дескфорд
Фрагмент карникса
Реконструкция Дескфордского карникса была инициирована доктором Джоном Персером и началась в 1991 году при совместном финансировании премии Glenfiddich Living Scotland и Национальных музеев Шотландии. Помимо музыковеда Джона Персера, в команду входили археолог Фрейзер Хантер, ювелир Джон Крид и тромбонист Джон Кенни. После 2000 лет молчания реконструированный Deskford Carnyx был открыт в Национальном музее Шотландии в апреле 1993 года.
В 1993 году Кенни стал первым человеком, игравшим на карниксе за 2000 лет, и с тех пор читал лекции и выступал на фестивале. инструмент на международном уровне, в концертном зале, на радио, телевидении и в кино. Для карникса существует множество композиций, он записан на семи компакт-дисках. 15 марта 2003 года он выступил соло перед 65000 аудиторией на Стад де Франс в Париже.
15 июня 2017 года «Музыка леса», работа по специальному заказу компании Lakeland. Композитор Кристофер Гиббс, представивший реконструированный карникс, получил свою мировую премьеру в Slaidburn Village Hall. Цикл из четырех песен, посвященный ландшафту и истории Леса Боуленда, был исполнен певцами эпохи Возрождения Собора Блэкберна под руководством Сэмюэля Хадсона. Карникс играл Джон Кенни.
Американский реконструктор
Французский музейный экспонат
Реконструкция Дескфорда в Музее Шотландии
Немецкие реконструкции
Французская
реконструкция
Карникс показан в начальной сцене битвы Гладиатор (2000); и используется как музыкальный инструмент и как внушающее страх оружие. Он появляется в нескольких батальных сценах французского фильма Друиды (2001). Карникс появляется в начале анимационного фильма 2012 года Pixar Храбрый.
На Викискладе есть материалы, связанные с Карниксом. |