Карло Бартоломео Растрелли

редактировать
Итальянский скульптор Бюст Карло Растрелли - возможный автопортрет.

Карло Бартоломео Растрелли (1675 г. в Флоренции, Италия - 18 ноября 1744 г. в Санкт-Петербурге, Россия ) был итальянским скульптором и архитектором. Родился в Италии, в 1716 году переехал в Россию, где проработал до самой смерти. Среди его самых известных работ Памятник Петру I (Михайловский замок) и восковая фигура и несколько бюстов Петра Великого. Его сын Франческо Бартоломео Растрелли стал выдающимся архитектором в России.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Работы
    • 2.1 Бюсты и восковая фигура Петра I
    • 2.2 Памятник Петру I (Замок Святого Михаила)
  • 3 Источники
Биография

Карло Бартоломео Растрелли родился во Флоренции, Тоскана, в семье богатого дворянин Франческо Растрелли. Карло получил разностороннее художественное образование, которое включало работу с бронзой и ювелирными украшениями, а также рисование, литье и архитектурный дизайн. Однако он не мог применить свои навыки во Флоренции, которая переживала экономический кризис. Растрелли переехал со своей женой, испанской дворянкой, в Рим, а затем в Париж, где она родила их сына Франческо Бартоломео. В 1706 году Растрелли завершил гробницу министра Людовика XIV французского, за что получил титул графа. Гробница была снесена в 1792 году.

Он продолжал проектировать надгробия в стиле барокко, но они не добились большего успеха во Франции, которая уже перешла к неоклассицизму. Петр Великий использовал эту ситуацию для привлечения в Россию разжалованных художников, и поэтому в 1715 году Растрелли и его сын были приглашены в Россию.

В обязанности Растрелли входило оформление дворцов, садов, фонтанов, театральных декораций, штампов для чеканки. монеты и медали, а также памятники с использованием различных материалов, таких как камни, металлы и воск. Растрелли также должен был преподавать искусство русским студентам. Он прибыл в Санкт-Петербург в марте 1716 года по трехлетнему контракту, но оставался в России до своей смерти в 1744 году.

Работы
Бюст Александра Меншикова, мраморная копия. Елизавета Российская, позолоченная олово.

В России Растрелли сначала работал архитектором. Участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне. Он также предложил свой проект здания Сената, изготовил модели гидравлических машин и фонтанов и преподавал в Академии наук. Однако вскоре он начал испытывать сильную конкуренцию со стороны Жан-Батиста Александра Ле Блона, архитектора, который также переехал в Россию в 1716 году и сосредоточился на скульптуре. Первой его значительной работой был бюст Александра Меншикова, который он завершил к концу 1716 года из свинца (в настоящее время находится в частной коллекции в Париже) и в 1717 году отлил из бронзы. Мраморная копия бюста была создана в 1740-х годах Виталием.

В 1720-х годах он работал над Большим каскадом и фонтаном Самсона в Петергофском дворце и над триумфальным столпом в память Великая Северная война. Макет последней незаконченной работы был установлен в Эрмитаже в 1938 году. В 1741 году он завершил статую «Анны Иоанновны с черным мальчиком», которая выставлена ​​в Русский музей.

Бюсты и восковая фигура Петра I

Посмертная маска Петра Великого

В 1719 году Растрелли сделал маску лица Петра, которую использовал в своей работе над тремя бюстами Петра: в бронза (в настоящее время находится в Эрмитаже), деревянная (для военного корабля) и позолоченный свинец (в настоящее время находится в Копенгагенском музее). Бронзовый бюст был отлит в 1723 году, а его детали были усовершенствованы в 1729 году помощником Растрелли.

После смерти Петра в 1725 году Растрелли сделал еще одну маску для лица, а также слепки его рук и ног; он также точно измерил свое тело. Используя все эти детали, по заказу Екатерины I России он изготовил фигурку Петра из воска и дерева, которая экспонируется в Эрмитаже. Позже маска и фигура использовались для нескольких статуй Петра, в том числе Памятник Петру I (Петропавловская крепость) от Михаила Шемякина.

Фигура одета в вещи Петра: пальто, пиджак, штаны и пояс с лямкой из шелковой ткани синего цвета, расшитые серебряной нитью. Синяя лента ордена Святого Андрея пересекает грудь. Костюм обветшал за два столетия и был восстановлен в 1960-х годах. По записям слесаря ​​и личного токаря Петра А.К. Нартова, он был оформлен Екатериной и ее служанками, что согласуется с результатами обследования 1960-х гг.

Памятник Петру I (Михайловский замок))

Памятник Петру I в Михайловском замке

В 1716 году Петр приказал Растрелли построить свой памятник в память о победах русских в Великой Северной войне. Растрелли основывал свою работу на триумфальных статуях римских полководцев. В 1724 году он создал модель, одобренную Петром, но строительство главного памятника было остановлено смертью Петра; он был завершен только в 1744–1746 годах его сыном, после смерти Растрелли.

Екатерина Великая пересмотрела работу Растрелли в 1763 году, но она не понравилась. Только в 1800 году ее сын Павел установил памятник перед своим Михайловским замком. Он приказал добавить надпись «От правнука до прадеда» на постамент, который уже был украшен барельефами, изображающими сцены побед русских в Великой Северной войне.

Литература
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Карло Бартоломео Растрелли.
Последняя правка сделана 2021-05-14 09:11:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте