Братство и Шоссе Единства (хорватский : Autocesta "Bratstvo i jedinstvo"; Македонский : Автопат „Братство и единство“; словенский : Cesta bratstva in enotnosti или Avtocesta bratstva in enotnosti, сербский : Autoput "Bratstvo i jedinstvo", Аутопут "Братство и единство"), официально обозначенная как автомагистраль М-1, была автомагистралью, протянувшейся более чем на 1182 км (734 мили) через Югославию, от австрийской границы в Ратече около Краньска Гора в на северо-запад через Любляна, Загреб, Белград и Скопье до Гевгелия на Греческой граница на юго-востоке. Это была главная современная автомагистраль в стране, соединяющая четыре республики в составе и страну в целом с соседними автомагистралями.
Строительство началось инициатива президента Иосипа Броз Тито, назвавшего проект «Дорогой братства и единства » (Автопуть братства и единства) в соответствии с девизом Союза коммунистов Югославии .. Первый участок между Загребом и Белградом был построен усилиями Югославской народной армии и добровольцев Молодежных рабочих акций и был открыт в 1950 году. Участок между Любляной и Загребом построили 54 000 человек. добровольцев менее чем за восемь месяцев в 1958 году. Южный участок от Белграда не был завершен до середины 1960-х годов.
Его важность привела к тому, что его в просторечии называли autoput или autocesta (общие сербохорватские выражения для «шоссе», «шоссе»). Это использование с тех пор в значительной степени исчезло после того, как государства-преемники построили дополнительные автомагистрали.
В 1960-х и 1970-х годах автопоезд стал очень посещаемым маршрутом для отдыха турецких иммигрантов в Западной Германии и Австрии (тогда назывался Гастарбайтеры ), посещающие свою исконную родину во время летних каникул, а для туристов - юго-восточную Европу. Въезд в коммунистическую, но неприсоединившуюся Югославию был намного проще для людей из стран НАТО, таких как Западная Германия и Турция, чем въезд в любую из коммунистических стран Варшавского договора в балканском регионе, которые могли бы предоставить альтернативные маршруты.
Изначально это была обычная дорога, проезжая часть была загружена легковыми и грузовыми автомобилями, особенно в летнее время, когда переутомленные водители-дальнобойщики становились причиной многочисленных аварий. Разбитые машины обычно оставались на месте в течение длительного периода времени, мрачно напоминая об опасностях шоссе. Ситуация немного улучшилась после того, как некоторые участки были приведены в соответствие с современными стандартами автомагистралей (две полосы для каждого направления плюс запасная полоса) на следующих участках, построенных между 1977 и 1991 годами:
В 1991 году несколько участков были затронуты югославскими войнами, что привело к серьезным повреждениям, и в некоторых местах почти полностью прекратили движение.
С 1975 года дорога совпадала со следующими маршрутами Международной сети дорог категории E :
С 1994 года маршрут также является частью панъевропейского коридора X, который простирается от Зальцбурга. в Салоники.
Дорога постоянно обновляется. По состоянию на 2019 год это современная автомагистраль на всем протяжении:
Самый сложный участок для Проектировал и строил участок ущелья Грделица длиной 34 км, который был завершен в мае 2019 года. Классификация шоссе М-1 продолжалась в Сербии до 2013 года, когда дорога была реорганизована как A1 и A3.