Брайан Винсент Стрит (24 октября 1943 г. - 21 июня 2017 г.) был профессором языковое образование в Королевском колледже Лондона и приглашенный профессор Высшей школы образования Пенсильванского университета. В течение своей карьеры он в основном работал над грамотностью как с теоретической, так и с прикладной точки зрения, и, пожалуй, наиболее известен своей книгой «Грамотность в теории и практике» (1984).
Родилась в Манчестере в семье Дороти Гроувс, женщины русского еврейского происхождения. Стрит рассказали, что его отец, ирландский пилот, погиб во время войны. Улица была принята Маргарет Нелли-стрит и Гарри-стрит; семья переехала в Девон в 1945 году. Старший Стрит нашел работу на шерстяной фабрике, где его приемный сын получил серьезную травму глаза в возрасте 18 лет.
Стрит учился в гимназии христианских братьев в Плимуте. и читал на английском языке, а для получения докторской степени - по антропологии в Оксфордском университете ; его докторскую степень возглавлял Годфри Линхардт. В 1971 году он начал читать лекции в Мешхедском университете. С 1974 года он преподавал социальную и культурную антропологию в Университете Сассекса, заняв должность профессора языка и образования в Королевском колледже Лондона и более пятнадцати лет он руководил докторантами и проводил семинары для выпускников по этнографии, письму студентов в высших учебных заведениях и языку и грамотности в King's. В 1988 г. он провел шесть месяцев в Пенсильванском университете, после чего получил постоянное назначение в качестве приглашенного профессора в Высшей школе образования. Его летние школы в Федеральном университете Минас-Жерайс в Белу-Оризонти, Бразилия, продолжались незадолго до его смерти. Он ушел в отставку со своей штатной должности в KCL в 2010 году. Тем временем он продолжал сотрудничать с Сассексским университетом через архив Mass-Observation, размещенный там, и исследования с Дороти Шеридан.
In В 2009 году он был избран вице-президентом Королевского антропологического института (RAI) и с 2006 года был председателем комитета по образованию RAI. Позже в своей карьере он стал участвовать в проектах развития в Южной Азии. и Африка, использующая этнографические перспективы при обучении учителей грамотности и математике в программе, известной как ПИСЬМО (Расширение возможностей обучения посредством обучения этнографическим исследованиям). Он также работал с коллегами в Бразилии, проявляя особый интерес к перспективам этнографической и академической грамотности. В 2012 году был опубликован сборник статей (совместно с Джуди Калман) о Латинской Америке.
Стрит стал одним из ведущих теоретиков в рамках того, что стало известно как Новые исследования грамотности (NLS), в котором грамотность рассматривается не только как набор технических навыков, но и как социальная практика, встроенная в властные отношения. Стрит разработал свою теорию в противовес ведущим исследователям грамотности того времени, включая Джека Гуди и Уолтера Дж. Онга. Эти и другие ученые представляли то, что Стрит назвал «автономным взглядом на грамотность», в котором грамотность - это набор автономных навыков, которым можно овладеть независимо от социального контекста. Альтернативный взгляд Стрит назвал «идеологическим», поскольку он признает контекстно-зависимый и властный характер грамотности.
Центральным в концептуализации грамотности Стрит было различие между мероприятиями по обучению грамоте и практиками грамотности. Термин «мероприятия по обучению грамоте» был придуман Ширли Брайс Хит для обозначения ситуаций, в которых люди занимаются чтением или письмом. В то время как мероприятия по обучению грамоте относятся к дискретным ситуациям, практика грамотности относится к более крупным системам, которые эти события создают в сообществе. Практика грамотности - это модели мероприятий по распространению грамотности в обществе; в разных областях могут быть разные методы обучения грамоте, поскольку грамотность выполняет разные функции в обществе в разных областях. Стрит определила практику грамотности как «более широкую культурную концепцию конкретных способов мышления и чтения и письма в культурном контексте».
Понятие практики грамотности проистекает из полевых исследований Стрит в иранской горной деревне Чешме, где он понял, что люди использовали грамотность по-разному, в разных контекстах и для разных целей: мактаб, школьная и коммерческая грамотность. Их использование и значение были разными: мактаб грамотность ассоциировалась с кораническими школами, грамотность с обучением - с секуляризацией и модернизацией, а коммерческая грамотность - с торговлей фруктами. Коммерческая грамотность возникла из практики коранической грамотности, а не из практики обучения грамоте, как можно было ожидать в доминирующем представлении о грамотности, и Стрит объясняет это статусом и авторитетом, который эта практика имела в деревне. С другой стороны, образованная грамотность, хотя и была более развита в техническом плане, была ориентирована от деревни к городам. Не навыки грамотности как таковые, а социальные функции, связанные с определенной грамотностью, повлияли на развитие коммерческой грамотности в этой деревне.
Позже в своей карьере Стрит работал над академической грамотностью и счетом, и можно сказать, что обе эти области отражают и развивают его взгляд на грамотность. В нескольких статьях об академической грамотности (большинство из которых написано в соавторстве с Мэри Р. Ли) Стрит критикует понятие академической грамотности как набора навыков, позволяющих придать тексту структуру, содержание и ясность, и утверждает, что это варьируется в зависимости от дисциплины и что то, что рассматривается как «надлежащее письмо» более тесно связано с эпистемологией и исходными предпосылками различных дисциплин. Перспектива академической грамотности признает и принимает во внимание власть и дискурсы внутри институтов, а также институциональное производство и репрезентацию смысла.
Подобно грамотности, Стрит (и его соавторы Дэйв Бейкер и Элисон Томлин) рассматривали счет как социальную практику, которую нельзя свести к набору технических навыков. Скорее, они обращают внимание на социальные факторы, особенно на сходство или различие между школьной и домашней практикой счета, а также на их последствия, включая идеологию, властные отношения, ценности и социальные институты. Стрит (и его соавторы) утверждали, что некоторые математические практики имеют преимущество перед другими, и это связано с контролем и статусом, связанным с социальными институтами и процедурами. В этом смысле мы можем принять такой же подход к практике счета, как социальный и идеологический, который был разработан в отношении грамотности.
Стрит была замужем дважды. Сначала Джоанне Лоури, с которой он познакомился во время учебы в университете Сассекса; У пары было трое уже взрослых детей, сын и две дочери, прежде чем они расстались в 1991 году. Его второй женой была Мария Люсия Кастанейра, профессор бразильского Федерального университета Минас-Жерайс, на которой он женился в 2017 году. был удостоен награды Национальной конференции по чтению за выдающиеся заслуги перед ученым в 2008 году.
Брайан Стрит умер в Хоуве 21 июня 2017 года в возрасте 73 лет от рака.