Бомбардировка Брюсселя

редактировать

Битва во время Девятилетней войны Современная карта и иллюстрация бомбардировки Брюсселя 1695 года и последующего пожара

бомбардировка Брюсселя войсками французского Людовика XIV 13, 14 и 15 августа 1695 г. и возникший в результате этого пожар вместе взятые были самыми разрушительными. событие во всей истории Брюсселя. Большинство других конфликтов не затронули Брюссель. Он не пострадал во время Первой мировой войны, а бомбардировки во время Второй мировой войны были не такими масштабными, как в 1695 году. Площадь Гран-Плас была разрушена, как и треть зданий в городе. Реконструкция центра города, проведенная в последующие годы, коренным образом изменила облик города и оставила многочисленные следы, которые видны и сегодня.

Обстрел был частью Девятилетней войны. Французские войска надеялись, что путем бомбардировки или угрозы бомбардировки Брюсселя они смогут отвлечь союзные войска от осады Намюра. Стратегия оказалась неудачной, и бомбардировка не принесла никакой военной выгоды, хотя репутация Людовика XIV пострадала от такого варварского акта.

Содержание
  • 1 Исторический контекст
  • 2 Обстрел
    • 2.1 Подготовка
    • 2.2 Пожар
    • 2.3 Масштабы бедствия
    • 2.4 Реакции и последствия
  • 3 Реконструкция
    • 3.1 Первоначальные меры
    • 3.2 Два предложения
    • 3.3 Реконструкция центра города
  • 4 Примечания и ссылки
    • 4.1 Печатные источники
  • 5 Внешние ссылки
Исторический контекст
Максимилиан II Эмануэль, Курфюрст Баварии и губернатор испанских Нидерландов.

XVII век, названный французами «Великим веком», был совсем не велик для жителей Южных Нидерландов. В течение этого периода этот регион пережил череду войн и разрушений, усугубленных большими армиями, пересекающими регион по прихоти великих держав. В 1695 году, почти через сорок лет после битвы при дюнах 1658 года, Франция начала свою политику территориальной экспансии. Это расширение привело к постепенной аннексии испанских владений на севере Франции. Сражались войны, заключались и разрушались союзы, а крепости постоянно переходили из рук в руки. Девятилетняя война бушевала с 1688 года. Франции противостояла крупная европейская коалиция, Великий союз, во главе с Вильгельмом III Оранским, лидер Нидерландов, а вскоре станет королем Англии. Рядом с Вильгельмом стояли Испания, Швеция, Священная Римская империя, а также несколько выборщиков, среди которых Максимилиан II Эмануэль, курфюрст Баварии, губернатор Испанские Нидерланды.

В июле 1695 г. город Намюр, на три года оккупированный французами, был осажден Вильгельмом III Английским во главе союзной армии.. После смерти герцога Люксембургского французской армией руководил герцог Виллеруа, посредственный стратег, но близкий к королю. Король, раздраженный недавним поворотом событий, призвал Виллероя уничтожить Брюгге или Гент во внезапной атаке. Виллеруа, стремясь угодить королю, вместо этого предположил, что бомбардировка Брюсселя будет иметь больший эффект в привлечении врага к месту, где французы могут атаковать его стратегически.

Бомбардировка

Подготовка

Франсуа де Неввиль, герцог де Вильруа

В конце июля Виллеруа направил королю запрос о припасах, составленный его артиллерийским мастером. Он установил, что 12 пушек, 25 минометов, 4000 ядер, 5000 разрывных снарядов, большое количество пороха, свинцовая дробь, <Потребовались бы 80>гранат и взрыватели, а также 900 вагонов для перевозки. Вдобавок потребуется обоз, способный доставлять оружие и провизию почти 70 000 солдат. Припасы и войска в основном были выведены из французских гарнизонов и опорных пунктов в этом регионе, и 7 августа Виллеруа выехал Монс в Брюссель с обозом из почти 1500 телег.

Эти маневры не остались незамеченными, так как Виллерой сообщил о своих намерениях с целью обеспокоить союзные армии, осаждающие Намюр. 3 августа в осаде было объявлено перемирие, чтобы оказать помощь раненым и пополнить запасы цитадели. Через шесть дней осада возобновилась, и Вильгельм III и Максимилиан II Эмануил стояли на своих местах. Только небольшая армия принца Водемонта, находившаяся недалеко от города Гент, смогла чего-либо добиться, контролируя дороги, ведущие в Брюссель. Однако, имея всего 15000 человек, он был вынужден отступить перед гораздо более крупными силами Виллероя. Французская армия прибыла в окрестности Брюсселя 11 августа и расположилась на возвышенности к западу от города. Брюссель не был сильно защищен, поскольку его стены не обеспечивали защиты, несмотря на улучшения, сделанные испанцами в предыдущем столетии. Два окопа перед воротами Фландрии и Андерлехтскими воротами были легко взяты французами, которые затем разместили поблизости свою артиллерию.

Французская карта города из собрания карт Людовика XIV

13 августа Виллеруа отправил письмо Филиппу Франсуа де Бергесу, военному губернатору Брюсселя. Поскольку надежда отвести союзные армии от Намюра не могла быть разумно использована в качестве оправдания для нападения на гражданское население относительно беззащитного города, Виллеруа использовал предлог, что бомбардировка была местью за бомбардировку французских городов вдоль побережья.>Ла-Манш английским флотом. В течение шести часов письмо, в котором сообщалось о бомбардировке, подтвердило это, помимо вопроса о местонахождении жены Макса Эмануэля Терезы Кунегунды, дочери польского короля Иоанна III Собеского, нейтральной в конфликте., поскольку король Франции запретил стрелять в нее. Принц Бергес попросил продления на 24 часа, чтобы передать просьбу о прекращении бомбардировок прибрежных французских городов Вильгельму Оранскому. Он также попросил Виллероя подумать о несправедливости мести Брюсселю, когда бомбардировки французских городов были полностью виноваты в короле Англии. Виллеруа посмеялся над этим, сказав, что король "... не дал мне полномочий заключать договор с принцем Оранским".

Пожар

Гранд-Плас в огне в ночь на 13-14 августа 1695 г. (анонимная картина) Вверху: Ратуша горит. В центре: Хлебный дом горит. Внизу: Схема миномета

Французские батареи открыли огонь незадолго до семи вечера. Первые зажигательные бомбы и снаряды попали в несколько домов, которые загорелись, вызвав пожар, который быстро распространился по узким улочкам, которые часто были окружены домами и мастерскими, частично деревянными.

В одиночестве три оборонительные батареи, установленные на западных валах города, попытались открыть ответный огонь, но у них не хватило пороха, боеприпасов и артиллеристов. Несколько залпов пушечных ядер, а затем булыжников, которые брюссельские ополченцы смогли сбежать, тем не менее смогли убить около 35 французских солдат, но не смогли замедлить обстрел.

Власти города до последней минуты верили, что худшего можно избежать, и поэтому призывали население оставаться дома с ведрами с водой, чтобы быть готовыми потушить любой пожар и предотвратить его распространение. Такой слабый способ остановить огонь быстро оказался бесполезным, и запаниковавшие жители попытались спасти свои самые драгоценные вещи и сбежали на высоты города, к востоку от долины Сенне. Беспомощная толпа наблюдала за огнем из парка у герцогского дворца. К середине ночи весь центр города был охвачен пламенем, включая каменные здания Гранд-Плас и его окрестности, ратушу, заброшенную властями и чью Шпиль использовался в качестве мишени для французской артиллерии, Хлебного дома, Реколле монастыря и церкви Святого Николая, колокол которого упал и раздавил соседние дома. Макс Эммануэль, поспешно вернувшийся из Намюра с несколькими войсками, тщетно пытался организовать эффективное сопротивление аду и поддерживать порядок.

Утром 14 августа обстрел прекратился достаточно надолго, чтобы французы смогли пополнить запасы своих батарей. Слухи о том, что французы будут выбирать новые цели, быстро распространились, и в суматохе жители перевезли свои вещи в те части города, которые уже были поражены. Все они были уничтожены, когда обстрел возобновился.

Когда бомбардировка возобновилась, город пострадал еще сильнее на еще большей территории: на севере, в направлении Монетного двора и Доминиканского монастыря, где работает большое количество мебели, семейных реликвий. художественных и семейных архивов хранились и скоро будут потеряны под завалами. На восток распространился страх, что св. Михайло-Гудулинский собор будет разрушен, а его богатства эвакуированы. Территория вокруг того, что сейчас является железнодорожным вокзалом Брюссель-Центральный и часовней Марии Магдалины Брюссельской, были в огне, а здание, нанесенное накануне вечером, было почти полностью разрушено. Затем разрушения пришли в госпиталь Святого Иоанна, а ночью - в Церковь Капеллы. К утру 15 августа весь центр города превратился в огромную жаровню. Чтобы спасти окружающий город, остановив распространение огня, Макс Эммануэль использовал порох, чтобы снести многочисленные здания, чтобы сформировать гигантский противопожарный барьер вокруг пострадавшего района, несмотря на сильное сопротивление владельцев зданий.

Французские батареи не прекращали стрельбу до середины дня, после 48 часов бомбардировки.

Масштабы бедствия

Вид на руины Rue des Pierres / Steenstraat, за ратушей

Поскольку у населения было время укрыться, сама бомбардировка привела к относительно небольшим жертвам, количество количество смертей невелико по сравнению с другими битвами. Тем не менее, есть записи о человеке, убитом первым залпом, о двух братьях-мирянах, раздавленных руинами своего монастыря, о четырех пациентах, сожженных заживо в больнице Святого Иоанна, и об обоих жителях, пытающихся спасти свое имущество. и мародеров хоронят заживо под завалами.

Материальный ущерб был задокументирован местным художником Огюстином Коппенсом, чей собственный дом был разрушен и который сделал подробные чертежи разрушения своего родного города. 12 из этих рисунков были выгравированы, некоторые с помощью его друга Ричарда ван Орлея, а также на пластинах, опубликованных в Брюсселе позже в том же году под заголовком Perspectives des Ruines de la Ville de Bruxelles. Они также были воспроизведены в разных размерах и цветах немецким гравером Питером Шенком Старшим в Амстердаме и представляют собой важную запись последствий бомбардировки.

Константин Гюйгенс, секретарь Уильяма по делам Нидерландов дел, посетил Брюссель, и в записи своего дневника за 11 сентября он пишет, что «вызванные разрушения... были ужасными... и во многих местах дома превратились в руины». По разным оценкам, культурные и материальные потери были ошеломляющими. Согласно этим данным, было разрушено от 4000 до 5000 зданий, что составляет треть зданий в городе. Большая часть этого была в непрерывной области, где были разрушены все здания, что видно как белая область на карте в верхней части страницы. Конечно, по всему городу было множество островов разрушений от снарядов.

Вид на руины Гранд-Плас

Обломки в большинстве случаев полностью закрывали и затемняли даже расположение улиц. Дома, построенные из дерева, со стенами и дымоходами из камня, в значительной степени сгорели от пожаров. Коллекция уцелевших построек почти полностью состояла из общественных зданий и церквей, так как они были построены из камня и кирпича.

Художественное наследие города, накопленное веками, сильно пострадало от бомбардировки. Невозможно оценить количество произведений искусства внутри разрушенных бомбардировкой зданий. Среди потерь были брюсселуа гобелены, мебель, рисунки и картины художников, в том числе Рогира ван дер Вейдена, Рубенса, Энтони ван Дейка и Бернард ван Орлей. Большая часть истории города также была потеряна из-за уничтожения значительной части архивов.

Папский нунций оценил имущественные потери примерно в 50 миллионов флоринов, в то время как испанский посол в Гааге оценил их в 30 миллионов. В то время годовая арендная плата за обычный дом составляла от 120 до 150 флоринов, а покупная цена составляла около 2000 флоринов. Для сравнения, сегодняшняя цена покупки составляет около 200 000 евро, что дает очень приблизительную оценку от 3 до 5 миллиардов евро в современных терминах.

Реакция и последствия

Сами французы, казалось, были удивлены успехом операции, который был намного больше, чем они ожидали. Виллерой писал: «Беспорядки, которые мы вызвали в этом городе, невероятны, люди угрожают нам множеством угроз расправы, я не сомневаюсь, что у них есть желание сделать это, но я не понимаю, откуда у них есть средства.. " Французский артиллерист писал: «Я много раз бывал в командировках, но никогда раньше не видел такого большого пожара или такого опустошения, как в этом городе». Молодой герцог Бервик, будущий маршал Франции, который присутствовал, не одобрял, писал в конце своей жизни: «Более ужасного зрелища никогда не было, и ничего другого не предвидится. как можно ближе к разграблению Трои."

Эта акция была широко осуждена по всей Европе, поскольку она противоречила принятой конвенции осадной войны, т.е. бомбардировки использовались для разрушения городской обороны или разрушения военной инфраструктуры, а не просто нацелены на министры Великого Союза встретились в Гааге и поклялись отомстить за разрушение Брюсселя. Бомбардировка не смогла отвлечь союзников от Намюра, который сдался 5 сентября, но причинил значительный ущерб репутации Людовика XIV; Наполеон позже счел бы бомбардировку «столь же варварской, сколь и бесполезной».

Однако предполагалось, что бомбардировка ознаменовал фундаментальный сдвиг в военной тактике, когда взятие или удержание укреплений стало доминирующая форма войны в этот период. Демонстрируя, что укрепленные города больше не могут противостоять огромной огневой мощи, доступной в современной войне, это привело к отходу от осадных войн и к прямому противостоянию, за которое выступал Мальборо и другие участники Войны за независимость. Испанское правопреемство.

Реконструкция

Первоначальные меры

Со дней после бомбардировки и в последующие месяцы различные власти города приняли ряд мер и постановлений, чтобы обеспечить соблюдение самые насущные проблемы и приступаем к реконструкции. Центральное правительство во главе с губернатором Максимилианом II Эмануэлем, избирателем Баварии, имело сложное соглашение о разделении власти с муниципальным правительством, которое называлось Magistracy (французское : magistrat, голландский : magistraat), который представлял местные интересы и сохранял большую часть автономии, полученной в средние века. Это вызвало множество юрисдикционных конфликтов, создав дополнительные проблемы.

Вид с травяного рынка на улицу де ла Коллин / Хёвелстраат на ратушу

Решающая проблема доставки припасов в город была решена в течение нескольких дней благодаря соседним городам. Торговцам было запрещено ввозить в Брюссель коммерческие товары или пиво, что позволяло использовать их транспортные мощности для снабжения города. Брюссель обратился к другим брабанским городам, таким как Лёвен, Антверпен и Мехелен, с просьбой прислать помощь, что и было сделано немедленно, и еду наняли и отправили в кратчайшие сроки. В парке дворца разбили лагеря многочисленные бездомные жители. Власти реквизировали все площади в ожидании реконструкции, а повышение арендной платы было запрещено по всему городу. Чтобы положить конец мародерству и восстановить порядок, в городе сформированы ополчения из среднего класса , которым поручено патрулировать пострадавшие от стихийных бедствий районы. Макс Эмануэль выставлял часовых днем ​​и ночью, прежде чем присоединиться к осаде Намюра.

На расчистку завалов ушло несколько месяцев. Люди всех сословий были вынуждены помогать; они были вынуждены предоставлять повозки и лошадей, а некоторых нанимали на работу. Чтобы ускорить реконструкцию, ограничения были сняты, и иностранным рабочим было разрешено приезжать в город и свободно работать на реконструкции в течение двух лет, хотя всем рабочим было запрещено требовать более высокую заработную плату, чем они получали до бомбардировки. Губернатор распорядился о бесплатном ввозе в город стройматериалов, а цены должны были быть заморожены на два года. Открыв Брюссель для внешней торговли, монополия гильдий была отвергнута, и возможности для получения прибыли от катастрофы были сокращены, чтобы как можно быстрее вернуть город к нормальной жизни.

Два предложения

Ратуши на Гранд-Плас, 1729 год

Через несколько месяцев после бомбардировки возникли два противоположных видения города. Губернатор Максимилиан II Эмануэль, курфюрст Баварии, амбициозный и просвещенный принц, предполагал использовать реконструкцию как возможность изменить планировку и архитектурный стиль города. В отличие от многочисленных преходящих испанских дворян, которые предшествовали ему на непрестижном посту губернатора Испанских Нидерландов, Макс Эмануэль на самом деле принял активное участие в этом назначении. Поддержанный императором Леопольдом I, он мечтал сделать Испанские Нидерланды своим наследственным государством. Его план состоял в том, чтобы превратить средневековый город в город нового стиля барокко, на который повлияли его многочисленные поездки к императорскому двору в Вене и путешествия в Милан и Турин. Турин, в частности, отличался своей логичной планировкой улиц с прямыми проспектами, открывающими длинные непрерывные виды, в окружении зданий одинакового размера. Макс Эмануэль посоветовал в планах реконструкции строить здания и улицы с одинаковыми пропорциями, чтобы улучшить эстетику города. Он также настаивал на этом моменте при обращении к магистратуре, говоря: «... мы очень надеемся, что в зданиях был соблюден некоторый порядок и единообразие, и... из-за красоты и удобства города улицы, которые раньше были слишком узкие теперь были расширены ».

Однако для жителей Брюсселя приоритеты были совершенно другими. Быстрая реконструкция имела жизненно важное значение для возобновления экономической деятельности и предотвращения исхода населения. У городских властей, у которых было мало ресурсов, не было средств для финансирования грандиозных предложений. Никакой финансовой помощи от Испании или губернатора не ожидалось, поскольку их ресурсы были направлены на военные действия. Таким образом, решение предполагало бережливость и эффективность, основанные на традициях, а также повторное использование материалов и уцелевших фундаментов. Жители и гильдии не одобряли навязывание нового, иностранного архитектурного стиля. Местные архитекторы и ремесленники, лучше понимавшие местные материалы и потребности, по-прежнему создавали привлекательные здания, хотя они не имели ничего общего с стилем барокко. Слабость центрального правительства и отсутствие губернатора из-за войны на первых этапах реконструкции, в дополнение к силе местных высших классов, привели к тому, что структура города осталась в основном той же, что и после Великого лондонского пожара в 1666 году.

Дом герцогов Брабанта, 1729 год. Сравните его единообразие с другими ратушами гильдий.

После начала войны испанцев Наследие в 1701 году Макс Эмануэль оставил свой пост губернатора. Ранее состоявший в союзе с Австрией и Священной Римской империей, он объединился Баварией с Францией в конфликте. Больше не губернатор, его видение Брюсселя не было реализовано. То, что он построил, в значительной степени было посвящено символу его силы. Первый Театр Ла Монне был заказан им и спроектирован венецианскими архитекторами. Он предполагал перестроить Гранд-Плас с единым фасадом, хотя это будет сделано только на одной из сторон площади, теперь это Дом герцогов Брабантских.

Реконструкция центра города

Ратуши, 1729 год

Хотя общий план города был сохранен, он не был полностью идентичным. Несмотря на необходимость быстрой реконструкции и отсутствие финансовых средств, власти приняли ряд мер по улучшению транспортного потока, санитарии и общей эстетики города. Многие улицы были сделаны максимально широкими для улучшения транспортного потока. Были введены новые правила, дополняющие существующие правила, предотвращающие выпадение на улицу дверей, ступеней и предметов из подвала. Соломенные крыши, деревянные навесы и верхние этажи, выступающие на улицу, до пожара были незаконными, но не соблюдались. Любое здание, не соответствующее правилам, подлежало сносу.

Реконструкция Гранд-Плас и прилегающих улиц, долгое время являвшихся политическим и экономическим центром города, была предметом особой заботы. Городские власти профинансировали ремонт ратуши, собрав деньги за счет продажи домов и земли. Гильдиям было рекомендовано перестраивать свои ратуши с особой тщательностью, и любое предложение требовало одобрения магистратуры, прежде чем оно могло быть выполнено. Хотя экономическая и политическая мощь гильдий была в упадке, гильдии щедро украшали свои ратуши, часто влезая за это в долги на десятилетия. Важно было сохранить сильное сходство, и ратуши гильдии были перестроены с использованием множества декоративных стилей и индивидуализации, сохраняя при этом замечательную гармонию, несмотря на якобы конфликтующее сочетание стилей готики, барокко и Людовика XIV. Через пять лет после катастрофы Брюссель был почти полностью перестроен, красивее, чем до пожара. Реконструкция проходила с исключительной скоростью и проходила в атмосфере надежды на прочный мир после падения Цитадели Намюра и Райсвикского договора, оба из которых широко отмечались в городе.

Примечания и ссылки

Печатные источники

  • (на французском) [fr ], Eric Hennaut, Marie Demanet, Caroline Mierop, Le bombardement de Bruxelles par Louis XIV et la реконструкция qui s'ensuivit, 1695–1700, éditions Archives d'Architecture Moderne, Bruxelles, août 1992, 294 p. ISBN 2-87143-079-9.
  • (на французском) Виктор-Гастон Мартини, Брюссель, архитектура гражданской и военной авангарда 1900 г., изд. Ж.-М. Collet, Braine-l’Alleud, 1992 (усовершенствованная премьера версии 1980 г.), 100 стр. ISBN 2-87367-007-X.
Внешние ссылки
  • (на французском) Жан-Дидье Шастлен, Bombes et boulets rouges sur Bruxelles, (6 страниц), подробный отчет о бомбардировке с множеством современных иллюстраций
  • СМИ, относящиеся к Perspectives des ruines de la ville de Bruxelles, dessinées au naturel par Augustin Coppens на Wikimedia Commons

Координаты : 50 ° 50'48 ″ N, 4 ° 21′09 ″ E / 50,8467 ° N, 4,3524 ° E / 50,8467; 4.3524

Последняя правка сделана 2021-05-12 13:50:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте