Блатная песня

редактировать

Блатная песня (Русский : Блатная песня, IPA:, «песня преступников») или Блатняк (русский: Блатняк, IPA: ) - это жанр Русская песня характеризуется изображениями криминальной субкультуры и городского преступного мира, которые часто романтизируются и имеют криминально-извращенный юмор по своей природе.

Содержание
  • 1 Терминология
  • 2 Характеристики
    • 2.1 Одесса и еврейская идентичность
  • 3 История
    • 3.1 Истоки
    • 3.2 Советская эпоха
    • 3.3 Современный российский контекст и коммерциализация
  • 4 Американский контекст
  • 5 Выдающиеся исполнители
  • 6 Репрезентативный репертуар
  • 7 Источники
Терминология

В постсоветскую эпоху блатная песня в основном продается под более обобщенное название «Русский шансон » (русский: Русский шансон, романизированный: Русский шансон). Созданный в 1990-х годах, «Русский шансон» стал маркетинговым неологизмом, родственным мировой музыке. Эти песни иногда называют блатной музыкой («криминальная музыка»), что также является названием справочника по криминальному сленгу, который использовали агенты НКВД, предшественники КГБ. Некоторые сборники идентифицируют эти песни как ulichnaia pesnia или «уличные песни» (русский язык: уличные песни, романизированный: ulichnyye pesni), что позволяет включать пьесы, которые прямо не содержат ссылок на преступное поведение. По словам Роберта А. Ротштейна, эта терминологическая гибкость: «отражает тот факт, что то, что делает песню блатной, больше зависит от стиля и тона, чем от буквального содержания».

Характеристики

Тематически, «блатная песня» посвящена несправедливости и угнетению в условиях политической системы, изображает тюремную жизнь, прославляет преступную жизнь и воровской кодекс чести. Эти темы иногда сочетаются с сексуальными намеками, а также с элементами иронии и юмора. Использование феня, сленга преступного мира, характерно для лирики «блатная песня». Также известная как блатной язык (русский язык: блатной язык, романизированный: блатной язык), феня следует грамматической структуре русского языка, но заимствует лексику из украинского и идиш, а также на других языках, включая французский и греческий. С точки зрения структуры, в блатной песне обычно отсутствуют припевы, вместо этого она состоит из длинных повествований, составленных строго из стихов.

Блатная песня имеет простые мелодии, а тонические, доминантные и субдоминантные аккорды основного тона в основном составляют гармонический аккомпанемент. Последовательные колебания между тоническими и доминирующими аккордами обычно характеризуют гармоническое движение в этих песнях. Инструменты различаются, хотя в современных песнях используются звуки синтезатора и вспомогательные вокальные аранжировки. Блатная песня (под общим названием шансон) также была связана с Клезмером, с игрой между жанрами, зародившейся в Одессе XIX века. «Клезмерско-блатные гибриды» продолжают исполняться и сегодня, например, сатира на идиш «Майн ихус» («мой старший брат - карточная акула, моя мать - проститутка»). Инструментальное сходство связывает жанры, включая преобладание быстрых кларнетов, валторн и аккордеона.

Одесса и еврейская идентичность

В советскую эпоху Этнический город-порт Одесса служил центром блатной песни, как в прямом, так и в переносном смысле. Одесса часто упоминается в блатной песне, и город сыграл мифическую роль колыбели еврейской гангстерской культуры. Блатная песня погружена в мифологию Старой Одессы, города излишеств и рая для воров, где выдающаяся русско-еврейская культура ассоциировалась как с богатством, так и с грехом. Несмотря на то, что Одесса была окутана преступностью и развратом, она также была "страной остроумия и иронии", в которой юмор с идишскими нотками, перенесенный из штетлов Восточной Европы, стал главной линзой, через которую была видна Старая Одесса. изображен. Русский писатель Исаак Бабель популяризировал этот образ «города отважных еврейских аферистов и грешников», а еврейский гангстер стал олицетворением Одессы в советской культуре, в отличие от преследуемой традиции -ориентированный стереотип местечкового еврея. «Одесса-мама», популярное словосочетание на идиш и русском языке в литературе и песнях, можно понимать как отсылку к гостеприимству города к преступникам.

Основные фигуры современной сцены поддерживают связь с еврейской культурой. В мае 2006 года эмигрантский певец и автор песен Вилли Токарев (11 ноября 1934 г. - 4 августа 2019 г.) собрал значительную толпу в Московский еврейский общинный центр, управляемый Любавичером центр, финансируемый олигархи. В песнях Токарева также прямо говорится о еврейской идентичности и иммиграции (например, «Почему евреи уезжают?»), А в 2006 году он совершил поездку по России и Израилю, чтобы продвинуть сборник песен на еврейскую тематику «Hello Israel». Михаил Шуфутинский (родился 13 апреля 1948 г.), еще одна международная знаменитость, проживающая в Лос-Анджелесе, поет песни на еврейские темы и мелодии, в том числе «Песню еврейского портного» (русский язык: «Еврейский портной»).

История

Происхождение

Истоки этого песенного жанра находятся в России XIX века, и его прецеденты включают песни крепостных и царских политических заключенных, а также Большевистские тюремные песни протеста. Учитывая прославление преступности в этих песнях, блатную песню часто сравнивают с западным гангстерским рэпом.

советской эпохой

Жанр утвердился в первые годы советской эпохи, но блатная песня распространилась после Смерть Сталина. Относительное ослабление цензуры и ослабление социального контроля в эпоху Хрущева и Брежнева породило незаконную и подпольную вторую культуру, важной частью которой была блатная песня. Эти песни пели дома и на тайных концертах, а также тайно записывали и распространяли, чтобы избежать негативной реакции политических властей (практика, известная как магнитиздат ). Репрессии при Сталине, а также опыт многих советских граждан в гулагах привели к появлению особой формы блатной песни, которая изображала ужасы этого периода и одновременно высмеивала их. Блатная песня была важной культурной альтернативой санкционированному социалистическому реализму в советское время. Русский писатель и диссидент Андрей Синявский (8 октября 1925 - 25 февраля 1997) утверждал, что блатная песня представляет собой истинную музыку советских людей, где криминализация и тюремное заключение служили единственной связью между гражданами.

Современный российский контекст и коммерциализация

Больше не подпольная практика, Санкт-Петербург теперь служит неофициальной столицей жанра. Эти песни, популярные среди старшего поколения россиян, занимают жизненно важное место на современной российской музыкальной сцене. Из-за содержания и непристойности блатная песня осуждается политиками и государственными чиновниками, но остается очень популярной среди граждан. Некоторые современные радиостанции в России посвящены исключительно этой музыке, в том числе московский канал «Радио шансон».

Американский контекст

В 1970-е годы, когда пришли советские иммигранты. в Нью-Йорк, Брайтон-Бич стал передовым западным центром производства и распространения блатной песни. Эти песни вместе с другой запрещенной культурной продукцией вернулись в СССР через моряков и дипломатов, а несколько исполнителей из Нью-Йорка стали эмигрантскими звездами в России, в том числе Михаил Шуфутинский и Вилли Токарев.

Выдающиеся исполнители

Среди известных исполнителей блатной песни: Леонид Утесов (21 марта 1895 - 9 марта 1982), Михаил Круг (7 апреля 1962 - 30 июня 2002), Владимир Высоцкий (25 января 1938 - 25 июля 1980), Аркадий Северный (12 марта 1939 - 12 апреля 1980), Александр Розенбаум (родился 13 сентября 1951 года), Вилли Токарев (11 ноября 1934 года - 4 августа 2019 года) и Михаил Шуфутинский (родился 13 апреля 1948 года).

Репертуар

Некоторые популярные блатные песни признаны одесским фольклором и были записаны многими артистами, включая Леонида Утесова и Аркадия Северного. «На Молдаванке музыка играет» («Музыка играет на Молдаванке ») - отсылка к исторической части Одессы - также известна как «Песня о Кольке-Ширмаче» («Песня о Коле». «Карманник») и датируется не ранее 1931 г. В этой песне Костя, босс одесского преступного мира, отправляет Манию в трудовой лагерь на Беломорско-Балтийском канале, чтобы помочь Кольке сбежать. По приезду Мания обнаруживает, что в лагере реабилитировали Кольку. Песня заканчивается смертью Кольки по приказу Кости за нарушение уголовного кодекса чести. Другая песня «С одесского кичмана» («Из одесской тюрьмы») датируется 1920-ми годами и повествует о побеге двух заключенных, во время которого был ранен один из воров. Существуют варианты песни, и в некоторых версиях раненый беглец просит своего товарища похоронить его, а в других он просит друга передать его матери, что он погиб в бою.

Вилли Токарев прославился в Советский Союз в 80-е годы за его песни, изображающие жизнь русского эмигранта в Нью-Йорке. Две его песни, отражающие трудности ассимиляции с американским обществом и борьбу за отказ от преступного образа жизни, включают «Нью-Йоркский Таксист» («Нью-Йоркский Таксист») из его альбома 1981 года «В Шумном Балагане». (В шумном салуне) и «Над Гудзоном» («Над Гудзоном») из его одноименного альбома 1983 года.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 10:15:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте