Битва при Орике | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть португальской Реконкисты | |||||||
. «Чудо Орика» Домингуш Секейра (1793) | |||||||
| |||||||
Воюющие | |||||||
графство Португалии | Альморавиды | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Мухаммад Аз-Зубайр ибн Умар | |||||||
Сила | |||||||
Неизвестно | Неизвестно | ||||||
Потери и потери | |||||||
Неизвестно | Неизвестно |
Битва при Орике была битвой, которая произошла 25 июля 1139 года, в которой силы португальского графа Афонсу Энрикес (из Дома Бургундии ) победил тех, кого возглавлял Альморавид наместник Кордовы, Мухаммад Аз-Зубайр ибн Умар, известный как «король Исмар» в христианских хрониках.
Узнав, что во время его битвы при Вальдевесе против Альфонсо VII из Леона, мусульманские силы атаковали и уничтожили Лейрию и Транкозу. Беспокойство Афонсу Энрикеса в связи с вторжением на его южную границу ускорило его переговоры с Альфонсо VII Леонским, что привело к Заморскому договору и освобождению войск Афонсу Энрикеса для отражения мусульманского нападения.
Историки расходятся во мнениях относительно места этого сражения. В то время название «Оурик» обозначало большую территорию к югу от Бежа. Поскольку летописцы 12-го века были незнакомы с регионом, где происходила битва, они, возможно, решили назвать это место «полем Орика» из-за отсутствия более точного термина. Тем не менее, большое расстояние, отделявшее Орике от христианских линий дальше на север, побудило некоторых историков предположить наличие различных мест в центральной Португалии, отказавшись от традиционной идеи о том, что битва произошла в Урике в Алентежу. Тогдашнему графу Португалии, владевшему владениями, расположенными недалеко от реки Мондего, было бы трудно пройти весь путь на юг, чтобы сразиться с пятью мусульманскими королями. Одна вероятная альтернатива - Вила Ча де Орике, примерно в десяти милях (16 км) от Сантарена.
Однако вторжения христианских армий в глубь мусульманской территории не были чем-то неслыханным. Альфонсо VII руководил экспедициями, которые достигли Кордовы и Севильи, далеко за пределами кастильских владений, и в 1147 году ему удалось захватить средиземноморский порт Альмерия, к югу от Гранады. Это стало возможным, потому что самые крупные армии Альморавидов были расположены на границе, в то время как армии, размещенные в небольших городах, предпочли отступить в свои замки, чем столкнуться с сильными силами врага. Вполне возможно, что Афонсу совершил набег на Гарб, а затем, отступая, был перехвачен крупными силами Альморавидов, намеревающихся сокрушить его армию и вернуть добычу, захваченную португальцами.
Перед битвой граф Афонсу был провозглашен своими людьми как король по-германски, так как ведущие вельможи Португалии подняли его на щит.
Несмотря на то, что христианские португальские силы были сильно превосходили численностью, мусульманские армии были ослаблены проблемами внутреннего руководства, что привело к победе Афонсу Энрикеса и впоследствии его провозглашению как король португальцев, как Афонсу I, при поддержке своих войск, победив и убив, как гласит легенда, пять мусульманских королей.
Самые ранние свидетельства представьте немного деталей. В одном рассказе мусульманские силы возглавляют пять царей (Житие св. Феотония), в то время как в другом они находятся под командованием одного царя, Исмара (Хроники). В более подробных «Хрониках готов» Исмар дождался, пока Энрикес вторгнется на мусульманскую территорию, а затем систематически отправил свои войска из Севильи, Бадахоса, Элваса, Эвора и Бежа против португальского графа. Таким образом, возможно, что пять царей на самом деле были лидерами гарнизонов Альморавидов в каждом из городов Андалуси под общим командованием губернатора Альморавидов Кордовы Мухаммада Аз-Зубайра ибн Умара. Кроме того, португальские войска были окружены на вершине холма, где они расположились лагерем, Исмар принимал рыцарей, которые были казнены позже Энрикесом, и что мусульманский король избежал поражения. Переводы на арабском и испанском языках не проясняют обстоятельства, и они даже запутывают проблему, идентифицируя Исмара как альтернативу Исмара Абузикри или Исмара и Абузикри, а более поздние историки идентифицируют Абу Закария, губернатора Сантарена, как главный герой. Также вероятно, что хронисты преувеличивали цифры от крупномасштабного рейда до грандиозного нападения мусульманских сил.
Говорят, что вскоре после битвы Афонсу Энрикес позвонил для первого собрания генеральных поместий (португальский : Cortes Gerais) Португалии в Ламего, где ему была вручена корона от Primate архиепископа Браги, чтобы подтвердить независимость Португалии от Королевства Леон. Это была патриотическая фальсификация, увековеченная духовенством, дворянством и сторонниками, которые продвигали восстановление суверенитета Португалии и претензии Иоанна IV после Иберийского союза. Документы, относящиеся к генеральным поместьям, были «расшифрованы» цистерцианскими монахами из монастыря Алкобаса, чтобы увековечить миф и оправдать легитимность португальской короны в 17 веке. Автором этой фальсификации был Оливейра Маркес, и даже в 1632 году существовали опасения относительно достоверности рассказа летописца или существования кортесов Ламего. Счет продолжал поддерживать идею о том, что встреча кортесов произошло в церкви Санта-Мария-де-Альмакаве, в Ламегу, в 1143 году. Во время этой встречи, получив признание генерального поместья, Афонсу Энрикес принял группу законов о королевской преемственности и исключил кастильскую линию королей с португальского престола. сделал положения для дворянства о справедливости и независимости Португалии. Однако, несмотря на то, что испанские юристы и дипломаты позже продемонстрировали, что документ не заслуживает доверия, португальцы защищали его подлинность. Александр Эркулан позже в своей книге «История Португалии» описал патриотическое переосмысление, которое вызвало его собственное противоречие, и позже было увековечено трудами Альфредо Пимента (который защищал существование кортесов Ламего).
В ознаменование битвы при Орике, первый Появился португальский герб с пятью маленькими щитами, символизирующими пять побежденных мусульманских царей (согласно одной интерпретации), что впоследствии было оспорено многими авторами.
Несколько лет спустя идея чудесного вмешательства в битву святого Иакова в пользу португальцев появилась в хрониках битвы. Святой Иаков широко почитался в Иберии (с главным центром почитания в Сантьяго-де-Компостела, в Галисии, где, как предполагалось, находилась его могила), будучи обычно рассматривается как Матамурос, «Мавр -убийца». В результате независимости Португалии эта легенда со временем была приукрашена, чтобы дистанцировать португальцев от испанской религиозной практики и верований. Более поздние интерпретации заменили святого Иакова на святого Георгия и, наконец, на Иисуса Христа.
В легенде Афонсу Энрикес посетил перед битвой старик, который увидел во сне, что Энрикес будет быть победителем, потому что Бог вмешается в его пользу. Он посоветовал дворянину оставить стоянку в покое, когда он услышал колокол местной часовни. Уезжая, он был удивлен лучом света, который показал ему (в одной интерпретации) знамение креста и Иисуса Христа на распятии. Афонсу Энрикес преклонил колени перед ним и услышал голос Христа, который сказал ему, что победит Альморавидов, что он, благодаря отваге и своей вере, добился успеха на следующий день.
Легенда о чуде битвы Таким образом, Урик служил политическим инструментом для защиты независимости Португалии как божественной воли. Тем не менее, легенда, возможно, более ранняя, знает его первое известное упоминание в начале 15 века, сделанное монахами монастыря Санта-Крус, во время сражений между Иоанном и Королевством Кастилия.. Некоторые современные авторы утверждают, что это творение монахов или созданное ими, не приводя доказательств в поддержку своей теории, поскольку, по мнению других, это давняя популярная и королевская традиция верований. Это было в 1419 году, когда легенда впервые появилась в Crónica de Portugal и была принята как факт до тех пор, пока Александр Геркулан не пересмотрел это событие, сочтя его «благочестивым мошенничеством» в своем расследовании в середине XIX века..
.
Координаты : 37 ° 39′00 ″ с.ш., 8 ° 13′00 ″ з.д. / 37,6500 ° с.ш., 8,2167 ° з.д. / 37,6500; -8.2167