Архитектура Самоа

редактировать
Внутренний фале, Апиа, Д'Юрвиль, 1842 г. Внутренний фале-теле с центральными колоннами и изогнутыми стропилами

архитектура Самоа характеризуется открытостью, с дизайном, отражающим культуру и жизнь народа Самоа, населяющего острова Самоа. Архитектурные концепции включены в самоанские пословицы, ораторское искусство и метафоры, а также связаны с другими видами искусства Самоа, такими как строительство лодок и татуировка. Пространства снаружи и внутри традиционной самоанской архитектуры являются частью культурных форм, церемоний и ритуалов.

Фале - это самоанское слово для обозначения всех типов домов, от маленьких до больших.

В целом традиционная архитектура Самоа характеризуется овальной или круглой формой с деревянными столбами, поддерживающими куполообразную крышу. Стен нет. Основа архитектуры - каркасный каркас.

До прихода европейцев и появления западных материалов фале Самоа не использовало металл в своих постройках.

Содержание
  • 1 Крепление ʻAfa
  • 2 Культурное пространство
  • 3 Диаграммы фале Самоа
  • 4 Туфуга фау фале
  • 5 Типы фале
  • 6 Строительство
  • 7 Древесина
  • 8 Тэтч
  • 9 Пола
  • 10 Полы
  • 11 Мифология
  • 12 Европейская архитектура
  • 13 См. Также
  • 14 Ссылки
  • 15 Примечания
Крепление ʻAfa
Похожий фиджийский увязка (магимаги ) плетеный узор Афа

Фале привязывается плетеной сеннит веревкой под названием «афа», сделанной вручную из высушенного кокосового волокна. плотно сплетен сложным узором вокруг деревянного каркаса и скрепляет всю конструкцию вместе. «Афа изготавливается из шелухи некоторых сортов кокосовых орехов с длинными волокнами, особенно нюафа (пальма афа). Шелуха замачивается в пресной воде для смягчения межволоконной части. Шелуха зрелых орехов должна замачиваться от четырех до пяти недель или, возможно, даже дольше, а очень зрелые волокна лучше всего замачивать в соленой воде, но зеленая шелуха из особого сорта кокоса i готов через четыре-пять дней. Считается, что замачивание улучшает качество волокна. Затем старики или женщины бьют шелуху молотком по деревянной наковальне, чтобы отделить волокна, которые после дополнительной промывки для удаления межволоконного материала связывают вместе в пучки и сушат на солнце. Когда эта стадия завершается, волокна превращаются в сеннит путем плетения, задача, обычно выполняемая пожилыми мужчинами или матай, и выполняется в свободное время. Обычно при этом их усаживают на землю, катая сухие пряди волокон рукой по голому бедру, пока не образуются более тяжелые пряди. Эти длинные тонкие пряди затем сплетаются в трехслойную косу, часто длинной длины, то есть готовый сеннит. Затем сеннит скручивается в бухты или плотно наматывается в очень аккуратные цилиндрические рулоны.

Изготовление отрезков афа достаточной длины для всего дома может занять месяцы. Для строительства обычного традиционного фала потребуется от 30 000 до 50 000 футов афа. Крепкое сооружение Самоанской фале - одно из величайших архитектурных достижений Полинезии. Подобная техника крепления использовалась и в традиционном строительстве лодок, когда деревянные доски «сшивались» по частям. «Афа имеет много других применений в материальной культуре Самоа, включая церемониальные предметы, такие как венчик для мух, символ статуса оратора. Эта техника крепления также использовалась в других частях Полинезии, таких как magimagi на Фиджи.

Культурное пространство
Расположенный у пляжа и возвышающийся на метр над землей, этот fale tele в деревне Лелепа на острове Савайи есть железная крыша, заменяющая традиционную соломенную крышу, хотя пола (подвешенная на фото), традиционные «стенные жалюзи» вокруг столбов фале

Форма фале, особенно больших молитвенных домов, создает как физические, так и невидимые пространственные области, которые ясно понимаются в самоанских обычаях, и определяют области социального взаимодействия. Использование и функция фале тесно связаны с системой социальной организации Самоа, особенно с системой вождей фааматаи.

Собравшиеся на официальную встречу или фоно всегда сидят, скрестив ноги, на циновках на полу вокруг фале, лицом друг к другу с открытым пространством посередине. Внутренние направления фале, восток, запад, север и юг, а также положение постов влияют на сидячие места вождей в зависимости от ранга, места, где ораторы (принимающие или гости) должны стоять, чтобы выступить, или сторона дома, куда входят и сидят гости и посетители. Пространство также определяет положение, где сидят «создатели ава (аумага) на церемонии ава Самоа, и открытое пространство для презентации и обмена культурных ценностей, таких как », т.е. тога тонкие коврики.

Фасад самоанского дома - это та часть, которая выходит на главную улицу или дорогу через деревню. Пол разделен на четыре части, и каждая секция названа: Tala luma - передняя боковая секция, tala tua - задняя секция, а tala - две концевые или боковые секции. Средние посты, называемые matua tala, предназначены для ведущих вождей, а боковые посты в передней части, называемые pou o le pepe, заняты ораторами. Столбы в задней части дома, талатуа, указывают на позиции, занятые создателями ава и другими лицами, обслуживающими собрание.

Непосредственная территория снаружи фале обычно остается чистой, и это либо лужайка с травой. или песчаный участок, если поселок у моря. Открытая площадка перед большими молитвенными домами, выходящая на главную улицу или дорогу в деревне, называется малае и является важной открытой площадкой для больших собраний и церемониального взаимодействия.

Слово «фале» также построено с другими словами для обозначения социальных групп или ранга, таких как группа ораторов фалеива (дом девяти) в определенных районах. Этот термин также используется для описания определенных зданий и их функций. Слово, обозначающее больницу, - фалемаи, «дом больных».

Простейшие виды фале называются фалео'о, которые стали популярными как экологически чистые и малобюджетные пляжные дома в местном туризме. В каждом семейном комплексе на Самоа есть fale tele, дом собраний, «большой дом».

Место, на котором построен дом, называется тулага фале (место, где стоит стоять).

Диаграммы фале Самоа
Схема архитектуры Samoan fale tele 2.jpg Самоанская диаграмма фале телеархитектуры 3.jpg Схема архитектуры Samoan fale tele 1.jpg

Диаграммы фале, показывающие архитектурные части традиционного дома в самоанский язык ; из «Счета истории Самоа до 1918 года», составленного самоанским историком Тео Тувале.

Туфуга фау фале

Строители в архитектуре Самоа также были архитекторами, и они принадлежали к исключительной древней гильдии мастеров-строителей, Туфуга фау фале. Самоанское слово туфуга обозначает статус мастеров-ремесленников, достигших высочайшего уровня мастерства и знаний в определенной традиционной форме искусства. Слова фау-фале означают домостроитель. Существовали туфуга мореплавания (Tufuga fau va'a) и самоанское тату (Tufuga ta tatau). Заключение контракта с Tufuga fau fale требовало переговоров и культурных обычаев.

Типы фале
Fale tele в деревне

Fale tele (большой дом), самый важный дом, обычно круглый по форме и служит местом собраний для собраний главного совета, семейных собраний, похорон или титульного инвестора. Fale tele всегда находится перед всеми другими домами в большом семейном комплексе. Дома за ним служат жилыми помещениями, а в задней части комплекса находится открытая площадка для приготовления пищи. Спереди открытая площадка, называемая малае. Malae (аналогично концепции marae в маори и других полинезийских культурах) обычно представляет собой ухоженную лужайку с травой или песчаную территорию. Малаэ - это важное культурное пространство, где происходит общение посетителей и хозяев или официальные собрания на открытом воздухе.

Открытые характеристики архитектуры Самоа также отражены в общей структуре участков с домами в деревне, где все фале теле расположены заметно впереди всех других жилищ в деревне и иногда образуют полукруг. обычно лицом к морю.

В наше время, с упадком традиционной архитектуры и доступностью западных строительных материалов, форма fale tele стала прямоугольной, хотя пространственные области в обычаях и церемониях остались прежними.

Фалео'о (пляжный фале ) с простой соломенной крышей на острове Маноно, 2009

Традиционно афолау (длинный дом), более длинный фале, имеющий форму вытянутой овальной формы, служил жилым домом или гостевым домом.

Фалео'о (домик), традиционно длинной формы, действительно был дополнением к основному дому. Он не так хорошо построен и всегда находится в задней части основного жилища. В наше время этот термин также используется для любого типа небольших и простых домов, которые не являются основным жилым домом. Популярная в деревенском туризме как «хижина из травы» или пляжный фале, многие из них поднимаются на сваях примерно на метр над землей, иногда с железной крышей. В деревне семьи строят фалео'о рядом с главным домом или на берегу моря для отдыха в жару днем ​​или в качестве дополнительного спального места ночью, если есть гости.

Туноа (кухонька) - хрупкое сооружение, маленькое по размеру, и на самом деле его не следует рассматривать как дом. В наше время кухня, называемая умукука, находится в задней части семейного комплекса, где все приготовление пищи осуществляется в земляной печи, уму и горшках над огнем. В большинстве деревень умукука на самом деле представляет собой простой открытый сарай, состоящий из нескольких столбов с железной крышей для защиты зоны приготовления пищи от непогоды.

Строительство
Строительство фале в Самоане 1896 г.

Строительство фале, особенно большого и важного фале теле, часто требует участия всей большой семьи и помощи их деревенской общины.

Tufuga fai fale контролирует весь строительный проект. Перед началом строительства семья подготавливает строительную площадку. Для этой цели обычно используются лава, коралл, песок или камень. Туфуга, его помощники (autufuga) и мужчины из семьи рубили древесину из леса.

Основные опорные стойки, возводимые первыми, различаются по количеству, размеру и длине в зависимости от формы и размеров дома. Обычно они составляют от 16 до 25 футов в длину и от 6 до 12 дюймов в диаметре и зарыты в землю примерно на четыре фута. Термин для этих постов - poutu (стоячие посты); они возводятся посреди дома, образуют центральные столбы.

К путу прикреплены деревянные поперечины значительного размера, называемые со'а. Соа проходят от poutu до внешней окружности fale, и их концы прикрепляются к дополнительным опорным частям, называемым la'au fa'alava.

Туристический офис Самоа в Апиа, включающий традиционный дизайн фале

Лаау фаалава, расположенные горизонтально, прикреплены своими концами к широким деревянным полоскам, идущим от фаулало до auau. Эти широкие полосы называются иви'иви. Фаулало - это трубчатый кусок (или куски) дерева диаметром около четырех дюймов, проходящий по окружности дома у нижнего края крыши и поддерживаемый на пулало. Ауау - это один или несколько кусков дерева значительного размера, лежащих на вершине пууту. На расстоянии около двух футов между ними расположены круглые куски дерева, идущие вокруг дома и простирающиеся от фаулало до вершины здания. Они похожи на фаулало.

Пулало расположены на расстоянии примерно трех-четырех футов друг от друга и погружены в землю примерно на два фута. В среднем они имеют диаметр от трех до четырех дюймов и возвышаются на пять футов над полом фале. Высота пулало над полом определяет высоту нижнего конца крыши от земли.

К каркасу прикреплено бесчисленное множество тонких деревянных полос (примерно полдюйма на четверть и от 12 до 25 футов в длину). Они простираются от faulalo до ivi'ivi и находятся на расстоянии от одного до двух дюймов друг от друга. К этим полоскам под прямым углом прикреплены дополнительные полоски paeaso того же размера, что и aso. В результате крыша фале разделена на огромное количество маленьких квадратов.

Древесина
Фале в стадии строительства, 1914 год

Большая часть древесины выращивается в лесах на семейных землях. Пиломатериалы спилили в лесу и отнесли на стройку в селе. В тяжелой работе участвовали помощники строителей, члены семьи и помощь сельской общины.

Основные столбы были от хлебного дерева (улу), или ифи леле или пу мули, если этой древесины не было. Длинные основные стропила должны были быть гибкими, поэтому всегда выбиралась кокосовая древесина (niu). Хлебное дерево также использовалось для других частей основного каркаса.

В целом, при строительстве самоанских домов наиболее часто используются следующие виды древесины: -

Столбы (poutu и poulalo): ifi lele, pou muli, asi, ulu, talia, launini'u и aloalovao. Fau: ulu, fau, niu и uagani Aso и paeso: niuvao, ulu, matomo и olomea

auau и talitali используют ulu, а so'a 'используют как ulu, так и niu.

Татч
Самоанский фале в группе островов Ману'а с соломенной крышей и плетеными жалюзи из полы, около 1890-1910 гг.

Завершенный куполообразный каркас покрыт соломой (листья лау), которые делают женщины. Лучшее качество соломы получают из сухих листьев сахарного тростника. Если листьев сахарного тростника не было в наличии, таким же образом использовали пальмовые листья кокосовой пальмы. Длинные сухие листья скручены на трехфутовой длине лафо, которые затем закреплены тонкой полоской веточки кокоса, продетой сквозь листья близко к стеблю лафо.

Эти участки соломы прикреплены к внешней стороне каркаса фале, начиная снизу и доходя до вершины. Они накладываются друг на друга, поэтому каждая секция выдвигает соломенную крышу примерно на три дюйма. Это означает, что действительно есть двойной слой соломы, покрывающий весь дом. Секции крепятся к aso на каждом конце с помощью afa.

Если используется солома лучшего качества и она правильно уложена, она прослужит около семи лет. На обычный жилой дом укладывают около 3000 секций соломы.

Pola

Защита от солнца, ветра и дождя, а также от посторонних глаз была достигнута путем подвешивания на стене бегающих по дому нескольких опускающихся жалюзи, называется Пола. Листья кокосовой пальмы сплетены в циновку шириной около фута и длиной три фута. Достаточное количество полы, чтобы дотянуться от земли до вершины пулало, скрепляют вместе с помощью афа и связывают или опускают в зависимости от обстоятельств. Обычно одна нитка этих циновок покрывает пространство между двумя пулало и так далее по всему дому. Они служат недолго, но, будучи быстро изготовленными, вскоре заменяются. Они обеспечивают достаточную защиту от элементов, и их можно подводить по частям; редко весь дом закрывается.

Покрытие полов

Естественная основа фале - кораллы, песок и лава, а иногда и несколько дюймов почвы в некоторых местах. Поэтому дренаж - это хорошо. Верхние слои пола - это гладкая галька и камни. В заселенном состоянии полы дома обычно покрываются или частично покрываются родными матами.

В наше время бетон используется для полов.

Мифология
Round fale tele в Lepea деревне, с Mount Vaea за ней, место захоронения Роберта Луи Стивенсона

In Самоанская мифология, объяснение того, почему самоанские дома круглые, объясняется в рассказе о боге Тагалоа, также известном как Тагалоалаги (Тагалоа Небес).

Ниже приводится история, рассказанная самоанским историком Тео Тувале в книге «Счет истории Самоа до 1918 года».

  • Во времена Тагалоалаги дома в Самоа менялись по форме, и это привело к ко многим трудностям для тех, кто хотел построить дом определенным образом. Каждый плотник умел строить дом только определенной формы, и иногда было невозможно получить услуги нужного плотника. Состоялось собрание всех плотников страны, чтобы попытаться определиться с какой-то единой формой. Дискуссия приобрела энтузиазм, и, поскольку не было никаких шансов на принятие решения, было решено обратиться к услугам Тагалоалаги. Обсудив этот вопрос, он указал на купол Небес и на горизонт и постановил, что в будущем все построенные дома будут иметь такую ​​форму, и это объясняет, почему все концы домов Самоа имеют форму простирающегося неба. до самого горизонта.

Важным деревом в архитектуре Самоа является кокосовая пальма. В мифологии Самоа первая кокосовая пальма упоминается в легенде под названием Сина и Угорь.

Европейская архитектура
См. также
  • icon Портал Океании
  • icon Архитектурный портал
Ссылки
Примечания
  1. ^[1] Запись культурного наследия Самоа и островов Фиджи, У. Хербиг, Г. Зорер, Ф. Самолий. Проверено 26 октября 2009 г.
  2. ^Grattan, F.J.H. (1985). Введение в обычай Самоа. Новая Зеландия: Р. Макмиллан. pp. 164, 165. ISBN 0-908712-13-8. Проверено 14 августа 2010 г.
  3. ^[2] Пространство как социальная конструкция: народная архитектура сельского Самоа Анн Элизабет Гернси Аллен, Колумбийский университет Аннотация. Проверено 26 октября 2009 года. В 2005 году все они умерли из-за пищевого отравления.
  4. ^ История Самоа до 1918 года, написанная Тео Тувале. Центр электронного текста Новой Зеландии. Проверено 27 октября 2009 г.
  5. ^[Изложение истории Самоа до 1918 г., Тео Тувале, Центр электронных текстов Новой Зеландии, лицензия Новой Зеландии CC-BY-SA 3.0.]
  6. ^[3] Материальная культура Самоа, автор Те Ранги Хироа (сэр Питер Бак ), стр.87. Проверено 26 октября 2009 г.
  7. ^ [4] Материальная культура Самоа, автор Те Ранги Хироа (сэр Питер Бак), стр.22. Проверено 31 октября 2009 г.
Последняя правка сделана 2021-06-12 00:54:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте