Pe'a

редактировать
Pe'a, Самоанская мужская татуировка

Pe'a является популярным названием традиционного мужского Tatau ( татуировки ) на Самоа, также известный как malofie. Он покрывает тело от середины спины до колен и состоит из жирных черных линий, стрелок и точек.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Описание
  • 2 лама
  • 3 Социальное значение
  • 4 Истоки
  • 5 орудий
  • 6 Гильдия Татуировщиков
  • 7 В популярной культуре
  • 8 Несамоанцы и Пеа
  • 9 песен Pese о ле Tatau песня
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
    • 11.1 Библиография
  • 12 Внешние ссылки

Описание

Пеа покрывает тело от середины спины до колен. Слово « татуировка» в английском языке, как полагают, произошло от самоанского слова « татау ».

Tatau процесс для Pe'a является чрезвычайно болезненным, и предпринимаемым tufuga той Tatau (мастер татуировщиков), используя набор инструментов ручных работы: кусочки кости, черепаха оболочки и дерева. Tufuga той Tatau почитаемые мастеров в самоанском обществе. По обычаю Самоа, Пеа делается только традиционным способом, с аспектами культурной церемонии и ритуала, и имеет большое значение для того, кто его получает. Tufuga та Tatau работает с двумя помощниками, которые называются «аи Toso, которые часто подмастерья татуировщиков и они растягивают кожу, вытрите излишки чернил и крови, и вообще поддерживают татуировщик в своей работе. Процесс происходит, когда субъект лежит на циновке на полу, рядом с ним татуировщик и его помощники. Члены семьи человека, делающего татуировку, часто присутствуют на почтительном расстоянии, чтобы сказать слова поддержки, иногда через песню. На выполнение Pe'a может уйти меньше недели, а в некоторых случаях и годы.

Цвет чернил черный. Татуировка начинается на спине и заканчивается на пупке. В целом, дизайн симметричен с рисунком, состоящим в основном из прямых линий и более крупных блоков темного покрова, обычно вокруг бедер. Некоторые искусствоведы сделали сравнение между отличительными Самоанскими татуировками узорами на другую artforms включая конструкции на тапу ткани и Lapita керамике.

Традиционное самоанское татуирование Пеа, тату на теле, - это испытание, которому нелегко подвергнуться. Это может занять много недель, очень болезненно и раньше было необходимой предпосылкой для получения титула Фааматай ; Однако это уже не так. Татуировка также была очень дорогостоящей процедурой, татуировщик получил в качестве оплаты около 700 тонких матов. Нередки случаи, когда полдюжины мальчиков татуировались одновременно, для чего требовались услуги четырех или более татуировщиков. Татуировки делали не только мужчины, но и женщины, хотя их рисунки гораздо более легкие и напоминают филигрань, а не большие участки твердой краски, которые часто можно увидеть в мужских татуировках. И татуировка женщин не была столь же ритуальной, как татуировка мужчин.

Лама

Кукуи, более известное под своим гавайским названием, кукуи, маслянистое ядро очищенного ореха, известного на Самоане как туитуи или лама, сжигается, а собранная черная сажа используется в качестве цветной основы для традиционных чернил, используемых в самоанских татуировках. Современные мастера туфуги используют чернила промышленного производства, которые соответствуют международным правилам татуировки и местным нормам безопасности.

Общественное значение

Самоанских мужчин с пе'а называют согаимити, и их уважают за их храбрость. Нетатуированных мужчин Самоа в просторечии называют telefua или telenoa, что буквально означает «голые». Тех, кто начинает татуировку, но не завершает ее из-за боли или, что реже, из-за неспособности должным образом заплатить татуировщику, называют Пеа муту, знаком стыда. Традиционная женская татуировка на Самоа - это малу. В самоанском обществе пеа и малу рассматриваются с культурной гордостью и самобытностью, а также являются признаком мужественности и женственности.

« Tatau древняя полинезийская форма искусства, которая связана с ритуалами для мужчин. Пеа - это также самоанское слово для обозначения летучей лисы (летучая мышь, Pteropus samoensis), и с этим крылатым существом связано множество полинезийских мифов, пословиц и легенд. Одна из легенд с острова Савайи повествует о Нафануа, богине войны Самоа, которую спасли летучие лисицы, когда она оказалась на негостеприимном острове.

Происхождение

В Полинезии происхождение татуировки разнообразно. Самоа кредит Fiti в качестве источника Tatau, фиджийцы кредитуют акт Veiqia татуировки только из фиджийских женщин и маори из Новой Зеландии кредита криминалитета.

В мифологии Самоа происхождение татау на Самоа рассказывается в мифе о сестрах-близняшках Тилафайге и Таэме, которые плыли из Фити (как в Фитиуте, Мануа) в Самоа с корзиной инструментов для татуировки. Плавая, они пели песню, в которой говорилось, что татуируют только женщин. Но когда они приблизились к деревне Фалеалупо на острове Савайи, они увидели подводного моллюска и нырнули вниз, чтобы поймать его. Когда они появились, их песня изменилась, и теперь в лирике говорилось, что татуировку делают только мужчины, а не женщины. Эта песня известна на Самоа как Пес о ле Пеа или Пес о ле Татау.

Самоа с горохом сзади, c. 1890-е, фото Томаса Эндрю

Слово татау на Самоа имеет много значений. Tā означает наносить удары, а в случае татуировки - стук деревянных инструментов татуировщика. Тау означает достижение цели, завершения, а также войны или сражения. Татау также означает правильность или равновесие. Это также означает отжимать влагу от чего-то, например, мокрой ткани или, в случае процесса гороха, чернил с кожи. Тата означает повторять удары или исполнять ритм. Например, тата ле укулеле означает «играть на укулеле».

Орудия

Инструменты туфуга та татау представляют собой набор зубчатых костных гребней ( au), которые были привязаны к фрагментам панциря маленькой черепахи, которые, в свою очередь, были привязаны к короткой деревянной ручке; молоток ( саусау) для вбивания гребней в кожу; чашки из скорлупы кокосового ореха ( ipuniu) для смешивания и хранения татуировочных чернил («лама»), сделанных из сожженной сажи свечного ореха ; и куски ткани тапа («соло»), используемой для вытирания крови и чистки инструментов. Инструменты традиционно хранятся в цилиндрических деревянных контейнерах, называемых «туума», которые выстланы тканью из тапа и предназначены для удерживания ау вертикально, а тонкие гребни обращены к центру цилиндра, чтобы предотвратить повреждение. Молоток «саусау» был сформирован из куска твердой древесины, примерно равной длине предплечья и диаметру большого пальца. Гребни «au» различных размеров были тщательно изготовлены путем опиливания кусков бивня кабана крошечными абразивными напильниками, вырезанными из вулканического кремня, кремня и / или базальтовой породы. Самые маленькие гребешки, из которых делают точки («тала»), удачно называются «ау фаатала» или «ау моно». Одиночные линии разной ширины были нанесены с помощью 'au sogi' разного размера, в то время как сплошные блоки татуировки были выполнены с помощью 'au tapulu.

Гильдия татуировщиков

Престижная роль ведущий татуировщика ( tufuga той Tatau) была сохранена посредством наследственных названий в течение двух самоанских родов, Са Su'a ( матайте ) семья из Savai'i и Са Tulou'ena матайте семейство Upolu. В древние времена мастера были подняты до высокого социального статуса, богатства и легендарного престижа из-за их решающей роли в самоанском обществе. Известно, что туфуга Самоа также выполнял татуировки для основных семей Тонги и Фиджи. Покойный Суа Сулуапе Пауло II был известным мастером, чья жизнь и творчество отражены в фотографиях новозеландца Марка Адамса. Его брат Суа Сулуапе Петело, который живет и занимается татуировкой Самоа в деревне Фалеасиу в Уполу, сегодня является одним из самых уважаемых мастеров-татуировщиков. Мастера из этих айга (семей) были назначены в молодости и прошли долгое обучение в роли соло- помощников и помощников татуировщиков под своим старшим туфугом.

Традиционное искусство татуировки на Самоа было подавлено с приходом английских миссионеров и христианства в 1830-х годах. Однако он сохранялся на протяжении всей колониальной эпохи и постоянно практиковался в неизменном виде до наших дней. Однако на других полинезийских островах этого не произошло, и мастера-татуировщики из семьи Суа Сулуапе сыграли важную роль в возрождении традиционной татуировки во Французской Полинезии, Тонге, Новой Зеландии, на островах Кука и в других странах. Гавайи, где новое поколение татуировщиков из Тихого океана изучило самоанские техники и протоколы.

В популярной культуре

  • Ранний документальный фильм о горохе можно увидеть в фильме « Моана» (1926), снятом американцем Робертом Дж. Флаэрти и снятым в Сафуне на острове Савайи. В фильме показан друг юного героя Моаны, получающий горошек.
  • Пе'а показан в фильме ужасов 2007 года «Татуировщик».
  • В мультфильме Диснея « Моана» (2016) показан молодой человек, получающий свою первую горошину.
  • Вопреки некоторым сообщениям, у Дуэйна «Скала» Джонсона нет гороха, это скорее современный рукав, наполненный маркизскими узорами на левой руке. У его деда, Питера Майвиа, также была гороха на нижней части тела. Несколько членов семьи Рока; Это включает в себя Roman Reigns, Umaga, Rikishi, Yokozuna и большинство членов семьи Anoa'i и т. д., которые также имеют татуировки, похожие на The Rock.

Несамоанцы и Пеа

Несамоанцы крайне редко получают горох или малу. Тонганское дворянство династии Туи Канокуполу установило практику татуировки пе'а среди тонганской аристократии в доконтактную эпоху. Есть истории о тонганской королевской семье, Туи Тонга Фатафехи Факауакиманука и короле [[Георгий Тупоу I о ритуале самоанского туфуга та татау. Европейские пляжные гребцы и беглые моряки были первыми неполинезийцами, получившими горох в начале 1800-х годов; Среди первых неполинезийцев, получивших горох, был американец по имени Микки Найт, а также горстка европейцев и американцев, которые покинули корабль, были брошены или посетили Самоа. В колониальную эпоху, когда Самоа подпадало под власть Германии, несколько европейцев прошли через ритуал гороха, в том числе англичанин Артур Пинк, Эрих Шульц (последний немецкий губернатор Самоа) и ряд немецких колониальных чиновников. В последнее время многие афакаси (наполовину самоанцы) и другие мужчины, не являющиеся самоанцами, стали сога'имити, в том числе Ноэль Мессер, Фуне Фе'ай Карл Кук, Рене Персоунс и художник Тони Фомисон (1939–1990), один из новозеландцев. выдающиеся художники, получившие горох в 1979 году. Также известно, что несколько женщин, например Карина Персоунс, получили малу от туфуги Суа Сулуапе Петело.

Текст песни Pese o le Tatau song

Известно, что последний стих был написан в наше время, так как он не соответствует орфографии первых стихов. Устная традиция утверждает, что эта песня произошла от доколониального распева.

Татуировщик tufuga ta tatau (слева) и ассистент (справа) делают татуировку на спине мужчины, около 1895 г., фото Томаса Эндрю

Смотрите также

использованная литература

Библиография

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-10 06:32:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте