Движение мау

редактировать
О кенийском партизанском движении см. Восстание Мау-Мау.

Мау был ненасильственное движение за самоанской независимость от колониального правления в первой половине 20 - го века. Мау означает «решительный» или «решительный» в смысле «мнение», «непоколебимый», «требующий решения» или «свидетельство»; также означает «твердая сила» на Самоанском языке. Девизом мау были слова Samoa mo Samoa (Самоа для самоанцев). Точно так же на гавайском языке мау означает стремиться или упорствовать, и его часто связывают с гавайской поэзией, касающейся борьбы за независимость и суверенитет.

Тупуа Тамасесе Леалофи III (сидит в белом) с лидерами Мау перед офисом Мау в Ваймозо, 1929 год. Женщины из движения мау, которые сохранили жизнь мау во время преследований, последовавших за Черной субботой, около 1930 года.

Движение зародилось на острове Савайи с сопротивления мау а пуле в начале 1900-х годов и получило широкую поддержку по всей стране к концу 1920-х годов. По мере роста движения руководство перешло к элите вождей страны, традиционным лидерам матаи, укоренившимся в традициях Самоа и фаа Самоа. В состав Мау входили женщины, которые поддерживали национальную организацию через руководство и организацию, а также принимали участие в маршах. Сторонники были одеты в форму мау из темно-синей лавлавы с белой полосой, которая позже была запрещена колониальной администрацией.

Движение мау достигло кульминации 28 декабря 1929 года на улицах столицы Апиа, когда военная полиция Новой Зеландии обстреляла процессию, пытавшуюся предотвратить арест одного из своих членов. День стал известен как Черная суббота. Было убито до 11 самоанцев, в том числе лидер мау и один из верховных вождей Самоа Тупуа Тамасесе Леалофи III и многие другие были ранены. Один новозеландский констебль был забит до смерти демонстрантами после начала боевых действий.

Усилия движения мау в конечном итоге привели к политической независимости Самоа в 1962 году, но пик активности движения на Западных островах пришелся на конец 1920-х - начало 1930-х годов.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Формирование мау а пуле
    • 1.2 Эпидемия гриппа
    • 1.3 Лидерство мау
    • 1.4 Гражданское неповиновение
  • 2 Черная суббота, 29 декабря 1929 г.
  • 3 На пути к независимости
  • 4 1962 независимость
  • 5 извинений Новой Зеландии перед Самоа
  • 6 Мау на Американском Самоа
  • 7 современных влияний
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
  • 10 Дальнейшее чтение
  • 11 Внешние ссылки

История

Поднятие флага Германского Самоа в Мулинуу, 1900 г. (фото А.Дж. Таттерсолл ).

В широком смысле историю движения мау можно рассматривать как начало в 19 веке с европейскими контактами и приходом западных держав, Великобритании, Соединенных Штатов и Германии, соперничающих за контроль над тихоокеанской нацией. Страна стала Немецким Самоа (1900–1914).

Образование Мау-а-Пуле

Ключевое событие произошло в 1908 году в споре между немецкой колониальной администрацией и Мало-о-Самоа, или Советом вождей Самоа, по поводу создания предприятия по производству копры, принадлежащего и контролируемого коренными самоанцами.

Изгнанник Лауаки Намулауулу Мамоэ (фото Томаса Эндрю ).

Спор привел к окончательному формированию движения сопротивления под названием Мау а Пуле на Савайи Лауаки Намулауулу Мамое, одним из лидеров Самоа из Сафотулафаи, который был свергнут немецким губернатором Самоа Вильгельмом Сольфом. Помимо свержения членов Мало-о-Самоа, Сольф вызвал два немецких военных корабля в знак силы. Лауаки вернулся со своими воинами из Савайи для битвы. Немецкий губернатор убедил Матаафа организовать «мирную встречу» с Лауаки, но тот должен был разогнать свою армию перед встречей. Матаафа не знал о намерении немецкого губернатора избавиться от Лауаки. Лауаки, человек чести, вернулся со своими воинами на Савайи, поскольку они не хотели покидать Уполу без него. Обеспечив прибытие своих воинов в их деревни, Лауаки вернулся на Уполу. Поскольку Лауаки потребовалось несколько дней, чтобы разогнать свою армию, немецкий губернатор устроил ловушку.

По возвращении на Уполу Лауаки и некоторые из вождей были преданы во время «мирного разговора», состоявшегося на борту немецкого корабля. В 1909 году Лауаки и другие высокопоставленные лидеры мау а пуле были сосланы в немецкие колонии на Марианских островах (северо-западная часть Тихого океана), где они должны были оставаться до 1914 года, когда Новая Зеландия приняла Самоа в рамках своих имперских обязанностей. начало Первой мировой войны. Многие из ссыльных умерли, прежде чем вернуться в Самоа. Лауаки умер на обратном пути в Самоа в 1915 году.

В 1914 году, в начале Первой мировой войны, войска Новой Зеландии, не встретив сопротивления немцев, аннексировали Западное Самоа.

Эпидемия гриппа

СС Талун в могильном доке Порт-Чалмерс в Новой Зеландии ок. 1890-е годы

Военное правление Новой Зеландии продолжалось и после окончания войны, и в 1919 году около 7500 самоанцев, около 22 процентов населения, умерли во время эпидемии гриппа. Уже было известно, что жители Самоа наиболее подвержены незначительным европейским болезням, поскольку никогда раньше с ними не сталкивались. Когда корабль SS Talune прибыл в Апиа со своей командой и пассажирами, явно больными гриппом, новозеландцы разрешили им причалить.

Два дня спустя были зарегистрированы первые смертельные случаи. Администрация Новой Зеландии не предприняла никаких попыток подавить или сдержать распространение, и через неделю оно распространилось по всему Самоа. Целые семьи были убиты с такой пугающей скоростью, что трупы лежали неделями, не будучи захороненными. Их либо бросали в братские могилы, либо бросали в сожженных домах. Однако в Американском Самоа, где были приняты адекватные карантинные меры предосторожности, случаев смерти не было. Узнав о ситуации в Западном Самоа, американский губернатор предложил помощь полковнику Роберту Логану, руководившему им; Логан был шотландец, ненавидевший американцев. Он уничтожил телеграмму и прекратил все контакты с Американским Самоа. У американцев была большая медицинская бригада, которая могла спасти много жизней.

Это катастрофическое событие должно было заложить новую основу для недовольства администрацией, уже считавшейся некомпетентной и нечестной многими самоанцами. Неуклюжие методы управления Самоа, медленное и преднамеренное разрушение традиционных самоанских социальных структур сменяющими друг друга администраторами и общая неспособность понять и уважать культуру Самоа также посеяли семена для возрождения сопротивления колониальному правлению. Логана заменил полковник Роберт Тейт.

Лидерство мау

Массовая поддержка самоанцами мау исходила от руководства самоанских матай, глав семей в традиционной социально-политической структуре Самоа. Семейные и титульные связи, являющиеся центральной частью самоанской культуры, использовались для получения поддержки. Успех мау в получении национальной поддержки показал, что фаа Самоа по- прежнему сильна, несмотря на колониализм.

Пример этого можно найти во многих историях о мау, когда зарождающееся движение начало искать поддержки у матаи. Одним из неотложных вопросов, с которыми столкнулось раннее руководство, был вопрос о Савайи, поскольку Пуле (старшие ораторы и руководители государственных органов Савайи) еще не заявили о своей единодушной поддержке. Положение его традиционных правителей требовало внимания, чтобы движение получило национальную привлекательность. Чуткое культурное маневрирование, необходимое для такого предприятия, требовало большего, чем методы, используемые жителями Апиа, и поэтому было решено, что Тумуа (старшие ораторы и главы государственных органов Уполу) поедут на Савайи и попросят их поддержки молодого движения. Флот fautasi (каноэ) приступили с ораторами Upolu на борту, во главе с Матуа из Falefa, Luafalemana Moeono Taele, который после ухода со своего поста в полиции администрации, вступил в Мау. Решив прибыть в Сатупаитеа вместо традиционного Салеаула, Моэоно встретился с Азиатой и, прося его поддержки, напомнил о более ранней поддержке Фалефа мау а пуле (предшественник движения мау, возглавлявший ораторов Савайи во время немецкой администрации). Вспомнив об этом, Азиата была вынуждена помочь и присоединилась к Тумуа, когда они отправились в Салеаулу. Там Моэ'оно, Асиата и Тумуа встретились с собравшимися Пуле и призвали их ответить взаимностью на их прежнюю солидарность, объединив усилия с Тумуа, чтобы еще больше укрепить дело независимости.

Самоанцы смешанного происхождения, сталкивающиеся с дискриминацией со стороны обеих культур, но с преимуществом межкультурных знаний, также сыграли ключевую роль в новом движении.

Олаф Фредерик Нельсон, один из лидеров нового движения мау, был успешным торговцем смешанного шведского и самоанского происхождения. Нельсон был в то время самым богатым человеком Самоа и много путешествовал. Он был разочарован тем, что колониальная администрация исключила коренных и частично самоанцев из управления. Примечательно, что он был одним из многих, кто потерял ребенка в результате эпидемии гриппа 1919 года, помимо его матери, сестры, единственного брата и невестки. Хотя он был классифицирован как европеец, он считал себя самоанцем «по происхождению, крови и чувствам».

В 1926 году Нельсон посетил Веллингтон, чтобы лоббировать правительство Новой Зеландии по вопросу усиления самоуправления. Во время своего визита министр иностранных дел Уильям Носуорти пообещал посетить Самоа для расследования. Когда Носуорси отложил свою поездку, Нельсон организовал в Апиа две встречи с общественностью, на которых присутствовали сотни людей, и была создана Самоанская лига, или О ле Мау.

Mau издает газету Samoa Guardian в качестве рупора движения. Чтобы продемонстрировать степень народной поддержки мау, Нельсон организовал спортивную встречу для членов движения в День рождения короля, параллельно с официальным мероприятием, и в ту же ночь провел у себя дома бал.

Члены движения начали отказываться от сотрудничества: пренебрегая обязательным еженедельным поиском жука-носорога, врага кокосовой пальмы, тем самым угрожая прибыльной индустрии копры. Когда администрация Новой Зеландии ввела квоту на количество жуков из расчета на душу населения, многие самоанские деревни сопротивлялись, разводя насекомых в плотно сплетенных корзинах, вместо того, чтобы выполнять приказ обыскивать леса и собирать их.

В 1927 году, встревоженный растущей силой мау, Джордж Ричардсон, администратор Самоа, изменил закон, разрешив депортацию европейцев или частично европейцев, обвиненных в разжигании беспорядков. Предполагается, что это действие было предпринято исходя из предположения, что растущее движение было всего лишь продуктом корыстных европейцев, агитирующих коренное население Самоа.

Новозеландские моряки снимают белую полосу с лавы-лавы, униформа Мау, около 1930 г.

В действительности, однако, мау были построены на традиционных формах политической организации Самоа. В каждом селе, присоединившемся к движению, был сформирован комитет, состоящий из вождей и «говорящих». Эти комитеты составляли основной элемент альтернативной системы управления, и тенденция самоанцев к объединению под традиционным руководством означала, что к середине-концу 1920-х годов около 85% населения Самоа были вовлечены в открытое сопротивление.

После очередного визита в Новую Зеландию, чтобы подать прошение к правительству, Нельсон был изгнан из Самоа вместе с двумя другими частично европейскими лидерами мау, Альфредом Смитом и Эдвином Гурром. В петиции, которая привела к формированию совместного специального комитета для расследования ситуации в Самоа, цитируется старинная самоанская пословица: «Мы движимы любовью, но никогда не запугиваем».

Гражданское неповиновение

Мау остались верны этому мнению и, несмотря на изгнание Нельсона, продолжали использовать гражданское неповиновение, чтобы противостоять администрации Новой Зеландии. Они бойкотировали импортные товары, отказывались платить налоги и сформировали свою собственную «полицию», пикетировав магазины в Апиа, чтобы помешать уплате таможенных пошлин властям. Созданные администрацией деревенские комитеты перестали собираться, а правительственные чиновники были проигнорированы, когда они отправились в тур. Рождения и смерти остались незарегистрированными. Кокосы остались неубранными, а банановые плантации заброшены.

Транспортировка заключенных мау в столицу Апиа

Как специальный комитет был вынужден признать, «очень значительная часть самоанцев присоединилась к мау, и их было вполне достаточно, если они решили сопротивляться и препятствовать деятельности администрации, чтобы парализовать функции правительства».

Ричардсон послал военный корабль и 70 морских пехотинцев, чтобы подавить сопротивление, в основном ненасильственное. 400 членов мау были арестованы, но другие в ответ сдались в таком количестве, что не хватило тюремных камер для их всех, и заключенные приходили и уходили, когда хотели. Одна группа заключенных оказалась в трехсторонней «камере», обращенной к океану, и смогла уплыть, чтобы ухаживать за своими садами и навестить свои семьи.

Когда его попытка репрессий превратилась в насмешку, Ричардсон предложил помилование всех арестованных; однако арестованные потребовали, чтобы их рассмотрел суд, а затем отказались подавать заявления, чтобы продемонстрировать свое неприятие юрисдикции суда.

Полиция Новой Зеландии в Самоа во время движения мау

Черная суббота, 29 декабря 1929 г.

Демонстрация мау в Апиа, 1929 г.

Новый администратор Стивен Аллен заменил морских пехотинцев специальным отрядом новозеландской полиции и начал преследовать лидеров движения. Тупуа Тамасесе Леалофи III, возглавивший движение после изгнания Нельсона, был арестован за неуплату налогов и заключен в тюрьму на шесть месяцев.

29 декабря 1929 года, который впоследствии будет известен как «Черная суббота», военная полиция Новой Зеландии обстреляла мирную демонстрацию, собравшуюся, чтобы приветствовать домой Альфреда Смита, лидера европейского движения, возвращающегося в Самоа после двухлетнего изгнания. Сообщения о резне отрывочны, потому что официальное сокрытие инцидента было настолько эффективным. Тупуа Тамасесе Леалофи III бросился впереди толпы и повернулся лицом к своему народу; он призвал их к миру, потому что некоторые бросали камни в полицию. Когда он спиной к полиции, призывающей к миру, он был убит выстрелом в спину; Другой самоанец, который бросился ему на помощь, был ранен в обе ноги, когда держал его за голову. Был застрелен еще один, пытавшийся защитить свое тело от пуль. Еще двое спешащих на помощь были убиты, не успев добраться до него.

Лидер мау Тупуа Тамасесе Леалофи III, убит сотрудниками колониальной полиции Новой Зеландии.

Стрельба прекратилась около 18.30. Восемь погибли, трое позже скончались, около 50 были ранены. Одного полицейского также забили до смерти.

Могила Тупуа Тамасесе Леалофи III в деревне Лепеа с надписью его последних слов на самоанском языке.

Среди раненых были напуганные женщины и дети, которые бежали на рынок в поисках укрытия от новозеландской полиции, стрелявшей с веранды станции, одна из которых была вооружена пулеметом Льюиса.

В самый мрачный период Мау наступил его звездный час. Умирая, Тупуа Тамасесе Леалофи III знал, что в результате его смерти между мау и новозеландскими силами разразится кровавый конфликт. Признавая необходимость мирного сопротивления для достижения своей цели мау, Тамасезе сделал следующее заявление своим последователям: «Моя кровь пролита за Самоа, я горжусь ею. Не мечтайте отомстить за нее, поскольку она была пролита. в мире. Если я умру, мир нужно поддерживать любой ценой ».

Лидеры женских мау; Миссис Туималифано, миссис Тамасезе, миссис Нельсон, миссис Фаумуина, ок. 1930 г. (фото Альфреда Джона Таттерсолла ).

После похорон полковник Аллен посетил Ваймосо с отрядом специальной полиции в демонстрации силы и отчитал руководство Мау. В Ваймосо собрались члены мау, старшие матай и легионы последователей, все еще оплакивающие убийство своего лидера. Один писатель вспомнил, как в ту ночь губернатор был близок к тому, чтобы «потерять голову», если бы не напутственные слова Леалофи III своим последователям.

После массового убийства полиция Новой Зеландии продолжала применять чрезмерную силу против мужчин мау, вплоть до рейдов на их дома и деревни с целью их захвата и ареста. Это заставило мужчин мау скрываться, опасаясь ареста или изгнания, и поэтому, чтобы продолжить движение, женские мау появились через несколько дней после того, как мужчин заставили скрываться от администрации. Быстрая реакция женщин на трагические события Черной субботы была очевидна по всему Тихому океану в телеграмме лидера мау Таиси Олафа Нельсона Лейбористской партии Новой Зеландии:

«... САМОАНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ, АКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОГО ДВИЖЕНИЯ, НЕ СМОТРЕТЬ В ИСТОРИИ САМОА..»

Четырьмя ведущими женщинами этого движения были Ала Тамасесе (вдова верховного вождя Тамасезе Леалофи II), Розабель Нельсон (жена Г.П. Нельсона и дочь Х.Дж. Мурса, известного европейского бизнесмена), Пайсами Туймалеалиифано (жена вождя Туймалеалифано) и Фаамусами Фаумуина (жена верховного вождя Фаумуины Фиаме и дочь покойного короля Малиетоа Лаупепы). Эти женщины, наряду со многими другими женщинами мау, взяли на себя ответственность не только за укрытие и защиту самоанских мужчин, но и за продолжение политической деятельности движения, такой как проведение собраний, написание писем с жалобами и петиций в администрацию Новой Зеландии., организация протестов и т. д. Многие исследователи движения мау считают, что женские мау сыграли ключевую роль в успехе движения и последующем обретении независимости Самоа в 1962 году.

На следующий день после его похорон на его деревню совершила набег новозеландская военная полиция; они обыскивали дома, в том числе дома скорбящей вдовы и детей тамасесе. Полковник Аллен запросил подкрепление из Новой Зеландии после того, как заявил, что 2000 мау вызвали беспорядки.

Верховный вождь Матаафа Фаумуина Фиаме Мулину'у I, лидер мау, который стал президентом мау после смерти Тамасезе примерно в 1930 году. Его сменил младший брат Тамасесе, Тупуа Тамасесе Меаоле, который впоследствии стал первым помощником. - глава нового независимого государства Самоа.

12 января 1930 года флагман Королевского флота Новой Зеландии Данидин привел морских пехотинцев для выслеживания членов Мау. Мау, которые были полностью привержены пассивному сопротивлению, легко проскользнули сквозь кусты; морпехи были медлительны, потому что у них было слишком много оружия, и они не знали кустов, как мау. Мау больше не доверяли полиции Новой Зеландии, и этот страх только усилился после того, как 16-летний безоружный самоанец был застрелен, убегая от морского пехотинца, оправдание которого, как он думал, мальчик собирался бросить камень, было принято как адекватная защита и никаких обвинений не было.

Перемирие было объявлено 12 марта 1930 года после того, как новозеландские морские пехотинцы убили еще одного ребенка, страдавшего от теплового истощения и тропических инфекций. Мужчины-члены мау вернулись в свои дома при условии, что они сохранят за собой право не сотрудничать. Тем временем Нельсон и другие изгнанные лидеры продолжали лоббировать правительство Новой Зеландии и сообщать о своих успехах мау. В 1931 году новости о растущем движении Индии за независимость достигли Самоа, частично вдохновив движение мау.

День независимости, 1962 год. Их Высочества Тупуа Тамасесе Меаоле и Малиетоа Танумафили II, совместные главы нового независимого государства Самоа.

Движение к независимости

Тупуа Тамасесе Меаоле и Малиетоа Танумафили II и их жены развлекались мэром Эрнестом Гербертом Эндрюсом (1873-1961). В группе слева направо: городской клерк (HS Feast), миссис Feast, миссис Мелвилл Эдвин Лайонс, мэр, достопочтенный. Тамасезе, миссис Тамасезе, миссис Малиетоа, достопочтенный. Малиетоа и заместитель мэра (Мелвилл Эдвин Лайонс).

После 5 лет в изгнании в Новой Зеландии Нельсон вернулся в Самоа в мае 1933 года и продолжил свою пропагандистскую деятельность. Генерал Харт, новозеландский администратор, потребовал, чтобы Нельсон был исключен из любого собрания (фоно) с руководством мау. Мау настаивает на том, чтобы Нельсон был одним из его делегатов. Генерал Харт приказал провести полицейские облавы на штаб-квартиру мау в Ваймосо и резиденцию Нельсона в Туаефу, которые произошли 15 ноября 1933 года. Восемь вождей Самоа, лидеров мау, которые были членами конференции из 100 человек, собравшейся в Туатуану'у, были арестованы по обвинениям о сборе денежных средств в незаконных целях и участии в деятельности Mau. Через неделю еще 7 вождей были арестованы на Савайи.

Через шесть месяцев после его возвращения в Самоа Нельсон был осужден по трем пунктам обвинения в связи с мау, за что он был приговорен к дополнительным десяти годам ссылки, а также восьми месяцам тюремного заключения в Новой Зеландии. Движение мау не осталось незамеченным населением Новой Зеландии, и обращение с самоанцами со стороны администрации стало спорным вопросом в некоторых новозеландских электоратах во время всеобщих выборов в Новой Зеландии в 1935 году, на которых победили лейбористы.. Изгнание Нельсона было прервано в 1936 году. Он вернулся в Самоа и помог подписать соглашение о сотрудничестве между лидерами Самоа и администрацией Новой Зеландии. Впоследствии он был избран в Законодательный совет в 1938 году и переизбран в 1941 году.

1936 год стал поворотным для Самоа с избранием лейбористского правительства в Новой Зеландии и последующим ослаблением репрессий со стороны новозеландской администрации в Самоа. В последующие годы наблюдалось медленное движение к более широкому участию самоанцев в управлении своей собственной страной: 30 сентября 1936 года в Мулинуу открылся Самоанский парламент (Фоно) с избранными представителями, который заменил собой парламент, состоящий из самоанцев. назначается администрацией Новой Зеландии. Были и другие акты гражданского неповиновения, включая сидячую забастовку в парламенте по поводу оплаты представителям. В 1946 году, после окончания войны на Тихом океане, фоно из представителей округов Самоа проголосовал за отклонение Соглашения об опеке, выдвинутого Новой Зеландией, при этом Фоно заявил о стремлении к самоуправлению.

1962 независимость

Когда Западное Самоа обрело независимость в 1962 году, Тупуа Тамасесе Меаоле, младший брат лидера мау Тупуа Тамасесе Леалофи III и его преемника, стал его первым со-главой государства с Малиетоа Танумафили II.

Фиаме Матаафа Фаумуина Мулину'у II (1921–1975), сын другого высокого вождя и лидера мау Матаафа Фаумуина Фиаме Мулину'у I, стал первым премьер-министром Самоа.

В июле 1997 года в Конституцию Самоа были внесены поправки, согласно которым страна была переименована в Самоа и официально стала независимым государством Самоа.

Новозеландские извинения перед Самоа

В 2002 году премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк сделала беспрецедентный шаг и извинилась перед Самоа за обращение Новой Зеландии с самоанцами в колониальную эпоху. Кларк принес свои извинения в столице Апиа во время 40-й годовщины независимости Самоа. Извинения касались эпидемии гриппа 1918 года, расстрела невооруженных протестующих мау полицией Новой Зеландии в 1929 году и изгнания матай (вождей) из их домов.

Американское Самоа Мау

Движение мау было местной оппозицией аннексии США восточных островов Самоа в 1899 году и имело проявления как в островных группах Западного, так и Восточного Самоа. Он включал подписание петиций в попытке провести политическую трансформацию по отношению к американскому колониальному правительству и включал усилия по противодействию налогообложению копры.

В 1920-х годах в Тутуиле в Американском Самоа проходил фестиваль мау Американского Самоа. Он возник в результате колебаний цен на копру и явился открытым вызовом американскому флоту и его образцам обращения с коренным народом Самоа и несоблюдению самоанских обычаев, концепций самоуправления и образа жизни Самоа. Это движение получило в США как благоприятную, так и неблагоприятную прессу.

Лидер движения, Самуэль Рипли из Леоне, Тутуила, был фактически изгнан из Американского Самоа, когда власти ВМС США запретили ему высадку с корабля, возвращающегося в Пагопаго из Калифорнии, и ему так и не разрешили вернуться на родину. родная страна. В конце концов он стал мэром Ричмонда, Калифорния.

В 1930 году Соединенные Штаты направили в Американское Самоа комитет, в который вошли граждане США с Гавайев, сыгравшие видную роль в свержении Королевства Гавайи и королевы Лилиуокалани. Их отчет, благоприятный для позиции США, оказал значительное влияние на политику США, и американское Самоа Мау было полностью подавлено США. Однако его влияние продолжало ощущаться.

Современные влияния

Самоанская хип-хоп группа, основанная в 1990 году Космо, MC Kha Tha Feelstyle Orator и DJ Rockit V. The Mau была названа в честь движения мау. Девиз группы стал таким же, как девиз движения мау: Samoa Mo Samoa («Самоа для самоанцев»). Mau теперь преобразован в группу Rough Opinion. Группа по-прежнему несет идею движения мау в качестве своей темы.

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-01 12:42:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте