Архитектура Мадагаскара

редактировать

Map of Madagascar indicating the distribution of predominant construction material over the island Распространение традиционных строительных материалов на Мадагаскаре представляет собой преобладание земляных жилищ в центральном нагорье и в основном строительство растений вдоль побережья, с промежуточными зонами, в которых используются оба типа материалов.

архитектура Мадагаскара уникальна для Африки и сильно напоминает строительные нормы и методы Южного Борнео, из которых Считается, что первые жители Мадагаскара иммигрировали. На территории Мадагаскара и Калимантана области Борнео большинство традиционных домов имеют прямоугольную, а не круглую форму, и имеют крутой скат остроконечной крыши, поддерживаемой центральной столб.

Различия в преобладающих традиционных используемых строительных материалах служат основой большей части разнообразия малагасийской архитектуры. Местные растительные материалы были самыми ранними из используемых материалов и остаются наиболее распространенными среди традиционных общин. В промежуточных зонах между центральным высокогорьем и влажными прибрежными районами развились гибридные варианты, в которых используются початок и палки. Деревянное строительство, которое когда-то было обычным делом на острове, пришло в упадок, поскольку растущее население уничтожало большие площади девственных тропических лесов для подсечно-огневого сельского хозяйства и зебу пастбищ для скота. Зафиманири общины центральных горных лесов являются единственной малагасийской этнической группой, сохранившей оригинальные традиции деревянной архитектуры острова; их ремесло было добавлено в ЮНЕСКО список нематериального культурного наследия в 2003 году.

Поскольку древесины со временем стало не хватать, деревянные дома стали привилегией знати в некоторые общины, примером которых являются дома знати Мерина в XIX веке Королевство Мадагаскар. Использование камня в качестве строительного материала традиционно ограничивалось строительством гробниц, важной особенностью культурного ландшафта Мадагаскара из-за выдающегося положения, которое занимали предки в малагасийской космологии. Остров породил несколько отличных традиций в архитектуре гробниц: среди Махафали юго-западного побережья верхняя часть гробниц может быть заполнена черепами принесенных в жертву зебу и украшена шипами алоало, декоративно резные столбы гробниц, в то время как среди мерин аристократы исторически построили небольшой деревянный домик на вершине гробницы, чтобы символизировать свой статус андрианы и предоставить земное пространство для размещения духов своих предков.

На традиционные стили архитектуры Мадагаскара за последние двести лет повлияло растущее влияние европейских стилей. Сдвиг в сторону кирпичного строительства в Хайленде начался во время правления королевы Ранавалона II (1868–1883) на основе моделей, представленных миссионерами Лондонского миссионерского общества, и контактов с другими иностранцами. Иностранное влияние еще больше расширилось после краха монархии и французской колонизации острова в 1896 году. Модернизация за последние несколько десятилетий все в большей степени приводила к отказу от некоторых традиционных норм, связанных с внешней ориентацией и внутренним устройством дома и использование некоторых обычных строительных материалов, особенно в Хайленде. Среди тех, у кого есть средства, иностранные строительные материалы и методы, а именно импортный бетон, стекло и кованое железо, приобрели популярность в ущерб традиционным практикам.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Строительство на основе растений
  • 3 Строительство на основе дерева
    • 3.1 Аристократические традиции Мерины
    • 3.2 Традиции зафиманири
    • 3.3 Традиции Антандроя
  • 4 Земля- основанное строительство
    • 4.1 Зарубежные влияния
    • 4.2 Местные инновации
  • 5 Строительство из смешанного глиняного камня
  • 6 Строительство гробниц
    • 6.1 Древние практики захоронения
    • 6.2 Исламское происхождение строительства гробниц
    • 6.3 Традиции горных районов
    • 6.4 Южные и западные традиции
  • 7 Современная архитектура
  • 8 Примечания
  • 9 Внешние ссылки
Происхождение
A large wooden house on high piles with a steeply sloping gabled roof Этот дом в Южном Калимантане имеет многие из знаковых строительных элементов, привезенных с Борнео на Мадагаскар две тысячи лет назад: стены из деревянных досок, сваи, чтобы поднять дом над землей, и круто покатая крыша, увенчанная скрещенными двускатными балками, образующими «рога крыши».

Архитектура Мадагаскара уникальна для Африки и очень похожа на архитектура южного Борнео, от которой первые жители Мадагаска Считается, что эмигрировали. Традиционное строительство в этой части Борнео, также известной как Южный Калимантан, отличается прямоугольными домами, поднятыми на сваях. Крыша, поддерживаемая центральной опорой, имеет крутой наклон; балки фронтона пересекаются, образуя рога крыши, которые могут быть украшены резьбой. Центральное нагорье Мадагаскара населено меринами, народами, которые имеют сильное физиологическое и культурное сходство со своими калимантскими предками; Здесь традиционные деревянные аристократические дома имеют центральный столб (андры), поддерживающий круто скатную крышу, украшенную рогами (тандро-трано). На юго-востоке Мадагаскара настоящие рога зебу традиционно прикрепляли к остроконечной вершине. На Мадагаскаре дома имеют прямоугольную форму с остроконечной крышей, как и на Калимантане, центральные столбы широко распространены, и во всех регионах, кроме нескольких, традиционные дома строятся на сваях способом, передаваемым из поколения в поколение, независимо от того, является ли эта особенность подходит для местных условий.

Определенные космологические и символические элементы характерны также для индонезийской и малагасийской архитектуры. Столб центрального дома является священным как на Калимантане, так и на Мадагаскаре, и в обоих местах при строительстве нового дома этот столб часто традиционно помазывали кровью. Характеристики здания или его размеры (длина, размер и особенно высота) часто символически указывают на статус его жителей или важность его предназначения на обоих островах. Точно так же и на Мадагаскаре, и на Борнео существует традиция строительства частично надземных гробниц, и жители обоих островов практикуют резьбу по декоративным деревянным погребальным столбам, называемым алоало на западе Мадагаскара и клириенг на каджанском диалекте Борнео.

Строительство на основе растений
Photograph of a small, one-room rectangular thatch hut with peaked roof Самый традиционный прибрежный стиль: дома с соломенной кровлей равинала на низких сваях в Самбаве

Жилища из растительного материала распространены в прибрежных районах и были когда-то также широко использовался в Хайлендсе. Типы растений, доступные в данной местности, определяют строительный материал и стиль строительства. Подавляющее большинство домов из растительного материала представляют собой прямоугольные, низкие (одноэтажные) дома с остроконечной крышей и часто строятся на невысоких сваях. Эти архитектурные особенности почти идентичны тем, которые можно найти в некоторых частях Индонезии. Материалы, используемые для строительства, включают тростник (у рек), камыш (на юго-западе около Толиара ), эндемичные суккуленты (как ограждение в юг), лес (на юге и среди Зафиманири, ранее распространенный в Высокогорье), бамбук (особенно в восточных тропических лесах ), папирус (ранее в Высокогорье около озера Алаотра ), травы (повсеместно), пальмы (повсеместно, но распространены на западе около Махаджанги ) и рафия (особенно на севере и северо-востоке). На большей части восточного побережья Мадагаскара, граничащего с Индийским океаном, архитектура очень единообразна: почти все традиционные дома в этом регионе построены на низких сваях и покрыты соломой, сделанной из листьев ладонь путешественника (ravinala madagascariensis).

Small, rectangular one-room house with walls and roof made of flattened bamboo Плетеные бамбуковые стены, дощатая крыша

Сваи, пол и стены обычно делаются из ствола того же растения, обычно после того, как его расплющили, чтобы получилось широкое планки (для полов и кровли) или узкие планки (для стен). Эти планки прикреплены к раме вертикально; Растение рафия часто используется таким же образом вместо пальмы путешественника на севере. Когда вместо равиналы используется бамбук, длинные толченые листы часто сплетаются вместе, чтобы создать стены с рисунком в клетку.

В этих традиционных домах нет дымохода. Их пол покрыт тканым ковриком с грудой камней в одном углу, где можно разжечь дрова для приготовления пищи; скопившийся дым со временем темнеет потолок и внутренние стены. Дверные проемы в этих домах традиционно оставались открытыми или могли быть закрыты тканой ширмой, закрываемой кожаным ремнем; сегодня вход часто завешивают тканевой занавеской. Варианты этого основного шаблона можно найти во всех прибрежных регионах с использованием местных материалов. Самые большие из традиционных прибрежных домов находятся на юго-востоке у народов антеморо, танала и антефасий, где дома могут достигать 18 футов в длину и 9 футов в ширину. и 15 футов в высоту. В других местах вдоль побережья дома намного меньше, в среднем 10 футов в длину, 8 футов в ширину и 9 футов в высоту.

Деревянная конструкция
Small one-room rectangular house with walls made of twigs packed with earth Боковые ветви образуют стены традиционных деревянных домов Махафали на юго-западе Мадагаскара.

Считается, что раньше деревянное строительство было обычным явлением во многих частях Мадагаскара, но оно почти исчезло из-за вырубки лесов. Это особенно верно в Хайленде, где до недавнего времени дерево было строительным материалом, предназначенным только для аристократического класса из-за его растущей редкости, оставляя низшим классам возможность строить из других местных материалов, таких как тростник и тростник. травы; Иногда там, где это возможно, используются палки и ветки, создавая спорадические деревушки из леса, обычно в непосредственной близости от лесных заповедников. В то время как традиция деревянного зодчества среди аристократии Мерины вымерла, можно сказать, что по крайней мере две этнические группы имеют продолжающуюся традицию деревянного зодчества: Зафиманиры в центральной Хайлендс и Антандрой на крайнем юге. Каждая из этих трех традиций описана ниже.

Аристократическая традиция Мерины

Среди мерин центрального нагорья люди теманамбондро (антаисака ) юго-востока В районе Манамбондро и некоторых других этнических групп вырубка лесов сделала древесину ценным строительным материалом, который использовался только аристократами. Действительно, его традиционная связь с королевским классом андриана побудила короля Андрианампоинмерины (1787–1810) издать королевский указ, запрещающий строительство из камня, кирпича или земли в пределах Антананариву и кодификационный традиция, по которой дома только знати строились из дерева, а дома крестьян - из местных растительных материалов. Эта традиция исторически существовала у ряда этнических групп на Мадагаскаре, особенно вдоль восточного побережья, где сохранение тропических лесов продолжает облегчать доступ к древесине для строительства.

Large wooden house with a steeply peaked roof sixty feet high made of thatch Бесакана, строение в дворцовом комплексе Рова, является представителем традиционных деревянных аристократических жилищ высокогорья Мадагаскара. Обратите внимание на длинное тандротрано, выходящее за линию крыши.

Традиционные крестьянские дома по всей Имерине имели толстую центральную колонну (андри), которая поддерживала балку крыши, и меньшую вертикальную балку на каждом углу, уходящую в землю, чтобы стабилизировать конструкцию. В отличие от большинства прибрежных домов, дома в Хайленде никогда не строились на сваях, а всегда стояли заподлицо с землей. К югу от центральной колонны, в зоне, предназначенной для сна и приготовления пищи, иногда устанавливали деревянные или бамбуковые доски для настила пола или на утрамбованный земляной пол, который простирался на север мимо колонны, укладывали тканые циновки. Традиционно кровать главы семейства располагалась в юго-восточном углу дома. Северную часть выделял очаг, очерченный тремя продолговатыми камнями, вертикально установленными в землю. Дома и гробницы были выровнены по оси север-юг с входом на западной стороне. Северная часть дома была предназначена для мужчин и гостей, а южная - для женщин, детей и людей низшего ранга. Северо-восточный угол был священным, предназначенным для молитв и жертвоприношений предкам.

Дома знати были построены в соответствии с теми же культурными нормами с некоторыми дополнениями. Снаружи они отличались стенами из вертикальных деревянных досок и длинными деревянными рогами (тандротрано), образованными пересечением балок крыши на каждом конце пика крыши. Длина тандротрано была показателем ранга: чем больше длина, тем выше статус дворянской семьи, которая жила внутри. Интерьер здания также был несколько изменен, часто с тремя центральными столпами, а не с одной, а иногда и с деревянной платформой, поднятой высоко над землей.

После того, как указы Андрианампоинмерины относительно строительных материалов в столице были отменены в конце В 1860-х годах деревянное строительство в Имерине было практически заброшено, а старые деревянные дома были быстро заменены новыми кирпичными домами, вдохновленными жилищами миссионеров в британском стиле LMS. Рога тандротрано постепенно были заменены простым декоративным навершием, установленным на двух концах козырька крыши. Другие архитектурные нормы, такие как ориентация с севера на юг, центральная колонна и внутренняя планировка домов, были заброшены, а наличие украшений на вершинах крыш больше не указывает на определенный социальный класс. Классические образцы хайлендской деревянной архитектуры аристократического сословия сохранились в зданиях комплекса Рова в Антананариву (разрушенного в результате пожара в 1995 году, но в процессе реконструкции) и в окруженном стенами комплексе в Амбохиманга, местонахождение деревянных дворцов короля Андрианампоинмерины и королевы Ранавалона I.. Амбохиманга, возможно, самый культурно значимый из сохранившихся образцов деревянной архитектуры аристократии Хайленд, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2001 году.

Традиции Зафиманири

Several large decoratively carved houses with peaked roofs made entirely of fitted wooden planks Зафиманиры строят деревянные дома с твердыми дверями и ставнями на окнах.

Зафиманири населяют густо заросший лесом, дождливый и умеренный регион Высокогорья к востоку от Амбоситры. Их дома прямоугольные и большие (15 футов в длину, 12 футов в ширину и 18 футов в высоту) с остроконечной крышей, нависающими карнизами и деревянными окнами и дверями. Многие из тех же стандартов, что и в аристократических архитектурныхтрадициях Имерины, присутствуют в структурах Зафиманири, включая центральную деревянную колонну, поддерживающую балку крыши, исключительное использование техники соединения шпунт и паз и ориентацию здания такие особенности, как окна, двери и внутренняя планировка. Дома зафиманири часто искусно украшены резными симметричными абстрактными узорами, которые богаты сложной духовной и мифологической символикой. Архитектура домов, найденных в этом регионе, считается репрезентативной для архитектурного стиля, преобладавшего в Хайлендсе до вырубки лесов, и как таковые они представляют собой последние остатки исторической традиции и важный элемент малагасийского культурного наследия. По этой причине знания зафиманиров по дереву были добавлены в 2003 году в список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия человечества.

традиции Антандроя

Напротив, жители Антандрои населяют колючие заросли Мадагаскара, чрезвычайно засушливый и жаркий регион на юге Мадагаскара, где развивались и процветали уникальные формы засухоустойчивых растений. Их дома традиционно квадратные (не прямоугольные), подняты на низких сваях, увенчаны остроконечной крышей и построены из вертикально подвешенных деревянных досок, прикрепленных к деревянному каркасу. В этих домах традиционно не было окон и было три деревянных двери: входная дверь была входом для женщин, дверь в задней части дома была для детей, а третья дверь использовалась мужчинами. Часто вокруг домов Антандроя возводятся заборы из кактуса опунции (ракета) или отрезков местных суккулентов из окружающих колючих лесов.

Строительство на земле
Tall opening through a wall of stacked rough-cut stones, with an enormous stone disk leaning against it to the right Городские ворота в Нагорье традиционно были защищены каменными дисками (вавахади) и затенены фиговыми деревьями.

В центральном нагорье идет борьба за власть между княжествами Мерина и вазимба, а затем и между княжествами Мерина за века вдохновили на развитие города-крепости в Имерине, центральном регионе высокогорья Мадагаскара. Первая из них, древняя столица Имерины Аласора, была укреплена королем 16 века Андриаманело, который окружил город толстыми глинобитными стенами (тамбохо, сделанным из грязи и сухой стебли риса, собранные с близлежащих полей) и глубокие траншеи (хадиворы) для защиты жилищ внутри. Вход через городскую стену был защищен огромным каменным диском (вавахади) - пять футов в диаметре и более - затененным фиговыми деревьями (авиави), символизирующими королевскую власть. Городские ворота открывались путем кропотливого откатывания вавахад от входа каждое утро и обратно на место вечером - задача, для выполнения которой требовалась группа людей. Эта модель укрепленного города была принята по всей Имерине и хорошо представлена ​​в исторической деревне Амбохиманга.

Иностранные влияния

Multi-story brick house with peaked tile roof and decorative arches along the length of the second-floor balcony Кирпичный дом с арками и слуховыми окнами, вдохновленный Дворцом Королевы в Антананариву

Протестантский миссионер Джеймс Кэмерон из Лондонского миссионерского общества считается первым на Мадагаскаре, продемонстрировавшим, как в 1826 году из местного глинобитного строительного материала можно было создавать высушенные на солнце кирпичи. В 1831 году Жан Лаборд представил кирпичную черепицу, которая вскоре начала заменять солому из рисовых стеблей в Антананариву и его окрестностях, и распространил технику использования печи для обжига кирпичей.

Иностранцы были ответственны за несколько архитектурных инноваций, которые смешались. традиции архитектуры Хайленда с европейским уклоном. В 1819 году Луи Гро спроектировал Трановолу для Радамы I в комплексе Рова, представив веранду по периметру, поддерживаемую внешними колоннами. Жан Лаборд спроектировал Дворец Королевы в Рове (построенный в 1839–1841 гг.), Используя эту же модель в еще большем масштабе, увеличив здание и добавив веранду на третьем этаже. Новые деревянные здания, построенные Гро и Лабордом, превратили тандротрано традиционных аристократических домов Мерины в декоративные резные столбы, прикрепленные на каждом конце фронтона.

Местные инновации

Two-story brick house with peaked roof and simple second-floor covered veranda supported by four equidistant pillars Типичные кирпичные дома с колоннами и западом - выходящая на веранду, недалеко от Антананариву

В 1867 году были ослаблены ограничения на использование аристократией камня и кирпича в качестве строительных материалов, прежде чем все ограничения на строительство были отменены в 1869 году королевой Ранавалона II, которая уже имела заказал Жан Лаборд в 1860 году для облицовки внешнего вида своего деревянного дворца в Рове камнем. Окончательную форму здание приобрело в 1872 году после того, как Джеймс Кэмерон добавил каменные башни в каждый угол дворца. Королева обратилась в христианство в 1869 году, и в том же году Лондонское миссионерское общество поручило Джеймсу Кэмерону построить частный дом для своих миссионеров. Он черпал вдохновение в работах Гро и Лаборда при разработке многоэтажного деревянного дома с верандой и колоннами. Эта модель приобрела популярность во

Последняя правка сделана 2021-06-12 00:54:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте