Ранавалона I

редактировать

Королева Мадагаскара
Ранавалона I
Ранавалона I.jpg
Королева Мадагаскара
Правление11 августа, 1828 - 16 августа 1861 г.
Коронация 12 августа 1829 г.
ПредшественникРадама I
ПреемникРадама II
Премьер-министры Андриамихаджа. Райнихаро. Райнивонинахитриниони
Родился1778. Амбатоманоина
Умер16 августа 1861 г. (82–83 года). Манджакамиадана, Рова из Антананариву
Погребение1861/1893 (повторно захоронено). Амбохиманга / Могила цариц, Рова из Антананариву (повторно захоронен)
Супруг
ВыпускРадама II
Полное имя
Ранавалона I (Ранавало-Манджака I). Рамаво
Династия Династия Хова
ОтецПринц Андрианцаламанджака (также называемый Андрианавалонцалама)
МатьПринцесса Рабодонандриантомпо

Ранавалона I (рожд. Rabodoandrianampoinimerina (также называемая Рамаво) ; ок. 1 778 - 16 августа 1861 г.), также известная как Ранавало-Манджака I, была правительницей Королевства Мадагаскар с 1828 по 1861 год. После ее смерти она провозгласила себя королевой. молодой муж, Радама I, Ранавалона проводил политику изоляционизма и самодостаточности, сокращая экономические и политические связи с европейскими державами, отражая французское нападение на прибрежный город Foulpointe, и принятие решительных мер по искоренению небольшого, но растущего малагасийского христианского движения, инициированного при Радаме I членами Лондонского миссионерского общества. Она активно использовала традиционную практику фаномпоана (принудительный труд в качестве уплаты налогов) для завершения общественных работ и создания постоянной армии от 20 000 до 30 000 Мерина солдат, которых она направила чтобы умиротворить отдаленные районы острова и еще больше расширить королевство. Сочетание регулярных боевых действий, болезней, тяжелого принудительного труда и суровых испытаний с использованием ядовитого ореха из кустарника Тангена привело к высокой смертности как среди солдат, так и среди гражданского населения во время ее 33-летия. - год правления, когда население Мадагаскара сократилось с 5 миллионов в 1833 году до 2,5 миллионов в 1839 году.

Несмотря на то, что политика Ранавалоны сильно затруднялась, иностранные политические интересы на Мадагаскаре остались неизменными. Разделение между традиционалистскими и проевропейскими фракциями при дворе королевы создало возможности, которые европейские посредники использовали в попытке ускорить наследование ее сына, Радамы II. Молодой принц был не согласен со многими политиками своей матери и согласился с предложениями Франции по эксплуатации ресурсов острова, как это выражено в Хартии Ламбера, которую он заключил с французским представителем в 1855 году. Эти планы так и не увенчались успехом. Однако Радама II должен был занять трон только после смерти Ранавалоны в 1861 году в возрасте 83 лет.

Европейские современники Ранавалоны в целом осуждали ее политику и в лучшем случае характеризовали ее как тирана, а в худшем - как сумасшедшую. Эти отрицательные характеристики сохранялись в западной научной литературе до середины 1970-х годов. Недавние академические исследования преобразовали действия Ранавалоны в действия королевы, пытающейся расширить свою империю, одновременно защищая малагасийский суверенитет от посягательства европейского культурного и политического влияния.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
    • 1.1 Вступление на престол
  • 2 Правление
    • 2.1 Правительство
    • 2.2 Сохранение и расширение царства
      • 2.2.1 Тангенские испытания
      • 2.2. 2 Подавление христианства
    • 2.3 Защита суверенитета
      • 2.3.1 Иностранные заговоры
  • 3 Наследие и смерть
  • 4 Наследие
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
Ранние годы

Принцесса Рамаво родилась в 1778 году в королевской резиденции в 16 км к востоку от Антананариву, у принца Андрианцаламанджака и принцессы Рабодонандриантомпо. Когда Рамаво была еще молодой девушкой, ее отец предупредил короля Андрианампоинмерину (1787–1810) о заговоре с целью убийства, запланированного Андрианьяфи, дядей короля, которого Андрианампоинмерина изгнала с престола в королевский город Амбохиманга. В обмен на спасение его жизни Андрианампоинмерина обручил Рамаво с его сыном, принцем Радамой, которого король назначил своим наследником. Кроме того, он заявил, что любой ребенок от этого союза будет первым в линии преемственности после Радамы.

Несмотря на ее высокое положение среди королевских жен, Рамаво не была предпочтительной женой Радамы и не родила ему детей.. После смерти Андрианампоинмерины в 1810 году Радама сменил своего отца на посту короля и, следуя королевскому обычаю, казнил несколько потенциальных противников среди родственников Рамаво, что могло обострить их отношения. Не находя удовлетворения в своем браке без любви, заброшенные Рамаво и другие придворные дамы проводили большую часть времени, общаясь и попивая ром с Дэвидом Гриффитсом и его товарищами-миссионерами в доме Гриффитса. Эти посещения установили глубокую дружбу между Рамаво и Гриффитсом, которая продлилась три десятилетия.

Вступление на престол

Когда Радама умер, не оставив потомков 27 июля 1828 года, согласно по местному обычаю, законным наследником был Ракотобе, старший сын старшей сестры Радамы. Умный и дружелюбный молодой человек, Ракотобе был первым учеником, который учился в первой школе, учрежденной Лондонским миссионерским обществом в Антананариву на территории королевского дворца. Радама умер в компании двух доверенных придворных, которые поддержали преемственность Ракотобе. Однако они не решались сообщить новость о смерти Радамы в течение нескольких дней, опасаясь возможных репрессий против них за то, что они участвовали в разоблачении одного из соперников короля, чья семья имела долю в наследовании после Радамы. В это время другой придворный, высокопоставленный военный офицер по имени Андриамамба, обнаружил правду и сотрудничал с другими могущественными офицерами - Андриамихаджа, Райниджохари и Равалонцалама - чтобы поддержать претензии Рамаво на трон.

Королева Ранавалона I со своим сыном и наследник принц Ракото

Эти офицеры спрятали Рамаво и одного из ее друзей в безопасном месте, а затем заручились поддержкой нескольких влиятельных посредников, включая судей и хранителей сампы (королевских идолов). Затем офицеры сплотили армию за Рамаво, так что 11 августа 1828 года, когда она объявила себя преемницей Радамы под предлогом того, что он сам постановил это, немедленного сопротивления не могло быть. Рамаво занял трон, имя Ранавалона («сложенный», «оставленный в стороне»), а затем последовал королевскому обычаю, систематически захватывая и предавая смерти своих политических соперников, включая Ракотобе, его семью и других членов семьи Радамы, во многом так же, как это сделал Радама. собственной семье королевы после его наследования престола. Церемония ее коронации состоялась 12 июня 1829 года.

Став преемником своего мужа, Ранавалона стала первой женщиной-правительницей Королевства Имерина с момента его основания в 1540 году. Ее приход к власти произошел в культурной среде, которая отдавала предпочтение мужчинам над женщинами в политической сфере. В традиционной культуре Имерины правители были наделены особой властью вводить новшества в обход установленных норм и обычаев. Суверены часто мобилизовали инновации путем создания новых форм родства, традиционной основы политического строя. Женщины, однако, были связаны с домашним хозяйством, жесткой родственной единицей, противостоящей новаторской роли и власти суверена, и поэтому не рассматривались как подходящие для правления. Хотя женщины-правительницы когда-то были обычным явлением среди Вазимба, описанных в устных историях как исконных жителей Мадагаскара, эта традиция закончилась в центральных высокогорьях с правлением Андриаманело (1540–1575).), основатель Королевства Имерина и преемница своей матери Вазимба, королева Рафохи (1530–1540).

Reign
Ранавалона путешествует на своей филанцане (паланкине) в сопровождении ее сын Ракото верхом и свита рабов и солдат

33-летнее правление Ранавалоны характеризовалось ее усилиями по укреплению внутренней власти Королевства Имерина над покоренными провинциями и сохранению политического и культурного суверенитета Мадагаскара. Эта политика была принята в контексте растущего европейского влияния в ее королевстве и конкурирующих европейских заявок на господство над островом. В начале своего правления королева предприняла постепенные шаги по удалению Мадагаскара от власти европейских держав, сначала положив конец договору о дружбе с Великобританией, а затем наложив все более строгие ограничения на деятельность миссионеров Лондонского миссионерского общества, которые управляли школами. где в дополнение к христианской религии преподавались базовое образование и торговые навыки. В 1835 году она запретила исповедовать христианство среди малагасийского населения, и в течение года почти все иностранцы покинули ее территорию.

Положив конец большинству внешнеторговых отношений, королева проводила политику опоры на собственные силы. стало возможным благодаря частому использованию давней традиции фаномпоана - принудительного труда вместо налоговых платежей деньгами или товарами. Ранавалона продолжала экспансионистские войны, которые вел ее предшественник, Радама I, в попытке распространить свое царство на весь остров, и наложила строгие наказания на тех, кто, как считалось, действовал против ее воли. Во многом из-за гибели людей в годы военных кампаний, высокого уровня смертности среди рабочих фаномпоаны и суровых традиций правосудия при ее правлении, население Мадагаскара, по оценкам, сократилось с 5 миллионов до 2,5 миллионов в период с 1833 по 1839 г. и с 750 000 до 130 000 в период с 1829 по 1842 г. в Имерине. Эти статистические данные внесли свой вклад в крайне неблагоприятное представление о правлении Ранавалоны в исторических отчетах.

Правительство

Ранавалона построил самое большое здание в комплексе Рова в Антананариву, деревянный дворец (вверху справа) под названием Манджакамиадана, которая позже была заключена в каменную оболочку при Ранавалоне II.

В традициях многих из ее королевских предшественников Мерины, королева правила из королевского комплекса Рова в Антананариву.. Между 1839 и 1842 годами Жан Лаборд построил для королевы новую резиденцию под названием Манджакамиадана, которая стала самым большим строением на территории Ровы. Резиденция была полностью сделана из дерева и имела большинство черт традиционного дома мерины андрианы (аристократический класс), включая центральную колонну (андри), поддерживающую крышу. В остальном он продемонстрировал отчетливо европейские инновации, поскольку он состоял из трех этажей, полностью окруженных деревянными верандами, и встроенными слуховыми окнами в черепичной крыше. В конце концов, дворец должен был быть облицован камнем в 1867 году Джеймсом Кэмероном из Лондонского миссионерского общества во время правления Ранавалоны II. Первоначальный деревянный дворец Ранавалоны и практически все другие постройки исторического комплекса Рова были разрушены в результате пожара 1995 года, оставив только каменную оболочку, чтобы отметить место, где когда-то стоял ее дворец.

Во многих отношениях правление Ранавалоны было таковым. продолжение прецедента, созданного при Радаме I. Оба монарха поощряли внедрение новых технологий и форм знаний из-за границы, поддерживали создание индустриальной экономики и принимали меры по повышению профессионализма армии. Оба смотрели на иностранцев неоднозначно, устанавливая близкие личные отношения и опираясь на их опыт, одновременно вводя ограничения на их деятельность, чтобы предотвратить дестабилизирующие изменения в существующих культурных и политических системах. Вдобавок оба они внесли свой вклад в дальнейшее развитие сложной политической бюрократии, которая позволила суду Мерины управлять отдаленными провинциями на острове больше метрополии.

Ранавалона сохранял традицию правления при поддержке советников, в основном из аристократический класс. Самые влиятельные министры королевы также были ее супругами. Ее первым главным советником был молодой армейский офицер из Намехана по имени Андриамихаджа, который занимал пост первого министра с 1829 по 1830 год. Генерал-майор Андриамихаджа, скорее всего, был отцом единственного сына королевы, принца Ракото (впоследствии короля Радамы II), который родился через одиннадцать месяцев после смерти своего официального отца, короля Радамы I. В первые годы правления Ранавалоны Андриамихаджа была лидером прогрессивной фракции своего двора, которая выступала за сохранение отношений с Европой, начатых при Радаме. Консервативную фракцию возглавляли братья Райнимахаро и Райнихаро, последний являлся официальным опекуном одной из самых могущественных королевских сампи. Считалось, что эти талисманы воплощают и направляют сверхъестественные силы королевской власти и играли важную роль в духовной жизни народа Мерина, по крайней мере, с 16 века правления Раламбо. Консервативная фракция сговорилась уменьшить прогрессивное влияние Андриамахаджи на королеву, и в сентябре 1830 года им удалось убедить ее в состоянии сильного опьянения подписать ему смертный приговор по обвинению в колдовстве и измене. Он был немедленно схвачен в своем доме и убит.

После смерти Андриамихаджи влияние старой прогрессивной гвардии Радамы затмило влияние консервативных советников при дворе, которые становились все ближе к королеве, что в конечном итоге привело к появлению Ранавалоны. брак с самобытным опекуном и консервативным номинальным главой фельдмаршала Райнихаро (также называемого Равонинахитриниариву) из Илафи в 1833 году. Райнихаро получил доступ к суду через своего отца, Андрианцилавонандриана, хова (простолюдин) которому была предоставлена ​​исключительная привилегия присоединиться к ближайшему кругу благородных советников короля Андрианампоинмерины. Фельдмаршал Райнихаро был первым министром королевы с 1830 по 1832 год, затем премьер-министром и главнокомандующим с 1832 по 1852 год. После смерти Райнихаро королева вышла замуж за другого консерватора, фельдмаршала Андрианисы (также называемого Райниджохари), который остался при Ранавалоне. муж до ее смерти в 1861 году. Он занимал пост премьер-министра с 1852 по 1862 год, прежде чем был сослан в королевский город Амбохиманга за участие в заговоре против сына королевы, Радамы II.

Традиционно суверены Мерины полагались на провозглашение кабары (ораторское искусство) на публичных собраниях, чтобы сообщить политику и подтвердить отношения между сувереном и общественностью. Отчасти из-за отсутствия опыта в публичных выступлениях и политике Ранавалона предпочитала направлять и информировать своих подчиненных посредством писем, которые она надиктовывала придворным писцам, получившим образование миссионеров. Она укрепляла свои отношения с общественностью через случайные кабары и выполняла традиционную роль правительницы Мерины как дарителя хасина (наследственные благословения), проводя традиционные ритуалы, включая фандроана (новый год ритуал обновления), подношения царским идолам и подношения водиондри и джака говядины по обычным поводам. Ранавалона внес новшества в эти традиционные ритуалы, увеличив их сложность и символизм, чтобы придать им дополнительное значение.

Сохранение и расширение царства

Степень и расширение королевства Мерина на острове Мадагаскар под Ранавалоной I, 1828–1828 гг. 1840

Королева Ранавалона продолжила военные вторжения, начатые при Радаме I, чтобы умиротворить соседние королевства и поддержать их подчинение правлению Мерины. Эта политика оказала сильное негативное влияние на экономический рост и рост населения во время ее правления. Работа фаномпоана среди населения Имерины могла включать призыв в армию, что позволяло королеве собрать постоянную армию, численность которой оценивалась в 20-30 тысяч человек. Эта армия, которая неоднократно отправлялась в экспедиции в соседние провинции, налагала суровые наказания на общины, сопротивлявшиеся господству Мерины. Массовые казни были обычным явлением, и тех, кому удалось сохранить жизнь, обычно возвращали в Имерину в качестве рабов (andevo), а их ценности отбирали в качестве добычи, чтобы увеличить богатство короны. Приблизительно один миллион рабов проник в Имерину из прибрежных районов между 1820 и 1853 годами, что составляет одну треть всего населения центрального нагорья и две трети всех жителей Антананариву.

Согласно историку Мадагаскара Гвину Кэмпбеллу, Число не-мерин, погибших в ожесточенном конфликте во время военных кампаний Ранавалоны и ее предшественника Радамы с 1816 по 1853 год, оценивается примерно в 60 000 человек. Вдобавок значительная часть населения, не погибшего в боях в покоренных провинциях, в конечном итоге умерла от голода в результате политики выжженной земли. Число погибших среди солдат Мерины, участвовавших в боевых действиях, также было высоким - около 160 000 за период 1820–1853 годов. По оценкам, еще 25–50% солдат королевы, дислоцированных в низинах, ежегодно умирали из-за таких болезней, как малярия. Хотя малярия была распространена в прибрежных частях острова, в высокогорной зоне вокруг Антананариву малярия была редкостью, и солдаты Мерины не обладали естественным сопротивлением ей. Ежегодно на протяжении большей части правления Ранавалоны погибало в среднем 4500 солдат, что привело к резкой депопуляции в Имерине.

Испытание Тангены

в зловещем и темном тропическом лесу человек лежит на земле в окружении людей с копьями, а толпа смотрит на Художник 19-го века изображает испытание тангена

Один из Главные меры, с помощью которых Ранавалона поддерживала порядок в своем королевстве, заключались в традиционной практике испытания суровым испытанием тангена. Яд был извлечен из ореха местного куста тангена (Cerbera manghas ) и проглочен, и результат определил невиновность или вину. Если дворяне или свободные люди были вынуждены пройти через это испытание, яд обычно вводился обвиняемому только после того, как собачьи и петушиные заменители уже умирали от воздействия яда, в то время как среди представителей класса рабов (andevo) они требовали этого испытания. немедленно проглотить яд. Обвиняемого кормили ядом вместе с тремя кусками куриной кожи: если все три куска кожи вырвало, объявлялась невиновность, но смерть или невозможность отрыгнуть все три куска кожи указывала на вину. Согласно малагасийскому историку XIX века Раомбане, в глазах большей части населения испытание тангена представляло своего рода небесное правосудие, в которое общественность безоговорочно верила, вплоть до признания вердикта вины в случай невиновности как справедливую, но непознаваемую божественную тайну.

Жители Мадагаскара могли обвинять друг друга в различных преступлениях, включая воровство, христианство и особенно колдовство, для которых испытание тангеной обычно было обязательным. В среднем от 20 до 50 процентов подвергшихся суровому испытанию умерли. В 1820-х годах испытание тангена уносило около 1000 смертей ежегодно. В период с 1828 по 1861 год этот средний показатель вырос до примерно 3000 смертей в год. В 1838 году было подсчитано, что в Имерине в результате испытания тангеном умерло до 100000 человек, что составляет примерно 20 процентов населения. Хотя это испытание было объявлено вне закона в 1863 году, оно продолжало тайно практиковаться в Имерине и открыто в других частях острова.

Подавление христианства

Собор Андогало, построенный на скале в Антананариву, где Ранавалона жил в раннем малагасийском христианстве. казненных мучеников

После посещения Радамой I первой официальной школы Мадагаскара, основанной в Тоамасине в 1818 году членами Лондонского миссионерского общества (LMS), король пригласил первых христианских миссионеров-ремесленников в столицу город, чтобы поделиться своими знаниями. Начиная с декабря 1820 года миссионеры LMS открыли мастерские в Антананариву, чтобы обучать изготовлению кирпича, европейскому столярному делу и другим практическим навыкам, а также создали сеть государственных школ, где наряду с грамотностью обучали математике и английскому языку с использованием частей 194>Малагасийский язык Библия. Несмотря на высокую посещаемость в школах, LMS поначалу не смогла обратить учеников в христианство. Ближе к концу правления Радамы король стал считать нескольких обращенных малагасийцев непочтительными по отношению к королевской власти. Он запретил малагасийцам креститься или посещать христианские службы.

Преемственность Ранавалоны изначально привела к ослаблению государственного контроля над христианством. Печатный станок, который был импортирован миссионерами LMS в конце правления Радамы, был эффективно введен в эксплуатацию только в 1828 году. Печатный станок наиболее активно использовался в течение первых нескольких лет правления Ранавалоны, когда были переписаны тысячи гимнов и других материалов. и напечатал. Перевод Нового Завета был завершен на втором году ее правления, и между 1829 и 1830 годами было напечатано и распространено 3000 экземпляров. С начала своего правления Ранавалона запретила распространение книг среди военных, чтобы предотвратить подрывную деятельность и сохранить дисциплину. Однако она предоставила миссионерам полную свободу действий в управлении печатным станком и освободила от военной службы весь малагасийский персонал, обученный работе с печатным станком. В 1835 году был завершен перевод Ветхого Завета и напечатаны первые экземпляры. Свобода, разрешенная LMS и малагасийским христианам печатать религиозные материалы и преподавать религию в государственных школах в течение первых шести лет правления Ранавалоны, позволила этой религии прочно утвердиться среди небольшой, но растущей группы новообращенных в столице и вокруг нее. В 1831 году Ранавалона разрешила малагасийцам посещать церковные службы, совершать причастие и крестить своих подданных. В течение года крестились сотни малагасийцев; эти новообращенные были взяты из всех социальных слоев, включая рабов, простолюдинов, уважаемых старейшин, судебных чиновников и даже самопальных опекунов, которые считались оплотом традиционной культуры.

Обращение в веру основных религиозных, политических и социальных лидеров спровоцировало обратная реакция, которая заставила Ранавалону все более настороженно относиться к политическим и культурным последствиям христианства, которое, по ее мнению, привело малагасийцев к отказу от предков и их традиций. В октябре и ноябре 1831 года королева ввела запрет на христианские браки, крещения и церковные службы для солдат и членов правительства, обучающихся в миссионерских школах, а в декабре распространила запрет на посещение церковных служб на всех малагасийских. С 1832 по 1834 годы крещения и церковные службы продолжались, все чаще тайно. В течение этого времени несколько христиан каждый год обвинялись в колдовстве и изгонялись или подвергались испытанию тангена, и Ранавалона потребовала отъезда трех миссионеров, оставив только тех, чьи особые технические навыки она считала ценными для государства. В 1835 году королева попыталась закрыть печатную машину, не обращаясь напрямую к LMS, запретив малагасийскому персоналу работать в типографии. Миссионеры LMS, извлекая выгоду из отсутствия юридических постановлений против их собственной работы в прессе, сумели продолжить самостоятельно печатать и распространять материалы.

Христианство предполагало отказ от исконных обычаев страны, установленных предыдущими монархами, которые были ее предки. Легитимность королевы полностью зависела от ее отношения к своим предшественникам, которые передали ей королевство. Более того... она была королевой, потому что была потомком королевских предков, которые в мистическом смысле были предками всех мерин. Отрицать ее мистическую силу означало отречься не только от нее, но и от предков, квинтэссенции добра и благословений... Она была хранительницей святой веры... Следовательно, христианство было изменой... по словам Ранавалоны, это было " замена почтения ее предков, Андрианампоинмерины и Радамы, уважением к предку белых: Иисусу Христу ". Она рассматривала введение новой религии как политический акт, и нет никаких сомнений в том, что она была права.

Морис Блох, «От благословения к насилию» (1986)

В кабарской речи 26 февраля 1835 года королева Ранавалона официально запретила исповедовать христианство среди своих подданных. В своем выступлении она старалась проводить различие между своим собственным народом, для которого новая религия была запрещена и ее исповедание каралось смертной казнью, и иностранцами, которым она позволяла свободу религии и совести. Кроме того, она признала ценный интеллектуальный и технологический вклад, который европейские миссионеры внесли в развитие ее страны, и предложила им продолжить работу в этом направлении при условии, что их прозелитизм прекратится:

«Английским или французским незнакомцам: Я благодарю вас за добро, которое вы сделали на моей земле и в моем королевстве, где вы явили европейскую мудрость и знания. Не беспокойтесь сами - я не изменю обычаи и обряды наших предков. Тем не менее, кто бы ни нарушал законы моего королевства будет предан смерти - кем бы он ни был. Я приветствую всю мудрость и все знания, которые полезны для этой страны. Было бы пустой тратой времени и усилий усвоить обычаи и обряды моих предков. Что касается религиозной практики - крещение или собрания - моим людям, населяющим эту землю, запрещено принимать участие ни в воскресенье, ни в течение недели. Что касается вас, иностранцы, вы можете практиковать в соответствии со своими манерами и обычаями. томы. Тем не менее, если есть умелая ручная работа и другие практические навыки, которые могут принести пользу нашим людям, применяйте эти навыки, и это принесет пользу. Это мои инструкции, которые я передаю вам ».

— Ранаваломанджака, Кабари, 26 февраля 1835 г.

Большинство миссионеров Лондонского миссионерского общества, чьей основной деятельностью было обучение христианскому богословию и грамотности в их недавно созданных школах, используя Библия как основной текст на малагасийском языке покинула остров. Джеймс Кэмерон и другие ключевые миссионеры предпочли покинуть остров, а не оставаться на острове без разрешения для обращения в свою веру. Два последних миссионера решили продолжить обучение практическим навыкам в надежде, что ограничения могут быть ослаблены, но через год, после получения косвенной информации о том, что правительство желает их ухода, они закрыли миссию LMS и покинули Мадагаскар.

В соответствии с указом от 26 февраля те, у кого была Библия, поклонялись в прихожане или продолжали исповедовать христианство, были оштрафованы, заключены в тюрьму, закованы в наручники, подвергнуты суровому испытанию или казнены. Lurid acco О казнях и пытках христиан сообщали миссионеры с информаторами на острове, которые делали акцент на том, что они считали жестокостью действий королевы. Например, они сообщили о публичной казни 15 христианских лидеров возле дворца королевы, которые были подвешены на веревках в 150 футах над ущельем, заполненным камнями, прежде чем веревки были перерезаны за их отказ отречься от христианства. Собор Андогало был построен на этом обнажении в память о первых малагасийских христианах, замученных на этом месте. Трудно определить точное количество малагасийских граждан, казненных по религиозным мотивам во время правления Ранавалоны. Британский миссионер на Мадагаскар W.E. Камминс (1878) оценивает число казненных в диапазоне от 60 до 80. Гораздо больше было необходимо пройти через испытание тангена, приговорить к каторжным работам или лишить земли и собственности, и многие из них погибли. Гонения на христиан усилились в 1840, 1849 и 1857 годах; в 1849 году, который Cummins считает худшим из этих лет, 1900 человек были оштрафованы, заключены в тюрьму или иным образом наказаны за свою христианскую веру, 18 из которых были казнены.

Защита суверенитета

Ранавалона направил послов в Великобританию с 1836 по 1837 год.

Правление Ранавалоны было отмечено борьбой между Францией и Великобританией за усиление своего влияния на Мадагаскаре. Французы, владевшие несколькими небольшими островами у Мадагаскара, были заинтересованы в получении контроля над главным островом, но против этого шага выступили британцы, которые были заинтересованы в обеспечении безопасного прохода в Индию. Ранавалона проводил политику опоры на собственные силы, чтобы ограничить влияние иностранных держав.

Вскоре после вступления на престол Ранавалона аннулировал англо-меринский договор, заключенный между Радамой и британскими посланниками, и отказался продолжать получать ежегодные выплаты из Великобритании в обмен на соблюдение условий договора. Самым значительным из этих условий было неучастие королевства в международной работорговле, которая исторически была основным источником дохода для королевств Имерина, Бетсимисарака, Сакалава и других по всему острову. Одним из последствий прекращения договора о дружбе между англо-меринскими и меринскими народами стало прекращение поставок современного оружия, что сделало королеву уязвимой для планов против нее со стороны иностранных держав и очагов местного сопротивления. Эта уязвимость была подчеркнута в 1829 году, когда флот из шести французских кораблей предпринял неспровоцированную атаку на форт Фулпойнт и близлежащий город Ивондро на восточном побережье Мадагаскара. Армия королевы успешно отбросила французов в следующем порту, заставив корабли добраться до Иль-Сент-Мари, где они наняли дипломатического посланника, посланного из Антананариву Ранавалоной. Затянувшиеся переговоры привели к тому, что французы пострадали от малярии, распространенной в прибрежных районах, до тех пор, пока растущие потери не вынудили корабли покинуть территорию Ранавалоны.

Королева обратила внимание на то, что француз Жан Лаборд, который потерпел кораблекрушение у Мадагаскара в 1832 году, хорошо разбирался в производстве пушек, мушкетов и пороха. Ранавалона предоставила ему рабочую силу и материалы для создания фабрик, которые удовлетворяли материальные потребности ее армии, тем самым положив конец зависимости королевства от Европы в современном оружии.

Иностранные заговоры

Сын и наследник Ранавалоны, принц Ракото ( позже король Радама II)

Французы стремились ускорить преемственность Радамы II в интересах извлечения выгоды из Хартии Ламберта, соглашения 1855 года между французским представителем Жозефом-Франсуа Ламбером и Радамой, которое могло только войти в влияние на престолонаследие принца. Хартия гарантировала Ламберту и его деловым партнерам первые права на эксплуатацию многих товаров и природных ресурсов острова. Согласно британскому отчету, Ламберт вступил в сговор с Жаном Лабордом и местными лидерами, чтобы убедить Радаму II подписать документ, написанный на французском языке - языке, которым принц не владел свободно, - который Ламберт устно перевел как содержащий только отчет о чрезмерном давлении на Политика королевы возлагалась на ее подданных. Радама, симпатизировавший простолюдинам и заинтересованный в облегчении их бремени, но подозрительно относившийся к истинной цели письма, неохотно подписал документ под сильным давлением французов. Ему не сказали, что в письме содержится просьба о военном вмешательстве Франции, которое потенциально могло бы привести Мадагаскар под власть Франции. Однако Франция не собиралась предпринимать такие действия без согласия Британии, чье влияние было хорошо установлено на острове, и отказалась ходатайствовать от имени принца. Тем временем Радама, которого заставили поклясться Библией ни с кем не говорить о письме, настолько обеспокоился, что связался с британским дипломатом, тем самым раскрыв истинные обстоятельства, при которых было подписано письмо. Британцы отказались сотрудничать во французском заговоре, и нападение было предотвращено. Однако, по словам Ламберта, принц действительно был активным партнером в попытке положить конец правлению Ранавалоны, и его собственные истинные чувства по поводу этого начинания были искажены британскими дипломатами.

Не получив поддержки Власти европейского государства, чтобы посадить Радаму на трон и привести договор в силу, Ламберт решил самостоятельно спровоцировать государственный переворот. Он прибыл ко двору Ранавалоны в мае 1857 года в компании знаменитой австрийской путешественницы XIX века Иды Пфайфер, которая стала невольным участником заговора. Она задокументировала свою точку зрения на эти события в одной из своих последних работ. По словам Пфайффера, Радама и Ламберт планировали свергнуть королеву 20 июня, когда министры и солдаты, верные Радаме, проникнут на территорию Ровы и заявят о лояльности принцу и поддержке политического перехода. Пфайффер обвинил в провале заговора Райнилайаривони, тогдашнего главнокомандующего армией, который, как сообщается, не смог обеспечить присутствие во дворе солдат, лояльных Радаме. Однако, согласно британскому отчету, Радама лично предупредил королеву о заговоре, в котором его сотрудничество было всего лишь уловкой, чтобы поймать заговорщиков. В сообщении утверждалось, что Ранавалона умышленно позволила заговору развернуться почти до его завершения, чтобы удостовериться в лояльности ее членов правительства. После обнаружения заговора европейцы были в основном ограничены своими домами на территории дворца и им было запрещено принимать посетителей до тех пор, пока в конце июля не был отдан приказ немедленно и навсегда покинуть территорию королевы.

Наследование и смерть

В то время как королева назначила своего сына, Радаму II, своим преемником, Райнимахаро и консервативная фракция знали о его прогрессивных наклонностях и вместо этого пытались гарантировать, что племянник королевы, Рамбоасалама, придет к власти и сохранит лояльность к ним и их политическая повестка дня. Прогрессивные братья Райнивонинахитриниони и Райнилайаривони, которые были со-премьер-министром королевы и главой армии соответственно на момент ее смерти, поддержали преемственность Радамы и смогли оказать большее влияние, чем Рамбоасалама, особенно в обеспечении поддержки армией претензий князя на престол. Когда Ранавалона лежал на смертном одре, Радама принял меры предосторожности, чтобы его преемственность не оспаривалась, окружив свою резиденцию в Рове в Антананариву несколькими сотнями солдат и отправив члена семьи Рамбоасаламы, чтобы тот доставил его в Рову, чтобы принести публичную присягу. верность новому королю, которому он подчинялся.

16 августа 1861 года Ранавал Она умерла во сне во дворце Манджакамиадана в Рове Антананариву. Двенадцать тысяч зебу были зарезаны, и их мясо было роздано населению в ее честь, а официальный период траура длился девять месяцев. Ее тело было положено в гроб из серебра пиастров в гробнице в королевском городе Амбохиманга. Во время ее похорон искра случайно воспламенила ближайшую бочку с порохом, предназначенную для использования на церемонии, в результате чего произошел взрыв и пожар, в результате которых погибло несколько прохожих, а также разрушены три исторические королевские резиденции в районе Нанджакана, где проходило мероприятие. В 1897 году французские колониальные власти извлекли из земли и переместили тело королевы и останки других правителей Мерины в гробницы в Рове Антананариву в попытке десантифицировать Амбохимангу. Ее кости были помещены в гробницу королевы Расохерины. Ее сын, принц Ракото, сменил ее на посту короля Радамы II.

Наследие

Традиционалистская политика Ранавалоны была резко отменена во время правления ее сына, короля Радамы II. Широко распространенная эпидемия "одержимости духом" по всей Имерине последовала за публичным обращением Радамы в христианство и была широко приписана возмущенному духу Ранавалоны I.

Иностранные современники королевы решительно осуждали ее политику и рассматривали ее как действия тиран или даже сумасшедшая - характеристика, которая сохранялась в западной исторической литературе до 1970-х годов. Хотя Ранавалона традиционно изображалась как жестокий и ксенофобный тиран, в более поздних исторических исследованиях она обычно рассматривается как проницательный политик, эффективно защищающий политический и культурный суверенитет своей страны от посягательств Европы. Сегодня на Мадагаскаре малагасийцы центрального нагорья обладают сложными и разнообразными видами, варьирующимися по всему этому спектру. Большинство осуждают ее правление в соответствии с негативными описаниями Ранавалоны в нынешних малагасийских учебниках истории; эта точка зрения наиболее распространена среди малагасийских христиан. Другие восхищаются ее усилиями по сохранению малагасийских традиций и независимости. Большинство, независимо от их чувств к ее внутренней политике, считают ее выдающейся фигурой в малагасийской истории и одобряют ее силу как правителя в период напряженности с европейскими державами.

Беллетризованный рассказ о Ранавалоне и ее дворе. появляется в романе Леди Флэшмена Джорджа Макдональда Фрейзера. Главный герой, солдат и секретный агент по имени Гарри Пэджет Флэшмен, становится военным советником и любовником Ранавалоны.

См. Также
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Ранавалона I.
Ссылки
Библиография
Королевские титулы
Предшественник. Радама I Королева Мадагаскара. 11 августа 1828 г. - август 16, 1861Преемник. Радама II
Последняя правка сделана 2021-06-03 07:57:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте