Согласно индуистской мифологии, Апасмара - карлик, олицетворяющий духовное невежество (см. Также невежество ) и бессмысленную речь. Он также известен как Муялака или Муялакан . Чтобы сохранить знание в мире, Апасмару нужно подчинить, а не убить, поскольку это нарушит необходимый баланс между духовным знанием и невежеством. Убийство Апасмары символизировало бы обретение знания без (существенных) усилий, самоотверженности и тяжелой работы, и это привело бы к обесцениванию знания во всех его формах. Чтобы подчинить Апасмару, Господь Шива принял форму Шри Накараджи - Повелителя Танца и исполнил космический танец Танава. Во время этого танца Шри Нагараджа подавил Апасмару, раздавив его правой ногой. Поскольку Апасмара - один из немногих демонов, обреченных на бессмертие, считается, что Господь Шива навсегда остается в своей форме Шри Накараджи, подавляя Апасмару на всю вечность <. 126>Правая ступня [Натараджи] упирается прямо в ужасное маленькое недочеловеческое существо - демон Муялака. Карлик, но безмерно могущественный в своей злобе, Муялака - воплощение невежества, проявление алчного, собственнического самости. Дави на него, сломай ему спину! Именно это и делает Натараджа. Попирая маленького монстра правой ногой. Но заметьте, что он указывает пальцем не на эту топчущую ногу; это левая ступня, ступня, которую, когда он танцует, он поднимается из-под земли. И почему он на это указывает? Зачем? Эта приподнятая ступня, этот танцующий вызов силе тяжести - это символ освобождения, мокши, освобождения.
Этот мифологический карлик обычно изображается с рукой в Añjali Mudrā. Он часто изображается в этой позе в изображениях Натараджи. В некоторой другой интерпретации он рассматривается как карлик вамана (аватар Вишну), изображающий более широкий сектантский антагонизм.
Суффикс smāra (от smaranam - «высказывания») означает «речь». Составное слово apasmāra означает «тарабарщина », т.е. бессмысленная или неразборчивая речь. Концепция аюрведической болезни «Апасмара» (см. Ниже) относилась к определенным неврологическим расстройствам, имеющим такую речь в качестве симптома, но, учитывая отсутствие в то время таких современных дополнений к диагностике, как сканирование мозга, сейчас трудно определить с какой-либо точностью, что все это могло быть.
Концепция Апасмара в Тюрведе относится к группе неврологических расстройств, одно из которых может быть идентифицировано как эпилепсия : согласно Махарши Чараке, существует 4 типа апасмары. Эти 4 типа апасмары - это ватаджа, питаджа, капахаджа и саннипатаджа. Чаракхас ввел эту классификацию в зависимости от различных даш тела.
Недавняя работа Рупы Бхати, анализирующая символику Натараджи иконы Шивы, показала наличие образов, относящихся не только к мифологии и иконографии расширенного сознание, но и к астрономии. Бхати интерпретирует демона Апасмару в его астрономической форме как созвездие Лепус (индийский Муяла - также кролик или заяц), как представляющий забывчивость, в частности забывчивость в отношении звезды Канопус (приравнивается в Индии к мудрецу Агастья ), где Апасмара / Муяла представляет / заменяет Агастью, когда последний не виден в Индии на определенных широтах; и, возможно, также забывчивость наводнения, совпадающего с событием сверхновой, которое отмечается на некоторых южноиндийских праздниках (отмечаемых в Новый год / мартовское равноденствие ) в честь лорда Шива. Лунные ассоциации зайца во многих культурах также совпадают с ассоциацией Апасмары и его созвездия Лепуса с патологическими психическими состояниями, хотя концепция безумия (т.е. лунное безумие »). Бхати утверждает, что Рудра, охотник (ср. Орион (мифология) ) и Апасмара должны быть приравнены к созвездиям Кооту и Муялака, которые использовались навигаторы Малабара и идентифицируются с западными созвездиями Охотник Орион и Лепус-Заяц.
Шива / Рудра / Орион (как Натараджа - «Повелитель Танца»), ступая ногами по Апасмаре, освобождает Агастью из когтей невежества, отслеживая восхождение Агастьи. - Канопус в ночном небе весны, вид на горизонте на разных широтах Индийского полуострова.
.