Анеран

редактировать
Этнолингвистический термин, обозначающий "неарийский"

Anērān (среднеперсидский, 𐭠𐭭𐭩𐭥𐭠𐭭) или Anīrân (Современный персидский, انیران) - этнолингвистический термин, означающий «не иранский » или «не Иран "(неарийский). Таким образом, в общем смысле "Аниран" означает земли, на которых иранские языки не говорят. В уничижительном смысле он означает «политического и религиозного врага Ирана и зороастризма."

. Термин« Аниран »происходит от среднеперсидского анерран, пехлеви nyrʼn, an антоним ērān, который, в свою очередь, обозначал либо народ, либо Сасанидскую империю. Однако «в зороастрийской литературе и, возможно, в сасанидской политической мысли, этот термин также имеет явно религиозный оттенок. Человек анер не просто неиранец, но и определенно не зороастрийец; и анер также обозначает поклонников dēws («демонов») или приверженцев других религий. «В этих текстах с девятого по двенадцатый век« арабы и турки называются анер, как и все мусульмане, последнее скрыто ».

В надписях

В официальном употреблении термин впервые засвидетельствован в надписях Шапура I (годы правления 241–272), который называл себя «царем царей Эрана и Анерана». Претензии Шапура к Анерану отражали победы императора над Валерианом и Филиппом и предъявляли претензии к Римской империи, врагов государства Сасанидов. Это также отражено в надписи Шапура I в Кааба-йе Зартошт, где император включает Сирию, Каппадокию и Киликию - все три ранее захваченные у римлян - в его списке территорий Анерана.

Провозглашение «царем царей Эрана и Анерана» оставалось основным эпитетом для последующие династии Сасанидов. Тридцать лет спустя Шапур, зороастрийский первосвященник Картир включил Кавказ и Армению в свой список территорий Анерана. В этом случае надпись Картира (также в Ka'ba-ye Zartosht ) противоречит надписи Шапура, который включал те же две области в свой список областей Арана.

В священных писаниях и фольклоре

В зороастрийских текстах IX-XII веков легендарный туранский царь и военачальник Афрасиаб (вместе с Дахагом и Александром Великий ) наиболее ненавистные существа, которых Ариман (авестийский Ангра-Майнью) выставил против иранцев (Занд-и Вахман ясн 7.32; Меног-и Крад 8,29)

В Шахнаме поэт Фирдоуси опирается на зороастрийские писания (с должной атрибуцией) и сохраняет ассоциацию анерана с туранцами. С точки зрения дома Фирдоуси в Хорасане, эта идентификация совпадает с авестийским представлением (например, Вендидад 7.2, 19.1) о том, что земли Ангра-Майнью (среднеперсидский: Ахриман) лежали на север. Однако в деталях эти два источника расходятся. В Авесте Согдия (Авестанская Согдха, современный Согд и Самаркандская области ) не является Анераном - Согдия - одна из шестнадцати земель, созданных Маздой, не одна из земель Ангра-Майнью.

Тем не менее, для Фирдоуси разделение между Араном и Анераном столь же жесткое, как и в Авесте: Когда изначальный царь Ферейдун (авестийский raētaona) делит свое царство - весь мир - между своими тремя сыновьями, он передает семитские земли на западе старшему, земли на севере своему среднему сыну Туру (авестийский турья, отсюда и название «туранский»), и Ērān своему младшему (Шахнаме 1.189). По сюжету это разделение приводит к семейной вражде, в которой союз двух старших сыновей (правящих землями Anērānian) сражается с силами самого младшего (иранцев). Иранцы побеждают.

Для Фирдоуси туранцы / анеранцы (часто употребляемые как синонимы), несомненно, злодеи мира. Их конфликт с иранцами является основной темой Шахнаме и составляет более половины текста. Смерть героев и других выдающихся личностей часто приписывают туранцам. Так, Шахнаме 5.92 говорит, что туранский налетчик по имени Тур-Баратур убил 77-летнего Зороастра в Балхе.

Библиография
Последняя правка сделана 2021-06-11 01:58:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте