В лингвистике, анафора () - это использование выражения, интерпретация которого зависит от другого выражения в контексте (его антецедент или постцедент). В более узком смысле, анафора - это использование выражения, которое зависит конкретно от предшествующего выражения и, таким образом, контрастирует с катафора, которое является использованием выражения, которое зависит от последующего выражения. Анафорический (ссылающийся) термин называется анафорой . Например, в предложении Салли прибыла, но ее никто не видел, местоимение она является анафорой, относящейся к предшествующей Салли. В предложении «До ее прибытия» Салли никто не видел, местоимение «her» относится к последнему Салли, так что теперь она катафора (и анафора в более широком, но не более узком смысле). Обычно анафорическое выражение - это проформа или какой-либо другой вид дейктического (контекстно-зависимого) выражения. И анафоры, и катафора являются разновидностями эндофора, имея в виду что-то упомянутое в другом месте в диалоге или тексте.
Анафора является важным понятием по разным причинам и на разных уровнях: во-первых, анафора указывает, как дискурс строится и поддерживается; во-вторых, анафора связывает различные синтаксические элементы на уровне предложения; в-третьих, анафора представляет проблему для обработки естественного языка в компьютерной лингвистике, поскольку идентификация ссылки может быть затруднена; и, в-четвертых, анафора частично показывает, как язык понимается и обрабатывается, что актуально для областей лингвистики, интересующихся когнитивной психологией.
Термин анафора на самом деле используется двояко.
В широком смысле означает акт ссылки. Каждый раз, когда данное выражение (например, проформа) относится к другой контекстной сущности, анафора присутствует.
Во втором, более узком смысле, термин анафора обозначает действие обратной ссылки в диалоге или тексте, например, обращение влево, когда анафора указывает влево на свой антецедент в языках, которые написаны с слева направо. Этимологически анафора происходит от древнегреческого ἀναφορά (анафора, «несущий назад»), от ἀνά (ана, «вверх») + φέρω (phérō, «несу»). В этом узком смысле анафора отличается от катафора, которая рассматривает акт обращения вперед в диалоге или тексте или указание вправо в языках, которые пишутся слева направо: древнегреческий καταφορά ( kataphorá, «движение вниз»), от κατά (katá, «вниз») + φέρω (phérō, «я несу»). Проформа - это катафора, когда она указывает вправо на свой постцедент. Оба эффекта вместе называются либо анафорой (в широком смысле), либо менее двусмысленно, вместе с самоотчетом они составляют категорию эндофора.
Примеры анафоры (в узком смысле) и катафоры приведены далее. Анафоры и катафоры выделены жирным шрифтом, а их предшественники и постцеденты подчеркнуты:
Еще одно различие проводится между эндофорическими и экзофорическими ссылками. Экзофорная референция возникает, когда выражение, экзофор, относится к чему-то, что непосредственно не присутствует в лингвистическом контексте, а скорее присутствует в ситуационном контексте. Дейктические проформы - это стереотипные экзофоры, например
Экзофоры не могут быть анафорами, поскольку они не имеют существенного отношения к диалогу или тексту, хотя возникает вопрос, к каким частям беседы или документа обращается слушатель или читатель с помощью относительно того, все ли ссылки, на которые указывает термин в этом языковом потоке, замечены (т. е. если вы слышите только отрывок из того, что кто-то говорит, используя местоимение ее, вы никогда не узнаете, кто она такая, хотя, если бы вы говорящий говорил в том же случае, вы можете узнать, кто она, либо с помощью анафорического откровения, либо с помощью экзофорического подтекста, потому что вы понимаете, кем она должна быть в соответствии с тем, что еще говорят о ней, даже если ее личность не упоминается явно, как в случай гомофорная ссылка ).
Слушатель может, например, осознать, слушая другие предложения и предложения, что он - Королева из-за некоторых упомянутых ее атрибутов или действий. Но какая королева? Гомофорная ссылка возникает, когда общая фраза приобретает конкретное значение благодаря знанию ее контекста. Например, референт фразы «Королева» (с подчеркнутым определенным артиклем, не менее конкретным «Королева», но также не более конкретным «Королева Елизавета») должен определяться контекстом высказывания, который идентифицирует личность рассматриваемой королевы. До тех пор, пока не будут раскрыты дополнительные контекстные слова, жесты, изображения или другие средства информации, слушатель даже не будет знать, о какой монархии или историческом периоде идет речь, и даже после того, как ее зовут Элизабет, не знает, даже если обозначается англо-британская королева Елизавета, если эта королева имеет в виду королеву Елизавету I или королеву Елизавету II и должна дождаться дополнительных подсказок в дополнительных сообщениях. Точно так же, обсуждая «мэра» (города), личность мэра должна пониматься в широком смысле через контекст, который в речи упоминается как общий «объект» понимания; имеется в виду конкретное человеческое лицо, нынешний, будущий или прошлый чиновник, офис в строгом юридическом смысле или офис в общем смысле, который включает в себя действия, которые мэр может проводить, может даже ожидать, что он будет вести, в то время как они могут не должны быть явно определены для этого офиса.
Термин анафора используется особым образом в традиции генеративной грамматики. Здесь он обозначает то, что обычно называют рефлексивным или взаимным местоимением, например, он или друг друга в английском языке, и аналогичные формы в других языках. Использование термина анафоры в этом узком смысле уникально для порождающей грамматики и, в частности, для традиционной связывающей теории. Эта теория исследует синтаксические отношения, которые могут или должны иметь место между данной проформой и ее антецедентом (или постцедентом). В этом отношении анафоры (возвратные и взаимные местоимения) ведут себя совсем иначе, чем, например, личные местоимения.
В некоторых случаях анафора может относиться не к своему обычному антецеденту, а к его дополнительному набору. В следующем примере а анафорическое местоимение они относятся к детям, которые едят мороженое. Напротив, в примере b они, по-видимому, относятся к детям, которые не едят мороженое:
В более узком определении анафорическое местоимение должно относиться к некоторому существительному (фразе) это уже было введено в дискурс. Однако в случаях дополняющей анафоры анафора относится к чему-то, что еще не присутствует в дискурсе, поскольку референт местоимения ранее не вводился, включая случай «все, кроме» того, что было введено. Набор детей, поедающих мороженое в примере b, вводится в дискурс, но затем местоимение, которое они относятся к набору детей, не употребляющих мороженое, а это набор явно не упоминается.
Обе семантические и прагматические соображения связаны с этим явлением, которое, следуя теории репрезентации дискурса с начала 1980-х годов, как, например, работы Кампа (1981) и Heim (File Change Semantics, 1982), и, как, например, работа Барвайза и Купера (1981), изучалась в серии психолингвистических экспериментов в начале 1990-х годов Мокси и Сэнфордом (1993) и Сэнфордом и др. (1994). В дополнительной анафоре, как и в случае местоимения в примере b, эта анафора относится к некоторому набору дополнения (т.е. только к набору детей, не питающихся мороженым) или к максимальному набору (то есть для всех детей, как детей, которые едят мороженое, так и детей, которые не едят мороженое) или некоторый гибридный или вариантный набор, включая потенциально один из тех, которые указаны справа от примера b. Различные возможные референты в дополнительной анафоре обсуждаются Corblin (1996), Kibble (1997) и Nouwen (2003). Разрешение анафоры комплемента представляет интерес для того, чтобы пролить свет на доступ мозга к информации, вычислениям, мысленному моделированию, коммуникации.
Существует множество теорий, которые пытаются доказать, как анафоры связаны и прослеживаются до их предшественников, одна из которых - теория центрирования (Grosz, Joshi, and Weinstein, 1983). Используя вычислительную теорию мышления с точки зрения языка, центральная теория дает вычислительный анализ лежащих в основе антецедентов. В своей первоначальной теории Гросс, Джоши и Вайнштейн (1983) предполагают, что одни дискурсивные сущности в высказываниях являются более «центральными», чем другие, и эта степень центральности налагает ограничения на то, что может быть антецедентом.
Теоретически существуют разные типы центров: обращенные вперед, обращенные назад и предпочтительные.
Ранжированный список сущностей дискурса в высказывании. Ранжирование обсуждается, некоторые сосредотачиваются на тета-отношениях (Йылдырим и др., 2004), а некоторые предоставляют исчерпывающие списки.
Самая высоко оцененная сущность дискурса в предыдущем высказывании.
Сущность дискурса с наивысшим рейтингом в предыдущем высказывании, реализованная в текущем высказывании.