Амфилохий Иконийский

редактировать
Святой Амфилохий епископ Иконийский, из Менологион Василия II

Амфилохий Иконийский (греч : Ἀµφιλόχιος Ἰκονίου) был христианским епископом четвертого века, сыном Каппадокийская выдающаяся семья, родившаяся, возможно, в Кесарии, ок. 339/340, умер вероятно 394–403. Его отец был выдающимся юристом, а мать Ливия отличалась кротостью и мудростью. 22 ноября его почитают как святого.

Вероятно, он был двоюродным братом Григория Назианзина и воспитывался в религиозной атмосфере христианской аристократии своей родной провинции.. Он изучал право в Антиохии у Либания, практиковал в Константинополе, но вскоре ушел на пенсию, чтобы вести религиозную жизнь рядом со своим другом и родственником, «теологом» Назианзина.

Вскоре он оказался в кругу влияния вокруг Василия Кесарийского и, кажется, какое-то время был членом христианского «Города Бедных», который Василий построил в Кесарии. В начале 374 г. он был епископом важной иконийской кафедры, вероятно, поставленной туда Василием, которому он продолжал помогать в церковных делах Каппадокии до самой смерти Василия (379 г.). С тех пор он оставался в тесных отношениях с Григорием Назианзином и сопровождал его на Константинопольский собор (381 г.), где Иероним встречался и беседовал с ним (De Vir. Ill., c. 133).

В истории теологии он занимает видное место благодаря своей защите божественности Святого Духа против македонцев. Именно ему Василий посвятил свой труд «О Духе Святом». Он написал аналогичное произведение, ныне утерянное. Мы знаем, однако, что он читал ее Иерониму по случаю их встречи в Константинополе.

Его отношение к арианству иллюстрируется хорошо известным анекдотом о его аудиенции с Феодосий I и его сын Аркадий. Когда Император упрекнул его за игнорирование присутствия своего сына, он напомнил ему, что Господь вселенной ненавидит тех, кто неблагодарен к Его Сыну, их Спасителю и Благодетелю.

Он был очень энергичным против Мессалийцы, и способствовали искоренению этой группы. Василий, назначивший его своим епископством, высокого мнения об Амфилохии. В следующем поколении Феодорет описал его очень лестно, и его цитируют соборы уже в 787. Иероним также включает его как одного из каппадокийцев в список христианских образцов светской эрудиции. Поскольку Амфилохий начал изучать богословие только после того, как стал епископом, его работа сохраняет определенную простоту. По словам Жоржа Флоровского, в его богословских трудах становится очевидным, что у него нет философского фона или особого интереса к нему. Его писательство зависело от его потребностей как пастора и учителя в борьбе с ересью. Тем не менее, Флоровский также хвалит свои произведения как «вдохновленные спокойной и искренней верой» и гомилетическое использование риторики, описывая их как «напоминающие Григория Богослова».

Содержание
  • 1 Работы
  • 2 Мысли
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Редакции
  • 6 Исследования
Работы

Большая часть работ Амфилохия был потерян. Сохранилось восемь проповедей, в том числе самая старая из известных проповедей на Праздник очищения Господа (In Occursum Domini). Речь в Середину Пятидесятницы (В Мезопентокостеме), которая относится к празднику Середины Пятидесятницы, является ложной. Его стиль и забота об исторической точности ставят Амфилохия на место предшественника Иоанна Златоуста, на которого он, возможно, повлиял. В дополнение к его проповедям есть также послание иконийскому собору 376 г. и дидактический труд (сомнительная достоверность) Epistula Iambica ad Seleucum. Поддельный «Ямбик Селевку» предлагает ранний и важный каталог канонических писаний; другие ложные фрагменты, распространенные под его именем, взяты из библейских бесед, догматических писем и спорных сочинений. Полемический трактат «Против ложного аскетизма» Амфилохия Иконийского прямо направлен против верований и обычаев «энкратитов » и «апотактитов » сельской Ликаонии. Вроде написано во второй половине 370-х гг.

Его единственная подлинная сохранившаяся работа, согласно Барденхуэру, «Epistola Synodica», письмо против македонской ереси от имени епископов Ликаонии, и, вероятно, адресовано епископам Ликии.

Мысль

Богословие Амфилохия обычно следует по стопам его каппадокийских коллег, и он определяет Троицу по ипостационарным свойствам Сын как род и Дух как процессия. Однако он вводит новшество в обозначении ипостасей с помощью новой фразы «способ бытия» (τρόποι τῆς ὺπάρξεως). Это выражение не использовалось каппадокийскими отцами и было шагом к пониманию Троицы с помощью языка, направленного не на сущность, а на отношения. К началу пятого века эта фраза стала общепринятой в богословском употреблении.

Помимо своей тринитарной мысли, Амфилохий также предвосхитил более позднее богословское использование с его христологической терминологией «ипостаси». Настаивая на человеческой природе Христа, он пришел к выводу, что Христос имел две воли и две природы.

См. Также
Ссылки
Редакции
  • G. Ficker, Amphilochiana, I. Teil (Лейпциг, 1906).
  • C. Datema, Amphilochii Iconiensis Opera, Turnhout, Brepols 1978 (Corpus Christianorum, Series Graeca, 3).
Исследования
  • К. Холл, Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältnis zu den grossen Kappadoziern (Tübingen, 1904).
  • C. Бонис, «Ереси, с которыми боролись у Амфилохия» «Относительно ложного аскетизма», «Греческое православное богословское обозрение», 9,1 (1963), 79–96.
  • E. Россин, «Anfilochio di Iconio e il canone biblico« Contra Haereticos »», Studia Patavina 43,2 (1996), 131–157.

.

Последняя правка сделана 2021-06-10 19:36:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте