Алексей Душкин

редактировать
Советский архитектор
Алексей Николаевич Душкин
Алексей Душкин.jpg
Родился24 декабря 1904 г.. Александровка, Харьков Регион
Умер8 октября 1977 (1977-10-08) (72 года). Москва
НациональностьРусский
Род занятийАрхитектор
НаградыСталинская премия 1946
ЗданияМосковский метрополитен станции
ПроектыДворец Советов, 1932

Алексей Николаевич Душкин (24 декабря 1904 - 8 октября 1977) был советским архитектором, наиболее известным своими проектами 1930-х годов: Кропоткинская и Маяковская. станции Московского метрополитена. Он работал в основном на метро и железных дорогах, а также известен своим зданием красных ворот, одним из Семи сестер.

Содержание
  • 1 Ранние годы (1904-1934)
  • 2 Метро Душкина (1934-1943)
    • 2,1 Кропоткинская (1935)
    • 2,2 Площадь Революции (1938)
    • 2,3 Маяковская (1938)
    • 2,4 Автозаводская (1943)
    • 2,5 Новослободская (1952)
  • 3 Архитектор железных дорог (1943-1955)
  • 4 Здания
  • 5 См. Также
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Ранние годы (1904-1934)

Алексей Душкин изучал химию в Харькове три года с 1921 года, затем перевелся в архитектурное училище и окончил его в 1930 году. Душкин занимался градостроительством, составляя планы зонирования городов Донбасса ; он был соавтором проекта здания колледжа в Харькове в 1932 году. Душкин присоединился к левому художественному объединению, возглавляемому Аркадием Мордвиновым и Каро Алабяном. В 1932 году Душкин подал заявку на участие в конкурсе Дворца Советов. Его проект не получил главного приза, но получил приглашение в Москву, чтобы присоединиться к команде дизайнеров Дворца, а затем в Мастерскую №3 Ивана Фомина.

Метро Душкина (1934-1943)

Этот раздел основан на «Московском метрополитене. 70 лет» (журнал «Мировая архитектура» №14, 2005 г., см. Список литературы)

Кропоткинская (1935)

метро «Кропоткинская»

Наибольший шанс ему выпал на первую очередь Московского метрополитена. Два младших архитектора Душкин и Яков Лихтенберг удостоились почетного задания на проектирование станции метро «Дворец Советов» (ныне Кропоткинская ).

Выбор молодых неизвестных архитекторов для важнейшей станции остается загадкой. Авторы Московского метрополитена. 70 лет предполагают, что Душкин был замечен Лазаром Кагановичем, руководителем проекта метро, ​​во время конкурса Дворца Советов, а то и раньше, в Харькове (когда Каганович возглавлял украинское отделение Коммунистической партии).

Базовая трехпролетная столбчатая компоновка была исправлена ​​генеральными проектировщиками метро. Душкин работал в этих рамках и в очень сжатые сроки строительства (полгода от котлована до сдачи). Позже, в 1973 году, он резюмировал свой опыт: «Оптическая иллюзия ничего не стоит. Под землей свет является наиболее важным структурным элементом, который оживляет материалы и подчеркивает формы... Мое кредо - Кропоткинская. Мы говорили о египетском подземное наследие, где вершины колонн освещались масляными лампами. Этот выбор - лучший ответ подземной реальности ». Эта работа принесла ему Сталинскую премию в 1941 году и Гран-при на выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958).

Интересный факт: колонны Кропоткинской выглядят как ряд пальм. В 1935 году, когда открылась станция, ее холл был застроен живыми пальмами в деревянных чанах.

Площадь Революции (1938 г.)

Станция метро «Площадь Революции»

Эта станция глубокого выравнивания требовала тяжелых пилонов для поддержки сводов. В 1930-х годах архитекторы были одержимы тем, чтобы облегчить опасения пассажиров оказаться под землей, поэтому одной из задач было сделать эти пилоны более тонкими. Душкин предложил интересное решение - украсить пилоны более широкими арками, заполнив скульптурой щель между фальшивой и настоящей аркой. Он предположил, что это сузит воспринимаемую ширину пилонов.

Его первоначальный проект предусматривал барельеф скульптуры стоящих фигур в натуральную величину по углам и кружевные готические орнаменты на главном своде. Однако этого не произошло. Вместо этого Матвей Манизер, скульптор с политической поддержкой, предпочитал классические бронзовые скульптуры больших размеров, сидящие между поддельными арками и постаментом. В результате станция стала тяжелой и темной.

Маяковская (1938)

м. Маяковская

Маяковская, 33 метра под землей, была первой станцией глубокого выравнивания столбчатого типа (многочисленные столбчатые станции первой очереди, в том числе Кропоткинская, были неглубокие рядки, построены открытым способом).

Дизайн Душкина, хотя и является сталинской классикой, но находится в рамках ар-деко. Колонны облицованы нержавеющей сталью и розовым родонитом, полы и стены отделаны гранитом и мрамором четырех разных оттенков. 35 (33 видимых)) потолочных мозаик работы Александра Дейнеки «День в советском небе». Эти мозаики иногда критикуют за то, что они неадекватно малы для этой станции и неудобно размещаются в углубленных потолках. Душкин позже вспоминал: «Маяковская могла бы произвести большее впечатление. [Нам] не удалось реализовать все замыслы». Жена Душкина вспомнила, что, когда он проектировал станцию ​​в 1936-1937 годах, он просил ее сыграть его Баха или Прокофьева.

Станция была удостоена Гран-при 1939 New York World's Ярмарка. В 1941 году он использовался как бомбоубежище. 6 ноября 1941 г. здесь проходило Моссоветское собрание, на котором Иосиф Сталин выступил со своими братьями и сестрами... патриотической речью.

Автозаводская (1943)

Станция метро Автозаводская

1 января 1943 года, в разгар Сталинградской битвы, Московский метрополитен открыл новую станцию, продолжившую Горьковско- Замоскворецкая (ныне Замоскворецкая ) линия от площади Свердлова (ныне Театральная ) до завода имени Сталина (ныне Автозаводская ). (Две промежуточные станции Новокузнецкая и Павелецкая были открыты 20 ноября 1943 года.) Проектировщики выбрали простую колонную концепцию Душкина, подтвержденную довоенной практикой. Колонны Автозаводской уже, чем более ранние (и более поздние) образцы этого типа, что придает станции ощущение «воздушности».

Душкин выразил свое мнение о проекте:

«Мне нравится эта станция, потому что она сделана на одном дыхании. В ней ярко проявляется конструктивная сущность и, как в русских храмах, ясность изображения. рабочая форма »

При возрождении жены Душкина проектирование станции потребовало от автора значительных творческих усилий:

« Я хорошо помню, как проект станции «ЗИС» [Завод имени Сталина] Мой муж сделал несколько набросков, которые его не удовлетворили, он отложил работу и погрузился в книгу Тимирязева «Жизнь растений». Он проигнорировал мои вопросы, зачем ему это и только попросил сыграть фугу Баха. Закончив книгу, он сел за чертежную доску. Сделал одиннадцать набросков станции, но выбрал только один, который был реализован. Станция - это музыка и многоголосие. Спускаясь по эскалатору, колонны появляются одна за другой, а потом как бы объединяются в общее звучание - как финал ритм доведен до тонкости "

Новослободская (1952)

Эта станция на кольцевой линии, глубиной 40 метров, была первым в Москве применением витражей, технология, которая ранее ассоциировалась с римско-католической церковью и поэтому считалась неприемлемой в советской архитектуре. Эти стекла производились в Латвии по чертежам Павла Корина. Панели, встроенные в белые мраморные пилоны, уменьшают внешний вид тяжелой конструкции.

По словам жены Душкина, архитектор предложил витражи и фактически ездил в Ригу, чтобы осмотреть латвийские мастерские до войны (т.е. между августом 1940 г. и июнем 1941 г.). Эти планы материализовались десять лет спустя.

По словам Александра Стрелкова, младшего архитектора этого проекта, Душкин первоначально остановился на урановом стекле, как он однажды видел в Лондоне, и выбрал Веру Мухину. придавать форму стеклу. Однако руководство Госплана отклонило его запрос на уран, заявив, что «у вас будет больше шансов попросить золото, даже не мечтайте об уране». Душкин и Стрелков последовали совету, запросили и добыли настоящее золото для работы Павла Корина.

Архитектор железных дорог (1943-1955)

В 1943-1955 годах Душкин посвятил себя магистральным железным дорогам и возглавлял Архитектурный отдел и мастерская МПС. Душкин и его мастерская спроектировали железнодорожные станции, чтобы возместить военные потери ; В отличие от Маяковской, это настоящие образцы тяжеловесной сталинской архитектуры.

В 1947 году Душкин получил высшую награду, второй степени - право спроектировать одну из семи сестер Сталина. Второй класс, потому что первоначальные 8 черновиков были предварительно разбиты на четыре основных и четыре второстепенных проекта; Душкин вышел на второстепенный. Он получил Сталинскую премию за эскизный проект в 1949 году (совместно с Борисом Мезенцевым) и завершил строительство башни в 1951 году. Строительство осложнялось необходимостью подключения тоннеля к станции метро Красные ворота. и требовалась оригинальная криотехнология для бурения туннелей и выравнивания фундаментной плиты. Неудивительно, что позже в этом здании размещалось Министерство путей сообщения. В метро вернулся один раз, на Новослободскую.

В ноябре 1955 года вокзалы Душкина стали громоотводом знаменитого указа Никиты Хрущева «О ликвидации излишков в строительстве...», в котором прописано конец сталинской архитектуры. Хрущев утверждал, что стоимость и объем этих зданий были завышены в три раза выше разумных оценок. Остракизму подверглась и работа младших архитекторов Душкина. Душкин лишился кафедры главного архитектора путей сообщения. До 1974 года он оставался профессором Московского архитектурного института, но с 1955 года не построил ничего значительного.

Его внучка Наталья Душкина - архитектор и активный защитник природы.

Здания
См. Также
Источники
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Алексей Душкин.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 21:51:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте