Александр Константинович Воронский (Русский : Алекса́ндр Константи́нович Воро́нский) (8 сентября 1884 [OS 27 августа] - 13 августа 1937 г.) был выдающимся гуманистом марксистским критиком и редактором 1920-х гг. Левая оппозиция и Лев Троцкий во время и после Октябрьской революции. Произведения Воронского были спрятаны в Советском Союзе, пока его автобиография «Воды жизни и смерти» и антология «Искусство как познание жизни» не были переведены и опубликованы на английском языке.
Родился Воронский в селе Хорошавка Тамбовской губернии ; его отцом был сельский священник Константин Осипович Воронский, умерший, когда Александру было несколько лет. После посещения Тамбовского духовного училища в 1900 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию, где помог организовать нелегальную библиотеку для студентов семинарии. В 1904 году он вступил в большевистскую фракцию Российской социал-демократической рабочей партии, а в следующем году был исключен из семинарии за «политическую неблагонадежность». Он переехал в St. Петербург, где выполнял партийные задания и встречался с Владимиром Лениным ; в сентябре 1906 г. он был арестован и приговорен к году одиночного заключения. Вскоре после освобождения он был снова арестован во Владимире и приговорен к двум годам ссылки; По пути в Яренск в Вологодской губернии он встретил свою будущую жену, Серафиму Соломоновну Песину, другую молодую большевик. После окончания ссылки в 1910 году он переехал в Москву, а затем Саратов, где помог сформировать провинциальную группу большевиков и организовать ряд крупных забастовок. В январе 1912 года он был одним из 18 делегатов Пражской партийной конференции, на которой он вел протокол конференции и решительно выступал от имени массовой ежедневной рабочей газеты. По возвращении в Россию он продолжил подпольную работу и был повторно арестован 8 мая; его ссылка закончилась в сентябре 1914 года, когда он вернулся в Тамбов с женой и новорожденной дочерью Галиной, переехав в Екатеринослав в следующем году.
Когда пришла Февральская революция, он стал членом Одесского Исполкома Совета рабочих ». Депутаты и редактор местной большевистской газеты «Голос пролетариата». После Октябрьской революции он помог большевикам захватить власть в Одессе и в начале 1918 года переехал в Саратов, Москва, а затем Иваново, где помогал своему другу. Михаил Фрунзе редактировал газету «Рабочий край», возглавлял губком КПСС.
В январе 1921 года Воронский уехал в Москву, где встретился с Лениным и Горьким, чтобы обсудить планы новой «толщины. журнал "(традиционное русское сочетание литературного журнала и политического журнала), который назывался Красная нов (Красная целина), когда первый номер вышел в июне. В 1923 году он организовал новое издательство «Круг». На все более разобщенной культурно-политической сцене начала 1920-х годов Воронский присоединился к Троцкому и Анатолию Луначарскому и выступил против растущей власти Иосифа Сталина, который привел к к его падению в 1927 году, когда на него напали партия и Российская ассоциация пролетарских писателей, а в октябре он был освобожден от должности редактора журнала. В феврале 1928 г. он был исключен из партии, а в январе 1929 г. был объявлен арест. Однако он заставил свою оппозицию замолчать, был повторно принят в партию и позволил вернуться в Москву, где он продолжал писать и редактировать для Госиздата, но больше не был заметным критиком.
Воронский изложил идею эстетической оценки, упражнение в диалектическом материализме, которое сочетало поиск объективной истины со сложностью человеческих эмоций и чувств. Критика искусства Воронским противоречила искусственному изображению жизни, представленному в сталинской школе социалистического реализма. Воронский, как и Троцкий, рассматривал искусство как упражнение между субъективным и объективным миром художника, способствующее более глубокому пониманию человечества. Он писал, что эстетическая оценка требует строгой корреляции с природой изображаемого объекта.
Когда художественный образ кажется убедительным? Когда мы испытываем особое психическое состояние радости, удовлетворения, возвышенного покоя, любви или симпатии к автору. Это психическое состояние - эстетическая оценка произведения искусства. Эстетическому чувству нет узко-утилитарного характера; оно бескорыстно и в этом отношении органически связано с нашими общими представлениями о прекрасном (хотя, конечно, уже, чем эти представления). Эстетическая оценка произведения - критерий его правдивости или фальши. Художественная правда определяется и устанавливается именно через такую оценку.
— А. Воронский, Искусство как познание жизниВ 1934 году американец Макс Истман описывает все более несостоятельное положение Воронского в главе своей книги «Борьба Воронского за правду» Художники в форме. В 1935 г. снова исключен из партии, а 1 февраля 1937 г. арестован НКВД. 13 августа он был приговорен к расстрелу и, вероятно, казнен сразу после вынесения приговора.
Хотя Воронский считал себя ортодоксальным марксистом, он был далек от идеологической жесткости, которая была навязана после того, как Сталин взял власть в свои руки. Виктор Эрлих назвал его «гибким и гуманным» и написал:
Он сочетал политическую ортодоксальность с сильной личной приверженностью к литературе, приверженность, подкрепленная эстетикой, которая, хотя и не несовместима с марксизмом, могла быть легко истолкована в рамках советского марксизма как «буржуазно-идеалистическую» ересь. Для Воронского искусство не было в первую очередь вопросом мобилизации или манипулирования групповыми эмоциями во имя классового мировоззрения. Это была особая форма познания, во многом интуитивный способ постижения реальности... настоящий художник, вооруженный интуицией и творческой цельностью, не может не видеть и воплощать в своих работах определенные истины, которые противоречат его сознательной предвзятости и интересам.
Поэтому он поддерживал таких «идейно запутанных» писателей, как Борис Пильняк, Константин Федин, Всеволод Иванов и Леонид Леонов. и был одним из немногих партийных критиков, признавших дары Исаака Бабеля : «Неудивительно, что Красная Невада... стала одним из самых важных и читаемых российских периодических изданий в 20-е годы».
Он написал «Два прекрасных тома мемуаров» за жизнь и мертвой воды (русский текст ) (1927, 1929; тр. Как «Воды жизни и смерти», 1936).
Через двадцать лет после казни, в 1957 году, Воронский получил официальную государственную реабилитацию в СССР. Однако его работы по-прежнему подвергались жесткой цензуре и не подвергались критике. см социалистического реализма, а также растущей сталинской бюрократии со времен его правления левой оппозицией.
Очерки Воронского были переведены исследователем Фредериком Чоатом и опубликованы в книге «Искусство как познание жизни» в 1998 году, спустя четыре года после этого. обширных исследований в московских библиотеках в период с 1991 по 1995 год. Эти работы наконец стали доступны в результате распада Советского Союза и изменения политического климата.