Королевство Аква Акпа. Ата Акпа | |
---|---|
Город-государство | |
Изображение старых фабрик Калабара из книги Его Величества Стэнли «Конго и основание его свободное состояние; история работы и исследований (1885 г.) « | |
Южные штаты, включая Калабар | |
Координаты: 4 ° 57'N 8 ° 19'E / 4,950 ° N 8,317 ° E / 4,950; 8,317 Координаты : 4 ° 57'N 8 ° 19'E / 4,950 ° N 8,317 ° E / 4,950; 8,317 |
Аква Акпа , известные в Европе колонисты как Старый Калабар или Город Герцога, был городом-государством Эфик, процветавшим в 19 веке на территории нынешней южной Нигерии. Город-государство с сегодняшнего дня простиралось Калабар до Бакасси на востоке и Орон на западе. Хотя сейчас он поглощен Нигерией, традиционные правители государства до сих пор признаны. Государство занимало территорию, которая сейчас является современным городом Калабар.
Эфик говорят на языке из подгруппы Оболо языковой группы Нигер-Конго. Они стали державой на побережье бухты Биафра к началу 18 века, к тому времени семьи герцогов и Эямба стали их лидерами. Они селились в больших укрепленных деревнях вдоль водных путей, в рыхлой федерации без верховного правителя, живя за счет рыболовства и земледелия. Самыми крупными поселениями были Икот Итунко, Обутонг и Ибоку Атапка. В 19 веке британцы переименовали их в Крик-Таун, Старый город и Герцогский город.
Традиционная религия Эфик считает, что Абаси создал вселенную. Одна традиция гласит, что жена Абаси Атаи убедила его позволить двум своим детям, дочери и сыну, поселиться на земле. Им не разрешили размножаться, но они не повиновались этому предписанию и стали предками народа эфик. Другая версия гласит, что Абаси создал двух человек и не позволил им размножаться. Когда они не повиновались этому приказу, в наказание Абаси позволил смерти на земле.
Религия придает большое значение воздаянию дани деревенским предкам, особенно тем, кто достиг высокого ранга, поскольку они могут повлиять на судьбу живых. хорошо это или плохо. Божество земли Ала умиротворяется посредством церемонии Огбом, которая делает детей изобильными и увеличивает урожай.
Некоторые Эфик принадлежат к тайному обществу Экпе. Они сделали детальную резьбу по дереву, маски и аксессуары, которые считаются сложными произведениями искусства. Священные церемонии Эфик включают в себя игру на барабанах и музыку как важные элементы.
Побережье в этом регионе было названо «Калабаром» португальским исследователем Диого Цао. Причина, по которой он выбрал это имя, неизвестна, так как народ Эфик не использовал его. Город Аква Акпа был основан семьями Эфик, которые покинули Крик-Таун, дальше по реке Калабар, обосновавшись на восточном берегу в положении, где они могли доминировать в работорговле с европейскими судами, которые стояли на якоре. в реке. Вскоре они стали самыми влиятельными людьми в регионе. Считается, что город герцогов был основан около 1650 года историками Экей Эссьен Оку и Эфионг У. Айе. Аква Акпа, также известный британцам как Герцогский город, стал центром работорговли, где рабов обменивали на европейские товары.
Основной этнической группой, вывезенной из Калабара в качестве рабов, были игбо, хотя они не были самой густонаселенной этнической группой в этом районе. Большинство рабовладельческих кораблей, перевозивших рабов из Калабара, были английскими ; около 85% этих судов поступило от торговцев Бристоль и Ливерпуль. Условия были жестокими. В 1767 году шесть британских рабовладельческих судов стояли в реке Калабар в то время, когда жители Герцогского города и Старого города враждовали. По предварительной договоренности с лидерами Герцогского города, лидеры Старого города были приглашены на борт на конференцию, чтобы урегулировать спор с гарантиями их безопасности. Их схватили, некоторых оставили в рабстве, а некоторых передали в Герцогский город, где и казнили.
Работорговля была запрещена британским указом 1808 года, и рабство было запрещено на всех британских территориях в 1833 году. Торговцы из других стран, таких как Испания, продолжали покупать рабов в Калабаре до 1842 года. В том же году король Герцогского города и города Крик подписал договор о прекращении торговли рабами. После подавления работорговли пальмовое масло и пальмовые ядра стали основными предметами экспорта.
В 1846 году Объединенная пресвитерианская церковь учредила христианскую миссию между городом Герцог и городом Хеншоу, с поддержка короля Эйо. Миссию возглавлял преподобный Хоуп Мастертон Уоддел при поддержке Хью Голди, который написал отчет о Калабаре в своей книге 1890 года «Калабар и его миссия». В том году вожди просили британскую защиту Калабара, но ответ лорда Пальмерстона, полученный в 1848 году, гласил, что удовлетворять эту просьбу не было необходимости или целесообразно. Британцы заявили, что будут благосклонно относиться к жителям Калабара, если они откажутся от практики человеческих жертвоприношений. В то время было принято приносить в жертву жен и рабов важного человека после его смерти.
После смерти короля Эйамбы в 1847 году было предложено, чтобы король Эйо стал единственным правителем, что британцы одобренный. Однако лидеры Герцогского города не согласились и выбрали герцога Арчибонга новым королем. В 1850 году оба короля согласились запретить человеческие жертвоприношения.
Иллюстрация Хью Голди из книги «Калабар и его миссия» (1890).Британское влияние продолжало расти, равно как и принятие христианства. Вожди Аква Акпа поставили себя под защиту Великобритании в 1884 году. III Королевство Калабар был коронован в 1878 году регалиями, присланными непосредственно королевой Виктории Соединенного Королевства.
С 1884 по 1906 год. Калабар был штаб-квартирой Протектората побережья Нигера, после чего Лагос стал главным центром. Город, который сейчас называется Калабаром, оставался важным портом, где перевозили слоновую кость, древесину, пчелиный воск и пальмы до 1916 года, когда была открыта железнодорожная станция в Порт-Харкорт, в 145 км к западу.
Правителями города-государства и его преемниками в традиционном государстве были:
В 1903 году британцы заключили соглашение с королем Эфик, что они больше не будут использовать титул короля (Эдидем), а вместо него титульные правители будут иметь титул Обонг Калабара.
В декабре 1970 года было решено, что один правитель должен представлять народ Эфик, а не два (один для Крик-Тауна и один для Герцогского города), с чередованием правителя между двумя общинами.
Wikisource содержат текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Calabar. |