Межведомственная Рабочая группа по активным мерамбыла группой, возглавляемой Департаментом США Штат, а затем - Информационное агентство США (USIA). Группа была сформирована в начале правления Рейгана, в 1981 году, как попытка противостоять агрессивной советской дезинформации.
Представители ЦРУ, ФБР, Министерства обороны, Управления по контролю над вооружениями и разоружению, Разведывательного управления Министерства обороны Правосудие и Информационное агентство США входили в число правительственных агентств, которые работали в группе. Заместитель помощника госсекретаря, Деннис Кукс, был первым председателем группы и работал до января 1984 года. На короткое время Кукса сменили три человека: Уильям Неппер, Том Торн и Люциан Хейхлер. В 1985 году заместитель помощника государственного секретаря Кэтлин С. Бейли была назначена председателем группы и проработала до ее ухода в конце 1987 года. Подробный отчет Национального университета обороны был проанализирован история и эффективность рабочей группы.
Хотя основным направлением деятельности группы было противодействие советской дезинформации, она также сообщала о передовых группах и других советских активных действиях. Рабочая группа по активным мерам разработала подход, который расширил контроль правительства США за советской дезинформацией с деятельности, проводимой исключительно ЦРУ, до межведомственной борьбы с дезинформацией.
В первые дни холодной войны, ЦРУ отслеживали советскую дезинформацию и подделки, но лишь периодически пытались их разоблачить. В 1970-е годы США предпочли не сопротивляться активным действиям Советского Союза по двум причинам. Во-первых, политики не хотели позволять тому, что они считали «ненужной конфронтацией», отвлекать от прогресса по более важным вопросам, таким как контроль над стратегическими вооружениями. Вторая причина - позор ЦРУ. Во время войны во Вьетнаме Джонсон приказал ЦРУ следить за некоторыми американскими гражданами, особенно за черными силовыми и антивоенными движениями, которые, как он опасался, были поддержаны и проникнуты иностранными коммунистами. В конце концов, эта и подобные программы мониторинга были раскрыты общественности, что вызвало серьезные общественные споры и серьезные реформы ЦРУ. ЦРУ особенно пострадало от сенатского (комитета Чёрча ) и комитета Палаты представителей (комитет Пайка ) по разведке, и тогда ЦРУ практически не отреагировало на антиамериканскую дезинформацию.
В октябре 1979 года Станислав Левченко, руководитель Линии активных мер резидентуры КГБ в Токио, связался с американскими официальными лицами и получил политическое убежище в США. Левченко объяснил, как работает советский аппарат и как это осуществлялось под его руководством в Японии. Информация Левченко в сочетании с информацией Ладислава Биттмана, который был заместителем начальника отдела дезинформации Чехословацкой разведки, сыграла важную роль в том, чтобы помочь ЦРУ понять многие операции, которые проводились против Соединенных Штатов. Эта информация была также передана политикам и Конгрессу.
При администрации Рейгана Соединенные Штаты начали открыто оспаривать советскую дезинформацию и активные меры.
Создание Межведомственной рабочей группы по активным мерам было поддержано Уильямом Кейси, Директор ЦРУ пользовался поддержкой Государственного департамента на высоком уровне со стороны Лоуренса Иглбургера и вкладом Джона Ленчовски из Совета национальной безопасности.
Межведомственная рабочая группа по активным мерам объединила информацию, собранную на международных постах ЮСИА, отчеты ЦРУ и расследования ФБР. Когда эта информация поступила, ее проанализировали как аналитики рабочих групп, так и эксперты ЦРУ по дезинформации. Группа использовала компьютеризированную базу данных подделок ЦРУ и через ЦРУ получила беспрепятственный доступ к перебежчикам из КГБ, участвовавшим в активных действиях.
Группа поручила зарубежным офисам USIA сообщать обо всей дезинформации, с которой они сталкивались. Группа также использовала USIA и Государственный департамент для распространения своих публикаций как внутри страны, так и за рубежом среди журналистов, государственных служащих, сотрудников посольства США за рубежом, а также представителей и сотрудников иностранных правительств.
Рабочая группа по активным мерам использовалась в качестве источника экспертных знаний в правительственной бюрократии. Например, группа первоначально опубликовала отчет Дэвида Герцберга, молодого аналитика INR, который начал свою карьеру в State всего двумя годами ранее, когда он был еще студентом Университета Джорджа Вашингтона. Херцберг заметил тенденцию к росту незаконной деятельности, которая противоречила имиджу, который пытался создать Советский Союз: Советы расширяли свою шпионскую деятельность, особенно попытки украсть военные технологии и служебную информацию оборонной промышленности, и это соответствовало увеличению в количестве советских агентов, высланных из стран за шпионаж. Отчет Герцберга был обработан, затем опубликован в феврале 1982 года под санкцией Государственного департамента как «неформальное исследование для получения справочной информации» и в конечном итоге преобразован в заметку по иностранным делам, озаглавленную «Изгнание советских представителей из зарубежных стран, 1970-81». (Полную коллекцию «Записок по иностранным делам» можно просмотреть и скачать здесь. Этот документ стал источником освещения в новостях и комментариев о расширении советского шпионажа и прямо цитировался по крайней мере двумя крупными публикациями.
Рабочая группа по активным мерам разработала методологию под названием Report-Analyze-Publicize (или RAP). Первая попытка группы по борьбе с дезинформацией Советский Союз принял форму отчета «Специальный отчет Госдепартамента 88, Советские активные меры: подделка, дезинформация, политические операции» в октябре 1981 года. Документ представлял собой четырехстраничный обзор советских методов активных мер и включал темы советской дезинформации. и прошлые примеры. 14 000 экземпляров отчета были распространены среди новостных организаций, федеральных агентств и т. д.
В дополнение к специальным сообщениям группа опубликовала серию Записок Государственного департамента по иностранным делам, которые передается журналистам, ученым и другим заинтересованным лицам за рубежом. Одной из важных публикаций, распространяемых группой, было слушание Комитета по разведке Палаты представителей по активным советским мерам, которое показало иностранной аудитории, что Конгресс поддерживает разоблачение советской дезинформации. Группа также проводила пресс-конференции с целью разоблачения советских подделок и распространяла копии поддельных документов среди журналистов.
Члены Рабочей группы «Активные меры» выступили с презентациями, описывающими действия советской дезинформации, указывающими на ложь или общие темы и явные признаки подделки. Эти презентации часто проводились на международном уровне; «дружины» посетили более 20 стран. Группа в среднем проводила презентации в двух странах в неделю и ежегодно посещала штаб-квартиру НАТО для встреч, посвященных активным действиям Советского Союза.
Эти визиты были также направлены на сбор информации от иностранных правительств о советских активных кампаниях, проводимых в их странах. Деннис Кукс так прокомментировал успех этих презентаций: «Тот факт, что мы представили достоверную презентацию, а не идеологическое шоу, придал определенную долю профессионализма всем усилиям».
Пытаясь отомстить Картеру за бойкот летних Олимпийских игр в Москве в 1980 году, КГБ спровоцировал кризис в отношениях с общественностью, сфабриковав письма Ку-клукс-клана с угрозами спортсменам из африканских стран и отправив их по почте. из Вашингтона в олимпийские комитеты этих стран.
Грамматические ошибки в письмах свидетельствовали о том, что они изначально были составлены на русском языке, но не давали определенного вывода. Затем источник в ФБР в КГБ, который участвовал в составлении писем, подтвердил, что их происхождение было из КГБ. Затем Рабочая группа «Активные меры» окончательно сообщила, что письма были советскими подделками, что позволило ЮСИА и Государственному департаменту успокоить целевые африканские страны. В результате ни одна африканская страна не сняла своих спортсменов с Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе.
В 1985 году Ньют Гингрич, представитель Конгресса из штата Джорджия, спонсировал поправка, продвигающая в Государственном департаменте постоянный офис по «советской и коммунистической дезинформации и манипуляциям с прессой», чтобы лучше информировать американскую общественность по этим вопросам. Гингрич также добавил поправку к несвязанному с этим законодательству, согласно которой Государственный департамент должен предоставлять публичный отчет об активных советских мерах. Ответственность за отчет в Государственном департаменте была возложена на Бюро разведки и исследований (INR), которое возглавлял посол Мортон Абрамовиц. Абрамовиц поручил Кэтлин С. Бейли ответственность за отчет и назначил ее председателем рабочей группы.
Хотя Бейли поддержала продолжение журнала Foreign Affairs Notes как группового продукта, одним из первых ее решений было переключить фокус группы с коротких публикаций с одним автором на составленные несколькими агентствами сборники более глубокого анализа. из которых «Отчет Гингрича» был первым. Этот отчет, «Отчет о сути и процессе антиамериканских кампаний дезинформации и пропаганды», был опубликован в августе 1986 года. Второй крупный отчет, озаглавленный «Отчет об активных мерах и пропаганде, 1986–1987», был опубликован в Август 1987 г. В этом отчете, а также в «Записке по иностранным делам», опубликованной месяцем ранее, основное внимание уделялось советской кампании дезинформации, направленной на приписывание вируса СПИДа правительству США.
В октябре 1987 года Михаил Горбачев махнул копией этого отчета госсекретарю США Джорджу Шульцу, пожаловавшись, что публикация такой информации подрывает отношения между их странами. Горбачев настаивал на том, что отчет содержал «шокирующие разоблачения» и что он равносилен «питающей ненависти» к Советскому Союзу.
Политика «Рабочей группы активных мер» по разоблачению советской дезинформации помогла дискредитировать советскую кампанию дезинформации Операция «Инфекция», в которой Соединенные Штаты обвинялись в преднамеренном создании Вирус СПИДа в государственной лаборатории и его распространение. Госдепартамент провел пресс-конференцию (видео которой здесь ), чтобы выпустить Отчет, на обложке которого была копия карикатуры «Правда», в которой США обвинялись в создании вируса. Влияние этого Отчета за 1987 год продолжало сказываться, и недавно он стал ключевым компонентом документального фильма New York Times о Операции Инфекция.
У Межведомственной рабочей группы по активным мерам было две основные категории письменных продуктов. Первый включал короткие специальные отчеты и «Записки по иностранным делам» объемом от 1 до 12 страниц. Аналитик INR Дэвид Герцберг был автором всех заметок по иностранным делам; когда он продолжил карьеру и оставил советский аккаунт, Государственный департамент больше не публиковал «Записки по иностранным делам». Полную коллекцию Записок по иностранным делам можно просмотреть и загрузить в Интернете. В эту категорию также вошли выступления и статьи, подготовленные для презентации официальными лицами США.
Вторая категория отчетов - это объемные (многие десятки страниц), подробные, межведомственные документы.
США. Государственный департамент, Активные меры: отчет о сущности и процессе антиамериканских действий. Кампании по дезинформации и пропаганде. Август 1986 г.
США. Государственный департамент, Советская деятельность по влиянию: отчет об активных мерах и пропаганде, 1986–1987 гг. август 1987 г.
США Государственный департамент, "Дезинформация, СМИ и внешняя политика". Отчет о конференции. Май 1987 г.
США. Информационное агентство, Советские активные действия в эпоху гласности. Март 1988 г.
США Государственный департамент, Действия советского влияния: отчет об активных мерах и пропаганде, 1987–1988 гг. август 1989 г.
Поддержка группы начала ухудшаться в в конце 1980-х, потому что советская дезинформация казалась меньшей угрозой в свете горбачевской гласности и обещания Советов прекратить все операции по дезинформации. Миссия группы по противодействию советской дезинформации потеряла актуальность после распада Советского Союза, а вместе с ней и бюрократический интерес к усилиям группы.
Качество членства в группе снизилось, поскольку члены группы, служившие дольше всего в ЦРУ и ФБР, дистанцировались и начали посылать на их место более молодых и менее опытных участников. Более того, многие из назначенцев Рейгана, которые поддерживали рабочую группу, покинули КНБ после скандала Иран-Контрас.
Борьба с дезинформацией перешла к Управлению ЮСИА по противодействию советской дезинформации, возглавляемому Чарльзом Виком и включало Герберта Ромерштейна и Тодда Левенталя.
Заключительный отчет Рабочей группы по активным мерам «Советские активные меры в эпоху« после холодной войны »1988–1991» вышел в июне 1992 года и был написан Тоддом Левенталем под эгидой USIA. К моменту публикации Советского Союза больше не существовало, в отчете предупреждалось, что даже несмотря на то, что Советский Союз распался, активные меры по-прежнему представляли угрозу интересам США, поскольку ряд антиамериканских групп и стран принимали и расширяли использование активных мер: "Пока государства и группы, заинтересованные в манипулировании мировым мнением, ограничении действий правительства США или создании оппозиции политике и интересам США, продолжают использовать эти методы, Информационное агентство США будет вынуждено систематически контролировать , анализируйте и противодействуйте им ".
В июне 2020 года Майкл МакКол объявил, что он представит закон, воссоздающий современную версию Рабочей группы активных мер по борьбе с Коммунистической партией Китая пропаганда и дезинформация.