83-й истребительный авиационный полк. 83. lovački avijacijski puk | |
---|---|
Значок подразделения с 1990-х годов | |
Действует | 1944-1964. 1968-1999 |
Расформировано | 1964 и 1999 |
Страна | Советский Союз. Югославия. FR Югославия |
Филиал | Советские ВВС. Югославские ВВС. Югославские ВВС |
Тип | Полк. Бригада |
Роль | Истребитель |
В составе |
83-го истребительного авиационного полка (сербо-хорватский : 83. lovački avijacijski puk / 83. ловачки авијацијски пук) был авиационным полком, созданным в 1944 г. как 1-й югославский истребительный полк (сербо-хорватский : 1. jugoslovenski vazduhoplovni lovački puk / 1. угословенски ваздухопловни ловачки пук, русский : 1-й Югославский истребительный авиационный полк) сформированный из югославских партизанских авиаторов, проходивших обучение в Советском Союзе.
1-й югославский истребительный полк был сформирован 14 октября 1944 г. в Краснодар, СССР, из югославских партизанских авиаторов, отправленных на обучение к октябрю 1944 года. Состоял из трех эскадрилий, оснащенных новыми истребителями Як-3. В нем было 180 человек личного состава, из которых пять - штабные офицеры, 37 летчиков, 37 механиков и другие. По окончании обучения и вооружения полк Яка вступил в строй к 1 мая 1945 года. Он покинул СССР, взлетел 7 сентября 1945 года и приземлился в Югославии к 14 сентября в аэропорту Земун. Двумя днями позже его переименовали в 254-й истребительный авиационный полк .
Командиром полка был Петар Радевич, а комиссаром был.
254-й истребительный авиационный полк был сформирован 16 сентября 1945 года путем переименования 1-го югославского истребительного авиационного полка в аэропорту Земун. Входил в состав 3-й истребительной авиационной дивизии.
Из-за кризиса на северо-западе округа он переместился в Нови-Сад весной 1946 года и в Любляну летом-осенью того же года. 9 августа 1946 года пара самолетов Як-3, пилотируемых лейтенантом Драганом Зечевичем и прапорщиком Драганом Станисавлевичем, открыла огонь и поразила USAF C-47, нарушивший воздушное пространство Югославии. Аэропорт Любляны в 12:00. который совершил вынужденную посадку в 12 км возле Крань. Один пассажир, турецкий капитан, был ранен в результате попадания, а экипаж и пассажиры были захвачены югославской армией. Позже, 22 августа, он был выпущен, и напряженность, возникшая в связи с этим инцидентом и еще одним сбитом ВВС США C-47 с фатальными последствиями для всего экипажа из пяти летчиков, была уменьшена после того, как маршал Тито приказал выплатить 150 000 долларов семьям погибшего американского летчика. К зиме он переместился в Мостар, а затем снова в 1947 году через Нови-Сад в Любляну и Церкле, где он оставался в конце 1947 и 1948 годов.
К 1948 году этот полк был переименован, как и все другие подразделения югославской армии, поэтому он стал 83-м истребительным авиационным полком .
Командирами полка в этот период были Петар Радевич, Джордже Кешельевич, Радован Дакович и Радован Крстич.
83-й истребительный авиационный полк оставался в Церклье до 1948 года, но в том же году он был переехал в Пула, где оставался до 1953 года, когда предполагалось переехать в Земуник, но снова был отправлен в Церклье из-за кризиса в Триесте. Он находился в аэропорту Церкле с октября 1953 года по февраль 1954 года, когда он был переброшен в Земуник, где оставался до 1963 года. В этом году полк был переведен на авиабазу Голубовцы.
В конце 1948 - начале 1949 года полк был укомплектован 40 бывших ВВС Болгарии самолетов Мессершмитт Bf 109 G немецкого производства. В период эксплуатации «Густава» количество аварий увеличилось, некоторые катастрофы со смертельным исходом привели к человеческим жертвам. К 1952 году самолеты Як-3 и Bf 109G были заменены истребителями F-47D Thunderbolt американской постройки. В этот период полк был переименован в 83-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк (сербо-хорватский : 83. lovačko-bombarderski avijacijski puk / 83. ловачко-бомбардерски авијацијски пук). В 1954 году Thunderbolts были заменены истребителями-бомбардировщиками Republic F-84 Thunderjet, которые оставались на вооружении полка до 1959 года, когда его заменили реактивными истребителями F-86E Sabre. В этом же году сменил название на 83-й истребительный авиационный полк.
К 1961 году и после проведения реорганизации ВВС «Дрвар» для обозначения эскадрилий используется новая система обозначения типов, поэтому две эскадрильи 83-го истребительного авиационного полка стали 121-й истребительной авиацией. Эскадрилья.
Расформирована к 1964 году в связи с планом реорганизации «Дрвар 2». Его 121-я истребительная авиационная эскадрилья также была расформирована, в то время как ее 120-я истребительная авиационная эскадрилья оставалась независимой в составе 1-го воздушного корпуса, пока не была реорганизована и переименована в 242-ю истребительно-бомбардировочную авиационную эскадрилью.
Командирами полка в этот период были Милош Миликич, Анте Сарделич, Радован Крстич и Никола Вучевич.
Приказом от 20 января 1968 года 83-й истребительный авиационный полк был воссоздан 5 октября того же года в Скопски-Петроваце. аэропорт. Сформирован из вооруженных реактивных истребителей North American F-86D Sabre. Она была переименована в 83-я авиационная бригада (сербо-хорватская : 83. avijacijska brigada / 83. авијацијска бригада) и переведена в новую постройку авиабазы Слатин возле Приштина. Это был второй по величине военный аэродром с подземным ангарным комплексом в Югославии после авиабазы Челайва. За время существования полка он дольше всех оставался его базой.
Первые МиГ-21 Микояна-Гуревича в варианте F-13 были представлены в 1970 году, а Sabers были выведены из состава бригады к 1974 году. Более новый вариант МиГ-21ПМФ заменил F-13 к 1977 году, а МиГ -21 bis были введены в эксплуатацию в 1983 году. К 1978 году бригада снова стала истребительным авиационным полком.
Когда войны в Югославии начались в период 1991–1992 годов, части 117-й истребительный авиационный полк и были объединены в 83-й истребительный авиационный полк, который впоследствии снова стал авиационной бригадой. В этот период из объединенных частей вводились учебные варианты МиГ-21УМ. После того, как Югославская народная армия была официально распущена в мае 1992 года, это подразделение вошло в состав недавно сформированного Вооруженных сил Союзной Республики Югославии в составе авиационного корпуса. Два года спустя, с новой реорганизацией «новых» ВВС FR Югославии, бригада снова стала 83-м истребительным авиационным полком, входившим в состав корпуса ПВО. За это время подразделение получило официальный значок.
В течение 1999 года, когда ВВС НАТО начали кампанию бомбардировок СР Югославии, армия с ее частями ВВС и ПВО была основной целью. Авиабаза Слатин, расположенная недалеко от Приштины, в Косово, постоянно подвергалась атакам. Несколько самолетов МиГ-21 83-го полка были уничтожены наземными ударами с воздуха, но ни один из них не использовался в воздушных боях, так как МиГ-21 были исключены из боевых действий, считающихся слабыми для противостояния современным истребителям НАТО. Несколько самолетов МиГ-29 Fulcrum с авиабазы Батайница были переброшены в Слатину в связи с подготовкой к войне.
После окончания атак НАТО и подписания договора в Куманово, все югославские силы были вынуждены отступить из провинции Косово. 12 июня 1999 г. вся авиация, личный состав и техника покинули трудно поврежденную авиабазу Слатина и передали ее ВДВ в составе КФОР. 83-й истребительный авиационный полк перебазирован на авиабазу Батайница и там был расформирован к августу 1999 года. Личный состав и техника вошли в состав 204-го истребительного авиационного полка, продолжившего традиции 83-го полка и его предшественника - 254-го истребительного авиационного полка. Полк.
Командирами полка в этот период были Никола Маравич, Ангел Ончевский, Бранко Гайович, Томислав Иванович, Йово Шпегар, Мирко Вучинич, Слободан Еремич, Степан Гранец, Зоран Миличевич и Гвозден Урошевич
. НазначенияДата назначения | Имя |
---|---|
Петар Радевич | |
Джордже Кешельевич | |
Радован Дакович | |
Радован Крстич | |
Мил ош Миликич | |
Анте Сарделич | |
Радован Крстич | |
Никола Вучевич | |
Никола Маравич | |
Ангел Ончевски | |
Бранко Гайович | |
Томислав Иванович | |
Йово Шпегар | |
Мирко Вуч>Слободан Еремич | |
Степан Гранец | |
Зоран Миличевич | |
Гвозден Урошевич |