Референдум в Баден-Вюртемберге 1951 года - 1951 Baden-Württemberg referendum

редактировать
Референдум 1951 года в Баден-Вюртемберге
МестоположениеЮжный Баден, Флаг Вюртемберг-Баден.svg Вюртемберг-Баден, и Вюртемберг-Хогенцоллерн
Дата9 декабря 1951 (1951-12-09)
Результаты
Голоса%
За слияние1,748,13669,74%
Для восстановления старых состояний758,51830,26%
Действительные голоса2,506,65498,68%
Недействительные или пустые голоса33,6451,32%
Всего голосов2,540,299100,00%
Зарегистрированные избиратели / явка4,287,79759,24 %
Результаты по округам
1951 г. Баден-Вюртемберг referendum.svg
Красный цвет указывает округа с большинством голосов в пользу слияния, а синий указывает районы с большинством в пользу восстановления старых штатов.

A референдум состоялся 9 декабря 1951 года в штатах Южный Баден, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн. Избирателей спросили, выступают ли они за слияние трех штатов в единый штат или за воссоздание старых штатов Баден и Вюртемберг. 69,7% избирателей высказались за объединение при явке 59,2%.

Для того, чтобы любой вариант был успешным, требовалось большинство в трех или более из четырех участков для голосования. Поскольку большинство в Северном Бадене, Северном Вюртемберге и Южном Вюртемберге поддержали слияние, в то время как только Южный Баден поддержал восстановление старых штатов, слияние было признано победным. В результате 25 апреля 1952 года была основана земля Баден-Вюртемберг.

Содержание
  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Американская и французская оккупация
    • 1.2 Федеративная Республика Германия
  • 2 Референдумы
    • 2.1 Предложения
    • 2.2 Пробный референдум 1950 года
    • 2.3 Обсуждения в Бундестаге
    • 2.4 Первый судебный процесс
  • 3 Результаты
    • 3.1 Результаты по избирательным участкам
  • 4 Результат
    • 4.1 Второй юридический вызов и референдум 1970 г.
  • 5 Источники
  • 6 Источники
История вопроса

После окончания наполеоновских войн регион, который сегодня составляет Баден-Вюртемберг, был разделен на три образования: Королевство Вюртемберг, Великое Герцогство Баден и два Гогенцоллернских княжества, которые были объединены в 1850 году в прусскую Провинцию Гогенцоллерн. Вюртемберг и Баден были последовательно интегрированы в качестве федеративных земель Германской империи в 1871 году и Веймарской республики в 1919 году, став Свободным народным государством Вюртемберг и <127.>Республика Баден соответственно. Гогенцоллерн оставался провинцией Пруссии. После того, как федеративное устройство Германии было де-факто упразднено во время нацистского Gleichschaltung, Вюртемберг и Гогенцоллерн были объединены в Гау Вюртемберг-Гогенцоллерн, а Баден стал его собственным Гау.

К концу Второй мировой войны городские центры на севере Бадена и Вюртемберга подверглись бомбардировкам; более половины Штутгарта было разрушено бомбардировщиками союзников. Однако южный Вюртемберг и Гогенцоллерн в значительной степени избежали разрушения из-за их сельского характера. 31 апреля 1945 года первые сухопутные войска союзников достигли Бадена, когда первая французская армия под командованием Жана де Латтра де Тассиньи пересекла Рейн в Шпейере и Гермерсхайм, достигнув Карлсруэ 4 апреля. Дополнительные французские силы форсировали Рейн в Кель 16 апреля и продвигались с юга через Тюбинген. Американские войска вошли в Вюртемберг с северо-востока и продвинулись по Неккару в направлении Штутгарта. Хотя обе группы армий достигли Штутгарта почти одновременно, французы оккупировали город 21 апреля.

Американская и французская оккупация

Французская оккупационная зона в 1945–46.

Хотя Франции не была предоставлена ​​оккупация зоне на Ялтинской конференции в феврале 1945 года Шарль де Голль позже успешно убедил союзных лидеров выделить территорию для французской оккупации. Сюда входила территория, ранее входившая в британскую и американскую зоны. Французы приобрели Саар, Пфальц и территории на левом берегу Рейна до Ремагена от британской зоны, а американцы уступили Баден на юге. в Баден-Баден, в некоторых районах на юге Вюртемберга, в Линдау в Баварии и в четырех районах в Гессене к востоку от Рейн. Граница между американской и французской оккупационными зонами в Бадене и Вюртемберге была основана на карте, составленной Дуайтом Д. Эйзенхауэром 3 мая. Он рекомендовал, в связи с транспортным сообщением региона, районы Карлсруэ и Мангейм, а также территорию вокруг шоссе Карлсруэ-Штутгарт-Ульм (сегодня A 8 ), быть отнесенным к зоне США. Все, что к югу от этих регионов попадет под французскую оккупацию, включая большую часть Вюртемберга и всю старую провинцию Гогенцоллерн. Французское правительство потребовало весь Баден, но американские власти отказались пойти на дальнейшие уступки, и 29 июня французы согласились на предложение Эйзенхауэра. Французские войска покинули Штутгарт 8 июля, а окончательное соглашение о зонах оккупации было подписано четырьмя державами 26 июля.

Администрация в американской зоне быстро развивалась, и к сентябрю различные регионы были объединены в штаты. Части Бадена и Вюртемберга, находившиеся под американской оккупацией, были объединены в Вюртемберг-Баден, а либеральный политик Рейнхольд Майер был назначен министром-президентом. В то время площадь штата составляла 15 700 квадратных километров, а население составляло более 3,5 миллионов человек. Учредительное собрание было избрано 30 июня 1946 года, а конституция была одобрена референдумом 24 ноября. Одновременно с этим прошли первые выборы в законодательный орган штата - ландтаг. Христианско-демократический союз (ХДС) был самой большой партией с 39 местами, за ней следовала Социал-демократическая партия (СДПГ) с 32, Демократическая народная партия ( DVP) с 19, и Коммунистическая партия (KPD) с 10. Впоследствии ХДС, СДПГ и DVP вместе сформировали правительство, и хотя ДВП Рейнхольда Майера была лишь третьей по величине партией, он был выбран в продолжать как министр-президент. В рамках нового государства области Баден и Вюртемберг управлялись как "государственные округа" (Landesbezirke).

Напротив, французская администрация развивалась медленно. Первоначально объем управления во французской зоне ограничивался округами, которые действовали независимо друг от друга. В октябре 1945 года французские власти сформировали временные правительства для двух отдельных регионов: одно охватило Гогенцоллерн и части Вюртемберга, входившие в французскую зону, а другое - оккупированные французами части Бадена. Новая зона Бадена со столицей в Фрайбург-им-Брайсгау занимает площадь 9 646 квадратных километров, в ней проживает 1,3 миллиона человек. Новая зона Вюртемберг-Гогенцоллерн была немного больше, но менее густонаселенная и более сельская. В статье 1 статута Государственного секретариата Вюртемберга-Гогенцоллерна говорилось, что он «осуществляет государственную власть для правительства штата в оккупированной французами области Вюртемберг, в то время как правительство штата Вюртемберг бездействует». В рамках подготовки к разработке конституций двух штатов учредительные собрания были избраны 17 ноября 1946 года членами местных и окружных ассамблей. ХДС доминировала в обоих штатах, получив большинство мест, в то время как СДПГ заняла второе место. В Вюртемберге-Гогенцоллерне попытки законодателей включить ссылки на Вюртемберг-Гогенцоллерн как на часть Вюртемберга и восстановление Вюртемберга в качестве государственной цели были отвергнуты французскими властями. Однако и ХДС, и СДПГ согласились, что новое состояние было лишь временным решением. Конституция была принята Государственным собранием 22 апреля 1947 года при поддержке ХДС и СДПГ. В Бадене конституция была утверждена с включением преамбулы, в которой новое государство объявлялось преемником старого Бадена. Хотя его часто называли Южным Баденом (Südbaden), официальное название штата было просто Баден.

Конституции обоих штатов были ратифицированы на референдуме 18 мая. Одновременно прошли первые и единственные выборы в государственные ландтаги. В обоих случаях ХДС получил абсолютное большинство голосов. В Вюртемберге-Гогенцоллерне они сформировали коалиционное правительство с СДПГ и ДВП, а в Бадене они сформировали коалицию с СДПГ. 8 июля Лоренц Бок был избран государственным президентом (Staatspräsidant) Вюртемберг-Гогенцоллерн. В Бадене Лео Вохлеб, ранее возглавлявший временное правительство, был избран государством-президентом.

Федеративная Республика Германия

Три юго-западных штата в составе Федеративной Республики Германии.

Конференция между четырьмя союзными державами проходила в Лондоне с 25 ноября по 15 декабря. 1947 г., чтобы обсудить создание общегерманской администрации. Однако переговоры не увенчались успехом из-за условий, наложенных Советским Союзом и различных взглядов Франции. Затем была проведена последующая конференция между тремя западными державами для определения общей оккупационной политики. В результате 1 июля 1948 г. главы правительств одиннадцати государств в западных оккупационных зонах получили Франкфуртские документы, содержащие рекомендации по созданию единого западногерманского государства. В конце 1948 года проводился ряд конференций, завершившихся созывом Parlamentarischer Rat для разработки проекта новой конституции, которая стала известна как Основной закон. Он заседал с 1 сентября 1948 года по май 1949 года. После основания Федеративной Республики Германии 23 мая 1949 года Баден, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн были признаны штатами.

Во Франкфуртских документах западные союзники запросили у глав правительств государств предложения по изменению государственной границы. Никаких предложений о каких-либо изменениях за пределами Юго-Западной Германии не поступало. Однако вопрос об изменении границ был отложен до основания Федеративной Республики, поскольку представители трех штатов не могли договориться о том, какие действия предпринять. Правительство Вюртемберга-Гогенцоллерна предложило объединение всех трех штатов, что категорически отвергло государство-президент Вохлеб из Бадена. Вместо этого он предложил восстановить старый штат Баден, как это предусмотрено конституцией его государства. Однако американское военное правительство выступило против раздела Вюртемберг-Бадена. Политики Северного Бадена, опасаясь, что объединение с южным Баденом будет означать распространение жесткой французской политики репараций на север, также выступили против этого.

Пункт 1 статьи 29 Основного закона содержал мандат на реорганизацию федеративных земель: «обеспечить, чтобы штаты могли эффективно и действенно выполнять возложенные на них задачи». Однако к реорганизации предъявлялись высокие требования. Это было возможно только в том случае, если население всех затронутых территорий проголосовало бы за реорганизацию большинством голосов. Если реорганизация была отклонена, требовался федеральный референдум. Однако незадолго до завершения обсуждения в Parlamentarischer Rat по инициативе Вюртемберга-Гогенцоллерна в Основной закон была добавлена ​​еще одна статья, статья 118. В этой статье говорилось: «Реорганизация в областях, включающих земли Баден, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн, может отклоняться от положений статьи 29 GG по соглашению государств-участников. Если соглашение не достигнуто, реорганизация считается регулируется федеральным законом, который должен предусматривать проведение референдума ». Главнокомандующие западных союзников наложили ограничения на статьи 29 и 118, приостановив реорганизацию федеральной территории в соответствии со статьей 29 до подписания мирного договора. Однако формулировка оговорки неясна; он прямо не ссылался ни на статью 29, ни на обе статьи. Из-за этой неясности представители Франции в Германии усомнились в законности слияния трех государств. Однако Роберт Шуман уже заявил государству-президенту Вюртемберг-Гогенцоллерн Гебхарду Мюллеру 19 февраля 1949 года, что Франция не будет этому препятствовать.

Референдумы

Предложения

Предлагаемые участки для голосования. Слева: предложение правительства Вюртемберг-Бадена. Справа: предложение Лео Вохлеба.

24 августа 1949 года Лео Вохлеб представил первый проект предлагаемого соглашения между Баденом и землями Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн, заключенного в соответствии со статьей 118. Он предложил разделить государства. в три избирательных округа для референдума о слиянии: весь Баден, весь Вюртемберг и Гогенцоллерн. Он предложил задать два вопроса: следует ли объединить три государства и следует ли восстанавливать старые земли Баден и Вюртемберг. Согласно предложению Вохлеба, восстановление старых государств должно произойти, даже если предложение получило поддержку большинства только в одном из Бадена или Вюртемберга, но не в другом. После переговоров Вюртемберг-Гогенцоллерн согласился. 22 октября руководители всех трех отделений ХДС юго-западных штатов встретились и согласились поддержать предложение Вохлеба. Хотя это эффективно обеспечило его проход в Бадене и Вюртемберге-Гогенцоллерне, где ХДС имел большинство, ХДС не имел большинства в ландтаге штата Вюртемберг-Баден.

Правительство штата Вюртемберг-Баден во главе с Рейнхольдом Майером из DVP отвергло план Вохлеба. Вместо этого они предложили разделить штаты на четыре избирательных участка: Северный Вюртемберг (включая Вюртембергский регион Вюртемберг-Баден), Южный Вюртемберг (включая Вюртемберг-Гогенцоллерн), Северный Баден (включая Баденский регион Вюртемберг-Баден) и Южный Баден (включая штат Баден). Они предположили, что, если вопрос о слиянии государств достигнет большинства в трех или более из этих избирательных участков, его следует продолжить. Вохлеб, в свою очередь, отверг этот план.

судебный референдум 1950 года

Встреча прошла в Фройденштадте 15 апреля 1950 года, но когда стало ясно, что лидеры не могут прийти к согласию ни по одному из двух предложений, Президент штата Вюртемберг-Гогенцоллерн Мюллер выдвинул третий вариант, сформулированный государственным министром Теодором Эшенбургом. Это предусматривало чисто информативный судебный референдум (Probeabstimmung) с использованием четырех участков для голосования, предложенных Вюртемберг-Баденом, но с ответом на оба вопроса, предложенные Вохлебом. Результат этого судебного референдума обеспечит стабильную основу для политики правительства в отношении окончательного, обязательного референдума. В этом предложении также говорилось, что если не удастся достичь соглашения в течение двух месяцев после судебного референдума, объединение будет считаться несостоявшимся. Ссылаясь на статью 118, Эшенбург заявил, что, если вопрос не может быть решен между штатами, ответственность может быть переложена на федеральный законодательный орган, Бундестаг. Все три государства согласились с предложением Эшенбурга. Пробный референдум состоялся 24 сентября 1950 г., и его результаты были следующими:

Зона для голосованияСлияниеВосстановлениеЯвка избирателей
Северный Вюртемберг93,5%6,5%42,9%
Южный Вюртемберг92,5%7,5%48,8%
Всего Вюртемберг93,0%7,0%
Северный Баден57,4%42,6%60,4%
Южный Баден40,4%59,6 %65,2%
Баден всего48,9%51,1%

Вохлеб почувствовал, что результат подтвердил его план, поскольку большинство жителей южного Бадена и Бадена в целом проголосовали за восстановление старых состояний. Тем не менее, правительство Вюртемберг-Бадена также считает, что результат подтвердил их план, поскольку три из четырех избирательных участков проголосовали за слияние. Гебхард Мюллер, со своей стороны, считал, что результат явно поддерживает слияние. На встрече глав правительств в Бад-Вильдбаде 12 октября не удалось прийти к соглашению о следующем шаге. Другая конференция в Баден-Бадене 7 ноября также оказалась безрезультатной. Спустя два месяца после судебного референдума 28 ноября Мюллер сообщил Бундестагу, что в соответствии с соглашением Фройденштадта от 15 апреля переговоры о реорганизации провалились. Это дало возможность федеральному законодательному органу взять на себя ответственность за реорганизацию, как указано в статье 118 Основного закона. Мюллер отказался от своей роли посредника между двумя другими штатами, когда на заседании кабинета министров 18 декабря он выразил поддержку плану референдума Вюртемберг-Баден.

Обсуждения в Бундестаге

Два законопроекта, касающихся «Вопрос о юго-западных штатах» (Südweststaatsfrage) был внесен в Бундестаг в январе 1951 года. Антон Гильберт, депутат ХДС от Бадена, представил 9 января проект, аналогичный первоначальному предложению Лео Вохлеба. Он также предлагал избирателям выбирать между слиянием или восстановлением старых штатов, и что только один избирательный участок должен проголосовать за восстановление, чтобы оно продолжилось; однако проект Гильберта предлагал только два избирательных участка: весь Баден и весь Вюртемберг плюс Гогенцоллерн. Второй законопроект, представленный 26 января, был известен как проект Генглера-Кизингера. Он был подготовлен Государственной канцелярией Вюртемберга-Гогенцоллерна и назван в честь двух политиков ХДС: президента государственного ландтага Карла Генглера и депутата Бундестага от Вюртемберга-Гогенцоллерна Курта Георга Кизингера, который позже был министром-президентом Баден-Вюртемберг, а затем канцлер Германии. Напротив, проект Генглера-Кизингера был похож на план Вюртемберг-Баден, поддержанный Мюллером; он сохранил за собой четыре избирательных участка на судебном референдуме и спросил избирателей, поддерживают ли они слияние трех штатов или выступают против них, не спрашивая о восстановлении старых штатов. Если бы большинство на трех или более избирательных участках было за, референдум считался бы успешным.

Пока законопроекты обсуждались в Бундестаге, дебаты в Бадене становились все более эмоциональными. Жители Вюртемберга-Гогенцоллерна, о чем свидетельствует низкая явка на судебный референдум, были в основном апатичны по этому поводу. В бундестаге фракции СДПГ и Свободная демократическая партия (СвДП) практически единогласно поддержали слияние юго-западных штатов. Напротив, подавляющее большинство CDU / CSU поддержали версию Бадена. Депутаты Бундестага ХДС от Вюртемберга-Гогенцоллерна и Вюртемберга-Бадена, все из которых поддерживали слияние, были изолированы от остальной части своей фракции. Канцлер ХДС Конрад Аденауэр также выступил против слияния в принципе. Главный аргумент в ХДС заключался в том, что слияние угрожало большинству ХДС в Бундесрате, верхней палате федерального законодательного органа. Юго-западные штаты вместе имели десять мест в Бундесрате, шесть из которых принадлежали ХДС. Если слияние состоится, у объединенного штата будет только пять мест, и нет никаких гарантий, что ХДС получит их после следующих выборов. Аденауэр зависел от большинства ХДС / ХСС в Бундесрате в ратификации внешнеполитических договоров для реализации своей политики западной интеграции.

Комитет по внутрирегиональной реорганизации обсудил образование юго-западного штата в соответствии с проектом Генглера-Кизингера. Законопроект, очень похожий на проект Генглера-Кизингера, был одобрен комитетом 16 марта девятью голосами против пяти. Днем ранее Бундестаг принял так называемый Первый закон о реорганизации, который продлил законодательные периоды ландтагов Бадена и Вюртемберга-Гогенцоллерна еще на один год, до 31 марта 1952 года. 25 апреля был принят Второй закон о реорганизации, основанный на по проекту Генглера-Кизингера был принят Бундестагом большинством примерно в 60 голосов. Во время обсуждения законопроекта государственный президент Вохлеб завершил свою речь словами «Баден еще не потерян!» Он был одобрен Бундесратом 27 апреля и вступил в силу 4 мая после подписания президентом Теодором Хеусом.

Первая судебная жалоба

Штат Баден подал заявление в Федеральный конституционный суд оспаривает оба закона о реорганизации, утверждая, что продление законодательных сроков штата было незаконным и что референдум, запланированный вторым актом, был незаконным на том основании, что Баден не мог голосовать как единое государство. Суд вынес свое решение 23 октября 1951 года, объявив, что продление законодательного срока штата действительно является неконституционным; таким образом, Закон о Первой реорганизации был недействителен. Однако приговор по второму закону о реорганизации был привязан к шести голосам против шести. Таким образом, приложение не удалось. Впоследствии Бундестаг внес поправки в Основной закон, разрешив продление сроков действия законодательства штата. Референдум прошел, как и планировалось, и состоялся 9 декабря 1951 года.

Результаты
ВыборГолоса%
За слияние1,748,13669,74
За восстановление старых состояний758,51830,26
Недействительные / пустые голоса33,645
Всего2,540,299100,00
Зарегистрированные избиратели / явка4,287,79759,24

Результаты по участкам для голосования

Участки для голосованияСлияниеВосстановлениеЯвка
Голосов%Голосов%
Северный Вюртемберг769,55393,5253,3286,4851,12
Южный Вюртемберг36332191,4034,1818,6052,30
Всего по Вюртембергу1,132,87492,8387,5097,1751,50
Северный Баден382,01757,05287,56942,9568,03
Южный Баден233,24537,82383,44062,1870,46
Всего по Бадену615,26247,83671 00952,1769,17
Результат

Референдум получил сильное большинство в регионе, а также большинство в трех из четырех избирательных участков. Поэтому это сочли удачным, и слияние трех государств продолжилось. Учредительное собрание было избрано 9 марта 1952 года и приняло конституцию нового штата, предварительно названного Баден-Вюртемберг. Формально он появился в 12:30 25 апреля 1952 года. Хотя название Баден-Вюртемберг не предназначалось для постоянного использования, никакая альтернатива не могла быть согласована, и поэтому оно было сохранено.

Рейнхольд Майер стал первым министром-президентом Баден-Вюртемберга, сформировав правительство с СДПГ и GB / BHE после выборов в учредительное собрание. Он ушел в отставку после того, как ХДС получил абсолютное большинство голосов в Баден-Вюртемберге на федеральных выборах 1953 года, и Гебхард Мюллер сформировал новое правительство.

Второй судебный процесс и референдум 1970 года

После референдума 1951 года и образования Баден-Вюртемберга Пауль Цюрхер, бывший советник государственного президента Вохлеба, сформировал Heimatbund Badener Land (Homeland-Union Штат Баденер), чтобы выступить за создание единого Бадена как независимого государства в Федеративной Республике. В 1956 году он подал заявление в Федеральный конституционный суд, оспаривая законность Второго закона о реорганизации на основании статьи 29 Основного закона. Статья 29 гласит, что на территориях, которые были переданы новым штатам без одобрения общественности, референдум о территориальном статусе района может быть объявлен посредством петиции, поддержанной 10% зарегистрированных избирателей. Кроме того, в статье говорится, что любой федеральный закон, регулирующий реорганизацию территории, должен включать положения, позволяющие запрашивать такой референдум посредством публичной петиции. Поскольку северный Баден был передан из старого штата Баден в Вюртемберг-Баден без общественного одобрения, Второй закон о реорганизации должен был включать положение, разрешающее публичные петиции по этому вопросу. Однако в Законе такого положения не было; аналогично референдум 1951 года проводился отдельно в избирательных участках Северного Бадена и Южного Бадена, и поэтому не считался референдумом по территориальному статусу Бадена. Таким образом, Федеральный конституционный суд 30 мая 1956 г. постановил, что граждане Бадена могут подавать прошение о проведении референдума по территориальному статусу Бадена. Однако из-за дальнейших конституционных осложнений потребовалось внести поправку в Основной закон, чтобы референдум состоялся. Это произошло только в 1969 году с добавлением восьмого пункта в статью 29: «Земли могут пересмотреть раздел своей существующей территории или частей своей территории по соглашению без учета положений параграфов (2) - (7) этой статье... Если пересмотр затрагивает только часть территории земли, референдум может быть ограничен затронутыми территориями ". Референдум состоялся 7 июня 1970 года, 81,9% проголосовали за то, чтобы Баден оставался частью Баден-Вюртемберга.

Источники
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-07-16 02:08:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте