Зуко Джумхур

редактировать

Зуко Джумхур
РодилсяЗульфикар Джумхур. (1920-09-24) 24 сентября 1920 г.. Конич, Королевство сербов, хорватов и словенцев
Умер29 ноября 1989 г. (1989-11-29) (69 лет). Герцег-Нови, SR Черногория, SFR Югославия
Род занятийПисатель, художник и карикатурист
Alma materУниверситет искусств в Белграде
Период1947–1989
Известные произведенияНекролог jednoj čaršiji, Hodoljublja

Zulfikar "Zuko " Джумхур (24 сентября 1920 г. - 29 ноября 1989 г.) был выдающимся боснийским писателем, художником и карикатуристом. Богемный характер, разносторонность эрудита и чрезвычайно творческая личность сделали его уникальной фигурой югославской культуры второй половины 20 века.

Биография

Джумхур родился в Кониче, Королевстве сербов, хорватов и словенцев (сегодня Босния и Герцеговина ). Когда ему было всего два месяца, его отец улама Абдуселам Джумхур (1885–1933) и мать Васвия (урожденная Туфо; 1900–1978) переехали в столицу Белград, где его отец устроился главным имамом в Королевскую югославскую армию. Зуко Джумхур окончил начальную школу и первые четыре класса средней школы в Белграде, затем переехал в Сараево, где и окончил среднюю школу в 1939 году. Джумхур посещал занятия на юридическом факультете, но вскоре ушел и позже закончил учебу. в Художественной академии в классе Петра Добровича. Во время Второй мировой войны младший брат Джумхура был убит в 1945 году.

Джумхур опубликовал свои первые карикатуры в армейском журнале в 1947 году и очень скоро стал одним из самых известных иллюстраторов Югославии., публикуя свои карикатуры в самых продаваемых газетах и ​​журналах страны, таких как Politika, Borba, Osloboenje, Jež, NIN, Danas и много других. Он опубликовал более 10 000 иллюстраций и карикатур, написал множество сценариев и работал в телешоу Hodoljublje, которое он вел более десяти лет на телевидении Сараево.

В Белграде в семидесятые годы Джумхур и другие художники часто бывали в богемном Скадарлийском районе старого города. Зуко, вместе с другими художниками, частично отвечал за ремонт и восстановление кафе Tri šešira (Три шляпы), популярного места встречи художников и известной достопримечательности на улице.

Джумхур опубликовал свою первую книгу в 1959 году. рассказ о путешествии под названием «Некролог маленькой города». Считающийся его лучшей работой, Некролог также является образцом стиля написания путешествий Джумхура в целом. Перемещаясь свободно, плавно и часто неожиданно между знакомым и далеким, прошлым и настоящим, реальным и воображаемым, путешествия Джумхура характеризуются определенной подвижностью, фрагментарностью и легкостью отвлечения. В единственном предисловии, которое он когда-либо написал, Иво Андрич характеризует написание в Некрологе как похожее на иллюстрации, которыми Джумхур сопровождает свой текст.

И эта линия, твердая и голая, начинается с неожиданной точки - идет прямо и твердо, вам кажется, что она будет идти в этом направлении вечно, но где-то она внезапно останавливается и неожиданно поворачивается туда, о чем вы даже не думали это было бы.

Эта фрагментированность сопровождается и в некотором смысле придает форму отчетливому сосредоточению на физическом мире и его объектах, а также на жизненном материальном опыте данного места. Джумхур ищет душу города в его объектах, его «древностях, церквях, мечетях, синагогах, могилах известных людей, истории во всех ее проявлениях». В первой главе «Nekrolog jednoj čaršiji» Джумхур рассматривает боснийский город Почитель как живой субъект, одновременно рассказывая о его долгой жизни в качестве важного военно-стратегического центра, а также о его унизительном физическом износе и, в конечном итоге, исторической бесполезности. Он характеризует это как смерть, в какой-то момент описывая город как «содрогнувшийся», который прошел «сквозь полуразрушенные скелеты старых сторожевых башен и бастионов и расцвел в вымощенных булыжниками булыжниках мертвых переулков». Grad Zelene Brade, или Город Зеленой Бороды, - это отсылка к обсаженным деревьями берегам Неретвы, протекающей через центр города. Позже Джумхур называет стрелки городской башни с часами давным-давно утонувшими в ее «темных водоворотах... быстро и легко, как две отрубленные руки времени», в то время как в конце главы сам город поглощается «черные водовороты набухшей реки Богомил - избыточные и нелепые / в рваных жилетах забытых старых капитанов - искалеченные и голодные! /... под одеялом из цветущей сакуры - тусклые и ветхие! / под мертвыми стражами мертвых империй»..босые, с голыми руками, с голыми ногами и голыми костями ". В следующей главе Джумхур описывает процветающий район Юксек-Калдрма в Стамбуле, а затем Эдирне, еще один город, оставшийся «несохраненным и забытым». На протяжении всей книги он описывает небольшие деревни и городские центры в Боснии и на всем Анатолийском полуострове, все с одинаковой интенсивностью и вниманием к физическим деталям, а также с акцентом на его собственные воспоминания и личные встречи.

Точно так же, как Джумхур плавно перемещается между местами, его путевые заметки также уникальны тем, что сосредоточены на истории каждого места, которое он посещает и пишет. В его физические описания города вплетены подробные рассказы и рассказы о его прошлом. Плавность, с которой эти исторические интерлюдии включаются в яркие рассказы о пережитом опыте конкретного места, превращает настоящее в давно забытое прошлое, смешивая историю с повседневностью. В «Град Зелене Браде» Джумхур описывает в скобках всю историю города, от венгерского правления при Матиусе Корвинусе до 200 лет османского владычества, венецианского завоевания Габелы и 40 лет в составе Австро-Венгерской империи. Использование Джумхуром исторической терминологии и ссылок на иногда малоизвестные события и фигуры прошлого придает его сочинениям культурную специфику, которая делает их очень трудными для перевода. Это также привело к характеристике письма Джумхура как анахронизма или анти-модерна, его «измерения времени и пространства как приблизительного, популистского и старомодного, с особенно осторожным подходом к современности и ее материальному и техническому прогрессу». Эта осторожность, однако, «проявляется в ироническом и сатирическом свете... его архаичность связана с жизнью и технологическими новшествами, а не духовным, эстетическим или литературным модернизмом». Возможно, именно эта смесь консерватизма и модернизма позволила Джумхуру называться «старомодным мусульманином по образцу Стамбула и Вены», а также фигурой, которая в 1950-х годах способствовала развитию явно либеральной богемной атмосферы Белграда.

Популярный телесериал Джумхура о путешествиях «Ходолюбля», снятый Мирзой Идризовичем, разделяет похожее движение между знакомыми национальными достопримечательностями и отдаленными местами, между забытыми или незначительными городами и культурно-историческими центрами. Как и в «Некрологе», есть небольшая разница в стиле и интенсивности, с которой он взаимодействует и описывает места, которые он посещает - Джумхур таким образом «создает иллюзию того, что читатель или зритель везде дома». Привязанность к повседневности в местах, как близких, так и далеких, выражает обыденность и терпимость, которые отличает Джумхура от других писателей-путешественников, обыденность, в которой читатель может «мельком увидеть что-то, что может напоминать мимику путешествия». письменный предмет, своего рода сплав этого предмета со средой, в которой он находится ». Этот стиль также демонстрирует особое выражение Джумхуром отношений между Востоком и Западом. Вместо того, чтобы противопоставлять себя восточным объектам своего путешествия и описания, в своих путевых заметках Джумхур описывает Восток «изнутри», как пережитый и пережитый опыт, в отличие от отстраненного описания другого, морального или экзистенциального факта..

Джумхур умер в Герцег-Нови в 1989 году в возрасте 69 лет.

Библиография
  • Некролог jednoj čaršiji (1958) (Некролог города Чаршия (центр / главная улица). Базар в османско-турецком стиле)) (с предисловием Иво Андрича )
  • Pisma iz Azije (1973) (Письма из Азии)
  • Pisma iz Afrike i Evrope (Письма из Африки и Европы)
  • Stogodišnje priče (Столетние сказки)
  • Putovanje bijelom Ladom (1982) (Путешествие с белым "Lada ")
  • Hodoljublja (1982," TV Sarajevo "Босния и Герцеговина ) (Travelogue - документальный фильм о путешествиях с акцентом на культуру, традиции, искусство и природу Боснии и Герцеговины, (бывшей) Югославии и стран, в которых он путешествовал, в основном исламских и стран.)
  • Адакале
  • Zelena čoja Montenegra (Зеленый ковер Черногории - в соавторстве с сербским писателем Момо Капор )
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-23 11:53:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте