Юрий Холопов

редактировать
Юрий Холопов в 2001 году, Москва

Юрий Николаев ch Холопов (Русский : Ю́рий Никола́евич Холопов, Юрий Холопов; 14 августа, 1932, Рязань - 24 апреля, 2003, Москва ) был русским музыковедом и педагогом.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Избранные книги
  • 3 Избранные статьи
  • 4 Критика
  • 5 Заметки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Биография

После окончания Рязанского областного музыкального училища с 1949 года учился в Московской консерватории. до 1954 г. с Игорем Способиным, а затем с Семеном Богатыревым, получив степень магистра в 1960 году.

В 1963 году он стал членом Союза композиторов СССР.

Защитил кандидатскую диссертацию. защитил диссертацию в 1975 году с монографией «Современные аспекты гармонии в музыке» Прокофьева, напечатанной ранее в 1967 году, и докторскую диссертацию в 1977 году с монографией «Очерки современной гармонии», напечатанной в 1974 году. Его важные исследования жизни и музыка Антона фон Веберна была напечатана в двух томах в 1973 и 1975 годах (совместно с его сестрой Валентиной Холоповой).

Он преподавал в Московской консерватории с 1960 года, где он стал профессором в 1983 году. Его преподавание оказало большое влияние на несколько поколений музыкантов. Он написал более 1000 работ (из них 800 опубликовано) практически по всем аспектам теории музыки. Особенно важны были его учебники гармонии (как теоретические, так и практические), которые теперь общепризнаны в России как стандарт продвинутого музыкального образования.

Политические взгляды Холопова, его этические и эстетические принципы сформулированы в программной статье об Э. Денисове:

«Денисов тоже стал свидетелем действительно страшной эпохи - крушения России 90-х. со стороны политики он, конечно, не мог видеть всего, что действительно происходило на его родине [...]. Тем не менее, он совершенно уверен, что сохранит свою идейно-художественную позицию и будет противостоять «демократическим» тенденциям распада, аморализм, беспринципность и культ наживы. Можно провести аналогию между позицией Денисова и позицией Оливье Мессиана, когда последний был заключен в концлагерь. [...] Этические и эстетические принципы личности Денисова очень совпадали. хорошо с его жизнью, крепким физическим и душевным здоровьем этого сибиряка, с его доброй улыбкой, стойкой приветливостью и правильными манерами, с нормальной человеческой жизнерадостностью. Только представьте: мужчина 65 лет, всемирно известный композитор в своей московской квартире с молодой женой и двумя забавными девчонками, дочерьми: это психологическая парадигма музыки Денисова, жизненно нормальной, искренне здоровой, красивой, утонченной, яркой, внутренней устойчивой. "(Ю. Н. Холопов. Эдисон Денисов и музыка конца века. В: Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Stat’i. Воспоминания. Документы [Свет. Доброта. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы / под ред. В.Ценовой. Москва, 1999, с. 6–7).

Избранные книги

Комментарий. Все книги Холопова изначально написаны на русском языке

  • Современные особенности Гармонии Прокофьева. М.: Музыка, 1967. Ориг. название: Современные черты гармонии Прокофьева
  • Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974. Ориг. название: Очерки современной гармонии
  • (совместно с Валентиной Холоповой) Антон Веберн. Жизнь и работа. М.: Советский композитор, 1984; Берлин, 1989 (на немецком языке); Милан, 1990 (на итальянском языке). Ориг. title: Антон Веберн. Жизнь и творчество
  • Гармония. Теоретический курс. Москва: Музыка, 1988; 2-е изд. перераб. СПб: Лань, 2003. Ориг. название: Гармония. Теоретический курс
  • (совместно с Валерией Ценовой) Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993; Амстердам: Harwood Academic Publishers, 1995 (на английском языке). Ориг. название: Эдисон Денисов
  • (совместно с Валентиной Холоповой) Музыка Веберна. М.: Композитор, 1999. Ориг. title: Музыка Веберна
  • (совместно с Валерией Ценовой) Эдисон Денисов - Русский голос в европейской новой музыке. Берлин: Verlag Ernst Kuhn, 2002. На английском языке
  • Harmony. Практический курс. 2 вл. М.: Композитор, 2003; 2-е изд. Москва, 2005. Ориг. название: Гармония. Практический курс
  • Музыкальная теория Генриха Шенкера. М.: Композитор, 2006. Ориг. название: Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера
  • Введение в музыкальную форму / Под ред. Т. Кюрегян и В. Ценова. М.: Московская консерватория, 2006. Ориг. title: Введение в музыкальную формульную
  • Гармонический анализ. 3 вл. М.: Музыка, 1996, 2001, 2009. Ориг. название: Гармонический анализ.
Избранные статьи
Критика

Попытка Холопова выстроить учение о музыкально-историческом процессе оказалась неудачной. Утверждалось, что оно тавтологично, фантастично и даже химерично. Попытка смягчить жесткие оценки концепции завершилась признанием мифом смелого и неудачного штурма проблемы Юрием Николаевичем.

В склонности Холопова к мифотворчеству может убедиться каждый, прочитавший фантастическая химера «спектр радуги интервалов» в определении Холоповым естественного гармонического ряда.

Примечания
Литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-23 04:14:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте