Борис Тищенко

редактировать

Борис Иванович Тищенко (русский Бори́с Ива́нович Ти́щенко; 23 марта 1939 - 9 декабря 2010) был русским и советским композитором и пианист.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Музыка
  • 3 Произведения
    • 3.1 Сцена
    • 3.2 Музыка из фильмов
    • 3.3 Оркестровый
    • 3.4 Концертант
    • 3.5 Фортепиано
    • 3,6 Инструментальная
    • 3,7 Камерная
    • 3,8 Вокально-оркестровая
    • 3,9 Вокал
    • 3.10 Аранжировки / оркестровки
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Жизнь

Тищенко родился в Ленинграде. С 1954 по 1957 год учился в Ленинградском музыкальном училище. Здесь обучался композиции у Галины Уствольской и фортепиано у Михелиса. Затем с 1957 по 1963 год учился композиции у Вадима Салманова, Виктора Волошинова и Ореста Евлахова, а по фортепиано у Л. Логовинского в Ленинградской консерватории. С 1962 по 1965 год учился в аспирантуре у композитора Дмитрия Шостаковича. С 1965 года он поступил на факультет Ленинградской консерватории, а в 1986 году стал там профессором.

Тищенко был женат. три раза. От первого брака с пианисткой Анастасией Браудо родился сын Дмитрий. Его второй женой стала певица Галина Куличенко, а у пары родился сын Всеволод. Оба брака закончились разводом. Его третьей женой была арфистка Ирина Донская, и в их браке родился сын Андрей. Его третья жена и все его сыновья пережили его.

Музыка

Его продукция включает восемь пронумерованных симфоний, девять ненумерованных симфоний, два скрипичных концерта, два концерта для виолончели, фортепианный концерт, концерт для арфы., концерт для флейты и фортепиано, концерт для скрипки и фортепиано, шесть струнных квартетов, две сонаты для виолончели, одиннадцать сонат для фортепиано, реквием, камерные и вокальные произведения, опера «Украденное солнце», оперетта «Таракан», три балета «Двенадцать»., Муха и Ярославна (Затмение), а также музыкальное сопровождение для театра и кино.

Музыкальный стиль и композиторская манера Тищенко свидетельствует о том, что он типичный представитель ленинградской композиторской школы. На него очень сильно повлияла музыка его учителей Дмитрия Шостаковича и Галины Уствольской, по-своему обращая эти влияния. Он пытался использовать некоторые экспериментальные и модернистские идеи, такие как двенадцатитоновая или алеаторическая техника, но был гораздо больше привязан к местным традициям своей родины. Он проявил некоторую оригинальность, озвучив свой Второй концерт для виолончели с 48 виолончелями, 12 контрабасами и ударными (1969). Десять лет спустя, однако, он переорганизовал его для более практичной комбинации.

Он был удостоен чести оркестровки Шостаковича его Первого виолончельного концерта и отплатил своему мастеру оркестровкой, редактированием и транскрипцией нескольких партитур Шостаковича. Реквием Тищенко на запретное стихотворение Анны Ахматовой, написанный в период политического застоя в 1966 году, был смелым культурным жестом.

Произведения

Этап

  • Ново вспаханная целина, музыкальное сопровождение, соч. 16 (1959)
  • Двенадцать, балет в четырех действиях, соч. 25 (1963)
  • Смерть Пушкина, драматическая музыка, соч. 38 (1967)
  • Fly-Bee, балет в одном действии, Op 39 (1968)
  • Украденное солнце, опера в одном действии, Op. 40 (1968) (либретто Михаила Бялика, З. Корогодского и Б. Тищенко, по сказке Корнея Чуковского )
  • Таракан, музыкальная комедия в одном действии, соч.41 (1968) (либретто З. Корогодский, по сказке Корнея Чуковского )
  • Выбор, музыка к пьесе А. Арбузова, соч.51 (1972)
  • Тот, кто получает пощечину, музыка по пьесе Л. Андреева, Соч. 55 (1973)
  • Цирковая сюита, ​​из вышеперечисленного, соч. 55а (1973)
  • Ярославна (Затмение), балет в трех действиях, соч.58 (1974)
  • Совет и любовь, музыка по пьесе В. Тендрякова, соч. 60 (1974)
  • Жаворонок, эпизодическая музыка к пьесе Ж. Ануила, соч. 62 (1974)
  • Роза Бернд, музыка к пьесе Г. Гауптмана, соч.65 (1975)
  • Дети Солнца, музыка к пьесе М. Горького, соч.66 (1976)
  • Невежество, музыка по пьесе Д. Фонвизина, соч.68 (1976)
  • Семь позывных, соч.70 (1977) (музыка к Олимпиаде 1980 года, но не использовалась)
  • Иванов, музыка по пьесе А. Чехова, соч.72 (1978)
  • Эмигрант фр. ом Брисбен, музыка по пьесе Г. Шехаде, соч. 73 (1978)
  • Ричард Третий, музыка по пьесе У. Шекспира, соч. 74 (1978)
  • Берег на музыку Ю. Бондарева, соч. 75 (1979)
  • Извините, музыка по пьесе В. Астафьева, соч. 78 (1980)
  • Продолжение «Дон Жуана», музыка по пьесе А. Радзинского, соч. 82 (1980)
  • Слухи, музыка по пьесе А. Салинского, соч. 88 (1983)
  • Такая долгая зима, музыка Ю. Пьеса Воронова, соч. 89 (1984)
  • Свет, но не тепло, музыка по пьесе А. Островского, соч. 95 (1986)
  • Три сестры, музыка по пьесе Чехова, соч. 102 (1987)
  • Собачье сердце, музыка по пьесе Червинского, соч. 103 (1988)
  • Событие, музыка по пьесе Набокова, соч. 110 (1991)
  • Жорж Данден, Музыка к пьесе Мольера, Op 117 (1993)
  • Борис Годунов, музыка к трагедии Пушкина, соч. 126 (1999)
  • Дуэль, музыка к драме А. Чехова, соч. 134 (2003)

Музыка из фильмов

  • На одной планете, соч. 33 (1965)
  • Рождение корабля, соч. 43 (1969)
  • Пирс этого берега, соч. 49 (1971)
  • Слово о войсках князя Игоря, соч. 50 (1971) (не выпущен)
  • День приема по личным вопросам, соч. 59 (1974)
  • Дети как дети, соч. 71 (1978)
  • Свет в окне, соч. 79 (1980)
  • Сергей Иванович уходит в отставку, соч. 80 (1980)
  • Еще до войны, Op. 86 (1982) (не используется)
  • Пожары, соч. 91 (1984)
  • Игорь Савович, соч. 100 (1986)
  • Затерянное время, соч. 107 (1988)

Оркестровые

  • Симфонии
    • Симфония № 1, соч. 20 (1961)
    • Симфония № 2 (Марина), соч. 28 (1964)
    • Симфония № 3, соч. 36 (1966)
    • Симфония №4 с рассказчиком, соч. 61 (1974)
    • Симфония № 5, соч. 67 (1976)
    • Симфония № 6, для сопрано, контральто и симфонического оркестра, соч. 105 (1988)
    • Симфония № 7, соч. 119 (1994)
    • Симфония № 8, соч. 149 (2008)
    • Симфония № 9 (2009, неоконченная)
  • Praeludium e Fugue, для струнного оркестра, соч. 7 (1957)
  • Французская симфония, соч. 12/116 (1958, ред. 1993)
  • Данаида, симфоническая поэма, соч. 24 (1963)
  • Октавы, соч. 26 (1963)
  • Палех, соч. 34 (1965)
  • Sinfonia Robusta, Op. 46 (1970)
  • Praeludium in E, симфоническая пьеса, соч. 87 (1983) (К юбилею оркестра Ю. Мравинского)
  • Хроника блокады, симфония для полного оркестра, соч.92 (1984)
  • Концерт Аллы Марсия, для шестнадцати солистов, Соч. 106 (1989)
  • Беатрис (Хореосимфонический цикл, 1998–2005)
    • Симфония Данте № 1 («Среди живых»), соч. 123 No. 1 (1998)
    • Симфония Данте № 2 («Оставьте надежду, все, кто сюда входит»), соч. 123 No. 2 (2000)
    • Симфония Данте № 3 («Ад»), соч. 123 No. 3 (2001)
    • Симфония Данте № 4 ("Чистилище"), соч. 123 No. 4 (2003)
    • Симфония Данте № 5 ("Рай"), соч. 123 No. 5 (2005)
  • A Пушкин Симфония, соч. 125 (1998)
  • Огромная соната для струнного оркестра, соч. 132 (2002)
  • Вариации на три темы Д. Шостаковича для симфонического оркестра, соч. 143 (2005)

Concertante

  • Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 21 (1962)
  • Концерт для скрипки № 1, соч. 9/29 (1958, ред. 1964)
  • Концерт для скрипки № 2, соч. 84 (1981)
  • Концерт для виолончели № 1, для виолончели соло, 17 духовых инструментов, ударных и фисгармонии, соч. 23 (1963) (Также оркестровал Дмитрий Шостакович в 1969)
  • Концерт для виолончели № 2, для виолончели соло, 48 виолончелей, 12 контрабасов и ударных, соч. 44 (1969, перетранжировка для оркестра в 1979)
  • Концерт для флейты, фортепиано и струнного оркестра, соч. 54 (1972)
  • Концерт для арфы, соч. 69 (1977)
  • Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра, соч. 144 (2006)

Фортепиано

  • Вариации для фортепиано, соч. 1 (1956)
  • Сонаты для фортепиано
    • Соната для фортепиано № 1, соч. 3/121 (1957, ред. 1995)
    • Соната для фортепиано № 2, соч. 17 (1960)
    • Соната для фортепиано № 3, соч. 32 (1965)
    • Соната для фортепиано № 4, соч. 53 (1972)
    • Соната для фортепиано № 5, соч. 56 (1973)
    • Соната для фортепиано № 6, соч. 64 (1976)
    • Соната № 7 для фортепиано с колоколами, соч. 85 (1982)
    • Соната для фортепиано № 8, соч. 99 (1986)
    • Соната для фортепиано № 9, соч. 114 (1992)
    • Соната для фортепиано № 10 (Эврика!), Соч. 124 (1997)
    • Соната для фортепиано № 11, соч. 151 (2008)
  • Сюита для фортепиано № 1, соч. 4 (1957)
  • Сюита для фортепиано № 2, соч. 6 (1957)
  • Погонщик мулов, басня для фортепиано, соч. 11 (1958)
  • Три загадки для фортепиано, соч. 19 (1960)
  • Восемь портретов для фортепиано в 4 руки, соч. 122б (1996)
  • Нашествие, концертный этюд для фортепиано на тему П. Двойрина, соч. 131 (2002)
  • Muddle, концертный этюд для фортепиано на тему П. Двойрина, соч. 133 (2003)

Инструментальная

  • Соната для скрипки соло № 1, соч. 5 (1957)
  • Соната для скрипки соло № 2, соч. 63 (1975)
  • Соната для виолончели соло № 1, соч. 18 (1960)
  • Соната для виолончели соло № 2, соч. 76 (1979)
  • Соната для виолончели соло № 3, соч. 136 (2003)
  • Рондо для скрипки и фортепиано, соч. 2 (1956)
  • Двенадцать инвенций для органа, соч. 27 (1964)
  • Каприччио для скрипки и фортепиано, соч. 31 (1965)
  • Две пьесы для ударных, соч. 45 (1970)
  • Четыре пьесы для тубы соло, соч. 94 (1985)
  • Двенадцать портретов для органа, соч. 113 (1992)
  • Фантазия для скрипки и фортепиано, соч. 118 (1994)
  • Соната для блокфлейты (пять инструментов) и органа, соч. 127 (1999)

Chamber

  • Praeludium e Fugue, для струнного квартета (1957)
  • Струнные квартеты
    • Струнный квартет № 1, соч. 8 (1957)
    • Струнный квартет № 2, соч. 13 (1959)
    • Струнный квартет № 3, соч. 47 (1970)
    • Струнный квартет № 4, соч. 77 (1980)
    • Струнный квартет № 5, соч. 90 (1984)
    • Струнный квартет № 6, соч. 148 (2007)
  • Северные учения, сюита для ансамбля, соч. 42 (1968)
  • Фортепианный квинтет, соч. 93 (1985)
  • «Собачье сердце», романы для камерного ансамбля (по Михаил Булгаков, соч. 104 (1988)
  • Концерт для кларнета и фортепианного трио, соч. 109 (1990)

Вокальный оркестр

  • Ленин жив, кантата по Владимиру Маяковскому для смешанного хора с оркестром, соч.15 (1959)
  • Суздаль, сюита для сопрано, тенор и камерный оркестр, соч.30 (1964)
  • Реквием по Анне Ахматовой для сопрано, тенора и симфонического оркестра, соч.35 (1966)
  • Hard Фрост, ария для меццо-сопрано с оркестром, соч. 60а (1974)
  • Беатрис, хорово-симфонический цикл по мотивам «Божественной комедии », соч. Данте. 123 (1997)
  • Бег времени, вокальный цикл на стихи Анны Ахматовой для сопрано и струнного оркестра, соч. 135б (2003)

Вокал

  • Белый аист, вокальный цикл для средних голос и фортепиано, соч.10 (1958)
  • Yuaffu, четыре припева для хора а капелла, соч.14 № 1 (1959)
  • Энергия, фуга для хора а капелла, соч. 14 № 2 (1959)
  • Свадьба ing Песня для женского хора, соч. 16а (1959)
  • Грустные песни, вокальный цикл для сопрано и фортепиано, соч. 22 (1962)
  • Три песни на стихи Марины Цветаевой для среднего голоса и фортепиано, соч. 48 (1970)
  • Пять песен на стихи О. Дриза для среднего голоса и фортепиано, соч. 57 (1974)
  • Воля для сопрано, арфы и органа, соч. 96 (1986)
  • Моему брату для сопрано, флейты и арфы, соч. 98 (1986)
  • Сад музыки, кантата для сопрано, меццо-сопрано, баритона и фортепианного трио, соч. 101 (1987)
  • The Chelom Wise Men, вокально-инструментальный квартет для скрипки, сопрано, баса и фортепиано, соч. 112 (1991)
  • The Devildraft, цикл для среднего голоса и фортепиано, соч. 120 (1995)
  • Морской фон, три этюда для низкого голоса и фортепиано на стихи А. Толстого, соч. 128 (2000)
  • Наш час смерти неизбежен, три романса для среднего голоса и фортепиано на стихи Х. Гейне, Д. Хармса и И. Губермана, соч. 129 (2001)
  • Простая правда, три романса на стихи С. Маршака, М. Цветаевой и Г. Шпаликова. Соч. 130 (2001)
  • Бег времени, вокальный цикл на стихи Анны Ахматовой для сопрано, скрипки и виолончели, соч. 135 (2003)
  • Апельсин, вокальный цикл на стихи разных поэтов для сопрано, баса и фортепиано, соч. 137 (2004)
  • Сильные мысли, для солистов и хора а капелла, соч. 145 (2006)

Аранжировки / оркестровки

  • L'Incoronazione di Poppea, Оркестровка оперы К. Монтеверди, соч. 37 (1967)
  • Расшифровка японского гагаку, Op.52 (1972)
  • Борис Годунов, Оркестровка для трех хоров из музыки Прокофьева к трагедии Пушкина, соч. 52а (1972)
  • Сатиры, оркестровка вокального цикла Шостаковича на слова С. Чорного, соч. 81 (1980)
  • Версия фортепианного трио Шостаковича № 1, Opus 81 Bis (1980)
  • Четыре стихотворения капитана Лебядкина, оркестровка вокального цикла Шостаковича на слова Достоевского, соч. 97 (1986)
  • Антиформалистический Маленький Рай (Райок), Оркестровка вокального цикла Шостаковича, соч. 108 (1989)
  • Оркестровка четырех романсов Грига, соч. 111 (1991)
  • Оркестровка семи песен Малера, соч. 115 (1993)
  • Пять романсов на стихи из журнала «Крокодил», оркестровка вокального цикла Шостаковича, соч. 138 (2005)
  • Музыкальная эскапада, оркестровка вокального цикла И. Шлейна, соч. 139 (2005)
  • Реконструкция двух утраченных частей симфонии И. Шлейна "Америка", соч. 139b (2005)
  • Lamento, оркестровка третьей части сонаты для фортепиано № 29 Бетховена для арфы и струнного оркестра, соч. 140 (2005)
  • Реконструкция начала четвертой части симфонии № 2 И. Шлейна, соч. 141 (2005)
  • Вокалис Этюд, оркестровка пьесы Мориса Равеля, соч. 142 (2005) (В форме Хабанеры)

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-13 06:52:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте