Як-32 | |
---|---|
Як-32 на авиасалоне МАКС 2009 | |
Роль | Спортивный самолет |
Производитель | Яковлев |
Первый полет | 1960 |
Основной пользователь | ВВС СССР |
Количество построенных | 3 |
Вариантов | Яковлев Як-30 (1960) |
Яковлев Як-32 (по классификации НАТО Mantis ) был одноместной версией Яковлев Як- 30 (1960), и был объявлен ОКБ первым в мире спортивным самолетом с катапультным креслом. Эта версия получила обозначение Як-104ПС. Ни Як-30, ни Як-32 в серийное производство не поступали.
Як-32 был разработан одновременно с Як-30. Одноместный самолет, спроектированный как спортивный реактивный самолет, так и легкий военный штурмовик. Планер Як-32 был аналогичен Як-30, но был модифицирован, чтобы включить только одноместное сиденье. Яковлев намеревался продавать самолет как спортивный реактивный самолет в то время, когда ни один другой одноместный реактивный самолет не продавался для гражданского использования. Фактически, только в 1970-х годах был представлен реактивный вариант Bede BD-5, когда был предложен другой спортивный самолет, такой как Як-32. Даже в 21 веке производители одноместных спортивных самолетов редко предлагают.
Легкая ударная версия Як-32 получила обозначение Як-32Ш, и планировалось, что она будет включать более совершенную авионику, чем Як-32. Он также мог нести внешние топливные и оружейные грузы, включая внешний топливный бак ZB-500 или ZB-360, бомбы до 500 кг, до четырех гранатометов (самая большая из которых - UB-32 / S-5) и более до четырех ракет К-13 / Р-3С, четырех ракет АРС-240 или четырех огневых установок АОИ-9 или УКП-23 по 250 снарядов в каждой.
5 августа 1971 г. один из Як- 32s было приказано оснастить самолетом RU19P-300, который был модифицирован для обеспечения более длительного перевернутого полета. Самолет получил обозначение Як-32П. Летная оценка самолета ничуть не хуже оригинального Як-32.
Три прототипа Як-32 были построены в 1960-1961 годах одновременно с четырьмя прототипами учебно-тренировочных Як-30. У них были позывные 32, 60 и 70. Самолеты 30 и 70 показали фигуры высшего пилотажа на Дне авиации 1961 года в Тушино. В дальнейшем они установили несколько рекордов мирового класса (их тяга была неверно сообщена FAI как 800 кг).
ASCC присвоила Як-32 / Як-104 название «Mantis».
Данные из
Общие характеристики
Производительность
Родственная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
На Викискладе есть материалы, связанные с Яковлев Як-32. |