Як-30 | |
---|---|
Роль | Тренер |
Производитель | Яковлев |
Первый полет | 20 мая 1960 г. |
Основной пользователь | ВВС СССР |
Построено | 4 |
Варианты | Яковлев Як-32 |
Яковлев Як-30 (отчетное название НАТО Magnum ), первоначально обозначавшееся Яковлев 104, было заявкой Яковлева на конкурс на первый военный реактивный учебно-тренировочный самолет, разработанный для Варшавский договор наций. Разработанный на смену УТИ Як-17, он также привел к разработке спортивного реактивного самолета Яковлев Як-32. Як-30 проиграл Л-29 Дельфин, и ни он, ни Як-32 в серийное производство не пошли.
В 1959 г. 77>Советские ВВС провели конкурс на первый специально построенный реактивный учебно-тренировочный самолет, который поступит на вооружение стран Советского Союза и Варшавского договора. До этого все советские учебно-тренировочные реактивные самолеты, такие как УТИ Яковлева Як-17, были модифицированы из существующих реактивных истребителей. Поскольку Яковлев производил большую часть учебно-тренировочных самолетов Советского Союза после Второй мировой войны, победа в конкурсе была чрезвычайно важна, так как победитель будет выпускаться массово в течение многих лет. Яковлев выступил на соревнованиях Як-30. Удивительно, но это был единственный конкурент из Советского Союза.
Як-30 был цельнометаллическим самолетом, полностью сделанным из легких сплавов. Его конструкция была простой и недорогой, так как два лонжерона крыла были сделаны из нервюр из прессованного листа. В простом эллиптическом фюзеляже ученик и инструктор располагались в единой негерметичной тандемной кабине. Топливо было ограничено 600 литрами (132 галлона) в баке-мешке, расположенном в фюзеляже над крылом.
Двигатель был разработан Турманским РУ-19, созданный специально для самолета. Как и остальные самолеты, он был просто спроектирован - одновальный турбореактивный двигатель с семиступенчатым осевым компрессором, рассчитанный на тягу 900 кг (1984 фунтов). Воздух подавался через очень маленькие воздухозаборники, расположенные в корнях крыла, и выбрасывался прямо под хвостовую часть фюзеляжа без реактивного сопла. Для облегчения обслуживания двигатель можно было опустить прямо вниз, не повреждая фюзеляж.
Хвостовое оперение было закреплено на полпути вверх по резко стреловидному стабилизатору, и все рулевые поверхности приводились в движение вручную стержнями, которые проходили по спинной части позвоночника. по верхней поверхности самолета, заканчиваясь в задней части фонаря. Длинный сплошной навес был из дутого оргстекла и выпуклый, чтобы обеспечить лучший обзор сверху. Он скользил назад по длинным рельсам. Инструктор мог активировать оба катапультируемых сиденья, в то время как ученик мог стрелять только своим сиденьем. Обе позиции кабины имели полный набор органов управления.
Шасси трехколесного велосипеда было убирающимся. Основные блоки убирались внутрь, а управляемое переднее колесо втягивалось вперед в отсек, закрытый двумя дверями. Хотя предусматривалось вооружение, аналогичное военной версии одноместного Яковлева Як-32, на четырех прототипах вооружения не было.
Техническим руководителем программы был КВ. Синельщиков. Главными инженерами были В.А. Шаврин, В.Г. Цвелов и В.П. Власов.
ОКБ построило единый планер для статических и усталостных испытаний, а также четыре летающих прототипа (позывные 30, 50, 80). и 90). Одновременно были собраны два Як-32.
Яковлев Як-30 (RA-0841G)Заводские испытания проходили с 20 мая 1960 г. по март 1961 г. Всего было совершено 82 полета при 43 часах 36. минут полетного времени. Никаких сложностей в эксплуатации самолета не обнаружено. Конкуренция в итоге сводилась к трем самолетам, соперниками были чехословацкий L-29 Delfin и польский TS-11 Iskra. Искра была быстро ликвидирована и отправлена обратно в Польшу, оставив Як-30 на равных с L-29, в котором конструкция Яка показала гораздо лучшие характеристики, включая меньший вес, лучшую маневренность и меньшие производственные затраты.. Однако, в конце концов, было принято политическое решение выбрать в августе 1961 года более прочный чехословацкий L-29 в качестве основного учебно-тренировочного реактивного самолета для всех стран Советского Союза и стран Варшавского договора, кроме Польши. Сразу после этого решения пилот ОКБ Смирнов установил на Як-30 несколько официальных мировых рекордов на легких реактивных самолетах. К ним относятся скорость на дистанции 25 км (767,308 км / ч) и максимальная высота 16 128 метров. Один из сохранившихся прототипов выставлен в Центральном музее ВВС в Монино под Москвой.
Данные военного завода: Яковлев Як-30 (Магнум) Крылья Родины
Общие характеристики
Характеристики
Родственная разработка
Самолет сопоставимого назначения, конфигурация, и эпоха
На Викискладе есть материалы, связанные с Яковлев Як-30. |