Уильям Майкл Харнетт (10 августа 1848 г. - 29 октября 1892 г.) был ирландским -американским художником, известным своим его trompe-l'œil натюрморты обычных предметов.
Харнетт родился в Клонакилти, графство Корк, Ирландия во времена Великий голод. Вскоре после его рождения его семья эмигрировала в Америку, поселившись в Филадельфии. Став гражданином Соединенных Штатов в 1868 году, он в молодости зарабатывал себе на жизнь, гравируя рисунки на столовом серебре, а также посещал вечерние занятия в Пенсильванской академии изящных искусств, а затем в Нью-Йорке. York, в Cooper Union и в Национальной академии дизайна. Его первая известная картина маслом, натюрморт, датируется 1874 годом.
Стиль тромпа Живопись, которую разработал Харнетт, была самобытной и вдохновляла многих подражателей, но не без прецедентов. Некоторые голландские художники 17 века, Питер Клас, например, специализировались на настольных натюрмортах удивительной правдоподобности. Рафаэль Пил, работавшая в Филадельфии в начале XIX века, впервые применила эту форму в Америке. Что отличает работы Харнетта, помимо его огромного мастерства, так это его интерес к изображению объектов, которые обычно не являются предметом картины.
Харнетт рисовал музыкальные инструменты, висячие дичи и кружки, а также рисовал нетрадиционную Золотую подкову (1886 г.), единственную ржавую подкову, которая была прибита к доске. Он нарисовал беспорядочную груду подержанных книг, положенных на ящик, Job Lot, Cheap (1878), а также огнестрельное оружие и даже бумажные деньги. Его работы хорошо продавались, но их чаще можно было найти висящими в таверне или бизнес-офисе, чем в музее, поскольку они не соответствовали современным представлениям о высоком искусстве.
Уильям Майкл Харнетт - «Роза последнего лета»Харнетт провел 1880–1886 годы в Европе, оставаясь в Мюнхене с 1881 до начала 1885 года. Самые известные картины Харнетта, четыре версии «После» «Охота» были написаны между 1883 и 1885 годами. Каждая из них представляет собой впечатляющую композицию из охотничьего снаряжения и мертвой дичи, висящую на двери с декоративными петлями справа и замочной скважиной слева. Эти картины, такие как изображения подковы или валюты, упомянутые ранее, особенно эффективны в качестве trompe-l'œil, потому что объекты занимают неглубокое пространство, а это означает, что иллюзия не портится сдвигом параллакса, если зритель движется.
В целом, работы Харнетта больше всего сопоставимы с работами чуть более молодого Джона Ф. Пето. Два художника знали друг друга, и можно сравнить две картины с изображением скрипок. В произведении Харнетта «Музыка и удача» 1888 года изображена скрипка, висящая на двери с декоративными петлями и слегка разорванной нотной записью за ней. Элементы расположены стабильно, продуманно. На картине Пето 1890 года скрипка висящая наклонно, со сколами и потертостями, с одной порванной струной. Ноты загнуты, разорваны по краям и размещены наугад позади инструмента. Петли менее витиеватые, одна сломана. Предметы Харнетта имеют признаки использования, но хорошо сохранились, в то время как более скромные предметы Пето почти израсходованы.
Калечащий ревматизм преследовал Харнетта в последние годы его жизни, сокращая количество, но не качество его картин. Он умер в Нью-Йорке в 1892 году. Другие художники, написавшие подобные композиции вслед за Харнеттом, включают его современника Джона Хаберла и его последователей, таких как Отис Кэй и Джефферсон Дэвид Чалфант.
Работы Харнетта находятся в коллекциях Художественной галереи Олбрайт-Нокс (Буффало, Нью-Йорк), Музея Амона Картера ( Техас), Далласский музей искусств, Чикагский институт искусств, Бруклинский художественный музей, Художественный музей Карнеги (Питтсбург), Художественный музей Цинциннати, Художественный музей Кливленда, Детройтский институт искусств, Музеи изящных искусств Сан-Франциско, Художественные музеи Гарвардского университета, Художественный музей Хай (Атланта, Джорджия), Художественный музей Гонолулу, Художественный музей Джослин (Небраска), Музей искусств округа Лос-Анджелес, Музей искусств Метрополитен, Национальная галерея искусств ( Вашингтон), Национальная галерея Канады (Оттава), Художественный музей Филадельфии, Художественный музей Сан-Диего (Калифорния), Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Художественный музей Толедо (Огайо), Уодсворт Атенеум (Коннектикут) и Художественный музей Уичито среди прочего.
Натюрморт, 1877 год
Музыка и литература, 1878
Стол секретаря, 1879
Рабочий стол, 1882
После охоты, 1883, Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния
После охоты, 1884, Институт американского искусства Батлера, Янгстаун, Огайо
После охоты, 1885, Калифорнийский дворец Почетного легиона, Сан-Франциско
Старая скрипка, 1886, Национальная галерея of Art, Вашингтон, округ Колумбия.
Музыка и удача, 1888, Метрополитен-музей
Со «Staats Zeitung», 1890
Верный Кольт, Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут, 1890
Натюрморт с тремя замками, табак, 1880, Бруклинский музей
Уильям М. Харнет был удостоен памятной марки США в 1969 году, впервые выставленной на продажу в Бостоне, штат Массачусетс, в декабре. 3, 1969. На марке изображена картина «Старые модели», хранящаяся в коллекции Бостонского музея изящных искусств.
Викискладе есть материалы, связанные с Уильямом Майклом Харнеттом. |