Водоснабжение и канализация в Африке к югу от Сахары

редактировать

Хотя доступ к водоснабжению и канализации в Африке к югу от Сахары был Неуклонно улучшаясь за последние два десятилетия, этот регион по-прежнему отстает от всех других развивающихся регионов. Доступ к улучшенному водоснабжению увеличился с 49% в 1990 году до 68% в 2015 году, в то время как доступ к улучшенным санитарным условиям увеличился только с 28% до 31% за тот же период. Страны Африки к югу от Сахары не достигли Целей развития тысячелетия (ЦРТ, 1990–2015 гг.) По сокращению вдвое доли населения, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде и санитарии между 1990 и 2015 годами. Между странами Африки к югу от Сахары, а также между городскими и сельскими районами все еще существуют большие различия. ЦРТ устанавливают международные задачи по сокращению неадекватного охвата услугами водоснабжения и санитарии и гигиены (WASH), и теперь существуют новые задачи в рамках Целей устойчивого развития (ЦУР, 2016–2030). В ЦРТ содержится призыв к сокращению вдвое доли населения, не имеющего доступа к надлежащей воде и санитарии, в то время как ЦУР призывают к всеобщему доступу, требуют постепенного сокращения неравенства и включают гигиену в дополнение к воде и санитарии. В частности, цель устойчивого развития ЦУР6 направлена ​​на обеспечение доступности и устойчивого управления водоснабжением и санитарией для всех.

Обычно вода предоставляется коммунальными предприятиями в городских и муниципальных районах или группами населения в сельской местности.. Канализационные сети встречаются нечасто, а очистка сточных вод встречается еще реже. Санитарно-гигиенические услуги часто осуществляются в виде индивидуальных туалетов с выгребной ямой или общих туалетов. 70% инвестиций в водоснабжение и санитарию в странах Африки к югу от Сахары финансируется из внутренних источников и только 30% финансируется извне (в среднем за 2001–2005 годы). Большая часть внутреннего финансирования - это самофинансирование домашних хозяйств (2,1 миллиарда долларов), которое в основном предназначено для санитарии на местах, таких как уборные. Финансирование государственного сектора (1,2 млрд долларов США) почти равно внешнему финансированию (1,4 млрд долларов США). Вклад частного коммерческого финансирования был незначительным - всего 10 миллионов долларов.

Карта Африки к югу от Сахары.
Содержание
  • 1 Доступ
    • 1.1 Общие тенденции
    • 1.2 Национальные различия
    • 1.3 Несоответствие между городом и деревней
    • 1.4 Различные интерпретации доступ
  • 2 Национальные заинтересованные стороны в сфере водоснабжения и канализации
    • 2.1 Городские районы
    • 2.2 Сельские районы
  • 3 Качество услуг
  • 4 Финансовые аспекты
    • 4.1 Тарифы и возмещение затрат
    • 4.2 Эффективность
    • 4.3 Расходы
    • 4.4 Финансирование
  • 5 Внешнее сотрудничество
  • 6 Стратегии улучшения
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Доступ

Общие тенденции

Доступ к улучшенным водоснабжению и санитарии в 7 странах к югу от Сахары с 1990 по 2008 год. Источник: Совместная программа мониторинга ВОЗ / ЮНИСЕФ (2010)

Доступ к воде в странах Африки к югу от Сахары снабжение и санитария улучшилось, но регион отстает от всех других развивающихся регионов: доступ к безопасной питьевой воде увеличился с 49% в 1990 году до 60% в 2008 году, в то же время доступ к питьевой воде увеличился. Доказанная санитария выросла только с 28% до 31%. Страны Африки к югу от Сахары не достигли Целей развития тысячелетия по сокращению вдвое доли населения, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде и санитарии, в период с 1990 по 2015 годы. Эти тенденции в области водоснабжения и санитарии напрямую отражаются на здоровье: детская смертность в возрасте до пяти лет значительно снизилась во всем мире, но Африка к югу от Сахары показала самые медленные темпы прогресса. В новых задачах, установленных в рамках Целей устойчивого развития, в отличие от ЦРТ, питьевая вода и санитария будут сообщаться отдельно, то есть цели по доступу к безопасной и доступной по цене питьевой воде (задача 6.1) и адекватным и справедливым санитарии и гигиене (задача 6.2). ЦУР также включали отчетность по гигиене, которая отсутствовала в ЦРТ.

Национальные различия

Между странами региона к югу от Сахары существуют большие различия. Доступ к безопасной питьевой воде варьируется от 38% в Эфиопии до 91% в Южной Африке, тогда как доступ к улучшенным санитарным условиям колеблется от 11% в Буркина-Фасо до 77% в Южной Африке. Ситуация в Кот-д'Ивуаре значительно лучше, доступ к улучшенным источникам питьевой воды составляет 82%

Неравенство между городом и деревней

Во всем регионе к югу от Сахары охват водоснабжением и канализацией в городских районах это почти вдвое больше, чем в сельской местности, как по водоснабжению (83% в городских районах, 47% в сельских районах), так и по канализации (44% против 24%). Тем не менее, сельские районы улучшаются быстрыми темпами, тогда как в городских районах расширение инфраструктуры водоснабжения и канализации едва успевает за быстрым ростом городской демографии.

Различные интерпретации доступа

Замечание что понятия «доступ» и «улучшенный» не являются однозначными. Определения, используемые в Совместной программе ВОЗ / ЮНИСЕФ по мониторингу водоснабжения и санитарии, не обязательно совпадают с определениями других обследований или национальной политики. Правительство Буркина-Фасо, например, принимает во внимание такие аспекты, как время ожидания и качество воды. Фактически, почти половина домохозяйств к югу от Сахары, которые, по данным ВОЗ / ЮНИСЕФ, «имеют доступ к улучшенному водоснабжению», тратят более получаса в день на сбор воды. Хотя эта потеря времени упоминается в отчете ВОЗ / ЮНИСЕФ, она не влияет на их различие между «улучшенным» и «не улучшенным».

Национальные заинтересованные стороны в сфере водоснабжения и санитарии

С 1990-х годов почти все африканские страны децентрализовали свою политическую власть от центра к местным властям: это началось в 1993 году., в Эфиопии в 1995 г., в Руанде в 2002 г., в Буркина-Фасо в 2004 г.... Наряду с процессом децентрализации, реформа системы водоснабжения и сектор санитарии был пройден. Организационные структуры водоснабжения и санитарии, которые возникли на его основе, различаются по всему континенту. Можно сделать два общих различия.

В первую очередь следует различать обязанности по водоснабжению и санитарии в (i) городских и (ii) сельских районах. Большинство правительств создали корпоративные коммунальные предприятия для водоснабжения и канализации в городских районах. В сельской местности ответственность обычно лежит в руках муниципалитета, общинных групп или местных частных компаний. Задача центрального правительства обычно ограничивается установлением национальных целей и правил в отношении водоснабжения и канализации.

Второе различие, касающееся городских территорий, существует между теми странами (в основном франкоязычными), которые сохранили одно национальное коммунальное предприятие, действующим во всех городских районах страны, и другими странами (в основном англоязычными), которые имеют дальнейшее развитие. децентрализовали коммунальные службы в местные юрисдикции

Городские районы

Вовлечение частного сектора в водоснабжение к югу от Сахары. Справочный документ AICD 12

В последние два десятилетия управление городским водоснабжением и канализацией все чаще передается в руки вновь созданных коммунальных предприятий. В некоторых случаях эти предприятия водоснабжения и канализации также поставляют электричество. Большинство этих коммунальных предприятий корпоративны, что означает, что они подражают частной компании с точки зрения производительности и финансовой независимости. Тем не менее, они сильно различаются по правовому статусу и структуре собственности.

Были надежды, что, создав независимые коммунальные предприятия, их бизнес станет коммерчески устойчивым и привлечет частный капитал. Почти половина стран к югу от Сахары экспериментировали с той или иной формой участия частного сектора в секторе коммунальных услуг с начала 1990-х годов, что в значительной степени поддерживалось Всемирным банком. Опыт работы с этими контрактами с частным сектором неоднозначен. Хотя им не удалось привлечь много частного капитала, некоторые из них улучшили свои показатели. Однако почти одна треть была закрыта до предполагаемого прекращения, например, в Дар-эс-Саламе в Танзании. Другие не были продлены.

Сегодня почти половина коммунальных предприятий - это государственные предприятия, большинство из которых принадлежит центральному правительству. Сенегал является примером успешного участия частного сектора: affermage (аренда) подключения к сети частному оператору значительно повысило эффективность и способствовало увеличению доступа. Помимо Сенегала, частные операторы по-прежнему играют роль в Южной Африке (четыре предприятия), Гане, Мозамбике и Уганда (в малых городах). В Уганде и Буркина-Фасо государственные национальные коммунальные предприятия были усилены за счет краткосрочных государственно-частных партнерств в форме контрактов на оказание услуг, ориентированных на результат.

Коммунальные услуги никогда не достигают всех домохозяйств на их территории. Доля неподключенных городских домохозяйств колеблется от более 80% в бедных странах, таких как Уганда, Мозамбик, Руанда, Нигерия, и до 21% в Намибии и 12% в Южной Африке.

Некоторые африканские коммунальные предприятия отвечают только за водоснабжение, в то время как другие также отвечают за санитарию. Некоторые национальные водоканалы, особенно во франкоязычных странах Африки, также предоставляют электричество. Это касается, в частности, Габона, Мавритании и Руанды.

Поскольку быстрый демографический рост проявляется в расширении пригородных районов и районов трущоб, которые редко обслуживаются водопроводом или канализацией, доля городских домохозяйств, подключенных к водопроводу, неуклонно снижается с 50% в 1990 году до 39% в 2005 г. Не подключенные домохозяйства должны полагаться на альтернативы - формальные или неформальные - такие как: общие водозаборные трубы или скважины, цистерны для воды и перепродавцы домов. Обычно водопроводные трубы являются основным источником воды для неподключенных к сети городских домохозяйств.

Сельские районы

Ответственность за водоснабжение и санитарию в сельских районах в большинстве стран была децентрализована муниципалитетам: они определяют потребности в воде и санитарии и планируют инфраструктуру в соответствии с национальное водное законодательство. Различные центральные правительства создали национальный социальный фонд (поддерживаемый донорами), из которого муниципалитеты могут получать деньги для финансирования инфраструктуры сельского водоснабжения и канализации. Хотя инфраструктура обычно принадлежит муниципалитетам, они редко предоставляют услуги. Это скорее делегируется общественным организациям или местным частным компаниям. Исследования Всемирного банка и других предполагают необходимость уделения большего внимания частному сектору эксплуатации всех типов систем водоснабжения в сельской местности.

В Кении, Танзании. и Южная Африка, коммунальные предприятия также предоставляют услуги сельским жителям, хотя это не препятствует сосуществованию различных механизмов для сельских территорий в этих странах. В Руанде местные частные операторы распространены в сельских районах. Большинство стран региона играют активную роль в строительстве инфраструктуры (в основном скважин). Другие страны пробуют другие подходы, такие как самообеспечение водой и санитарией, где большую часть инвестиционных затрат на простые системы несут пользователи. Самообеспечение в настоящее время является частью национальной политики в Эфиопии и в прошлом широко применялось в Зимбабве.

Качество обслуживания

Первым показателем качества услуг водоснабжения является непрерывность обслуживания. Городские коммунальные предприятия предоставляют непрерывные услуги в Буркина-Фасо, Сенегале и Южной Африке, но с большой периодичностью работают в Эфиопии и Замбии.. В сельской местности непрерывность выражается соотношением вышедших из строя точек водоснабжения или средним временем в год или месяц, когда точка водоснабжения не используется. В странах к югу от Сахары с низким уровнем доходов, ориентировочно, более одной трети инфраструктуры сельского водоснабжения не используется.

Вторым показателем качества является соблюдение микробиологических норм воды. ВОЗ / ЮНЕСКО недавно разработали метод обследования (RADWQ). В среднем в развивающихся странах соблюдение норм ВОЗ составляет около 90% для водопроводной воды и от 40% до 70% для других улучшенных источников. Национальные или региональные данные еще не опубликованы.

Финансовые аспекты

Тарифы и возмещение затрат

Официальные и неофициальные тарифы на воду в 6 городах к югу от Сахары. База данных обследования ВСС Всемирного банка

В странах Африки к югу от Сахары цены на официальные услуги водоснабжения и санитарии занижены. Первым следствием является недостаточное возмещение затрат, ведущее к зависимости от иностранной помощи и государственной поддержки, а также к недостаточным инвестициям. Во-вторых, занижение цен социально несправедливо. Поскольку самые бедные социальные группы в меньшей степени подключены к водопроводным сетям и канализации, им необходимо обратиться к альтернативным вариантам, и в некоторых случаях они платят кратный официальный тариф. Таким образом, беднейшие слои населения страдают дважды: у них меньше доступа к улучшенным водоснабжению и канализации, и им нужно платить больше.

Южная Африка выделяется тем, что ввела бесплатные базовые коммунальные услуги для всех, включая бесплатную подачу 6 м воды в месяц.

Тарифы в размере около 0,40 доллара США за м² считаются достаточными для покрытия эксплуатационных расходов в большинстве развивающихся стран, в то время как 1 доллар США покрывает расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и инфраструктуру. Предполагая, что тариф является доступным до тех пор, пока счет не превышает 5% бюджета домохозяйства, Всемирный банк рассчитывает, что даже в странах к югу от Сахары с низким доходом до 40% домохозяйств должны иметь возможность платить в полном объеме. -тариф 1 доллар за м

Эффективность

Количество сотрудников на 1000 подключений является показателем технической эффективности ЖКХ. В Африке к югу от Сахары средний показатель равен 6. Наивысшая эффективность наблюдается в Южной Африке, где четырем предприятиям требуется 2,1–4,0 сотрудников на 1000 подключений. Руанда достигает пика с 38,6 сотрудниками на 1000 подключений.

Еще одним показателем является доля некоммерческой воды (вода, которая потеряна или не измеряется по счетчику). В эффективно управляемой системе эта сумма составляет менее 25%. В 2005 г. он составлял 20% в Сенегале, 18% в Буркина-Фасо, 16% в Water Utility Corporation в Ботсване, 14% в Виндхук в Намибии и 12% в Дракенштейн, Южная Африка. Эти коммунальные предприятия достигли уровней недоходной воды, аналогичных уровням в странах ОЭСР. Однако в других африканских странах уровень недоходной воды чрезвычайно высок: например, он превышает 45% в Замбии, более 60% в Мапуту (Водоснабжение и канализация в Мозамбике | Мозамбике), 75% в Линди (водоснабжение и канализация в Танзании | Танзания) и 80% в Кадуна (Нигерия). Данных об эффективности в сельской местности немного.

Расходы

В странах Африки к югу от Сахары текущие расходы на водоснабжение и санитарию (инвестиции, эксплуатация и техническое обслуживание) составляют 7,6 млрд долларов в год, или 1,19% от регионального ВВП.. Это включает 4,7 миллиарда долларов в год на инвестиции (в среднем за 2001-2005 годы). По данным Всемирного банка, общие расходы составляют менее половины того, что потребовалось бы для достижения Целей развития тысячелетия в странах Африки к югу от Сахары ; для этого потребуется более 16,5 миллиардов долларов в год или 2,6% регионального ВВП. По оценкам Африканского банка развития, для покрытия потребностей Африки в улучшенном водоснабжении и санитарии ежегодно требуется 12 миллиардов долларов.

Расходы часто не являются целевыми. Согласно исследованию Всемирного банка, существует большой разрыв в расходах между сельскими и городскими районами, особенно в столицах. Государственные расходы идут туда, где их легче всего потратить, а не туда, где они наиболее необходимы. На санитарию приходится лишь небольшая часть государственных расходов: низкий спрос домохозяйств на санитарию приводит к тому, что политики не видят санитарию в качестве победителя голосования и, следовательно, выделяют скудные ресурсы секторам с более высоким предполагаемым политическим вознаграждением.

Финансирование

Из 4,7 миллиарда долларов инвестиций в водоснабжение и санитарию в странах Африки к югу от Сахары 70% финансируются из внутренних источников и только 30% финансируются извне (в среднем за 2001-2005 гг.). Большая часть внутреннего финансирования - это самофинансирование домохозяйств (2,1 млрд долларов), которое в основном предназначено для санитарии на территории, такой как туалеты с выгребной ямой. Финансирование государственного сектора (1,2 млрд долларов США) почти равно внешнему финансированию (1,4 млрд долларов США). Вклад частного коммерческого финансирования был незначительным - всего 10 миллионов долларов.

Доля внешнего финансирования сильно различается. В период 2001-2005 гг. Официальная помощь в целях развития профинансировала 71% инвестиций в Бенине, 68% в Танзании, 63% в Кении, 43% в ДР Конго, 34% в Южной Африке, 13% в Нигерии и менее 1%. в Кот-д'Ивуаре или Ботсване. Согласно другому исследованию Всемирного банка по 5 странам, в период 2002-2008 гг. Официальная помощь развитию финансировала в среднем 62% государственных расходов на водоснабжение и санитарию. Доля варьировалась от 83% в Сьерра-Леоне до 23% в Республике Конго.

Внешнее сотрудничество

В 2008 году 1,6 миллиарда долларов иностранной помощи было направлено в сектор водоснабжения и канализации в Страны Африки к югу от Сахары, что составляет 4% всей помощи в целях развития, выделяемой странам Африки к югу от Сахары. Эта иностранная помощь покрывала 21% всех расходов на водоснабжение и санитарию в странах Африки к югу от Сахары и в основном была направлена ​​на инвестиции в инфраструктуру. Эксплуатация и техническое обслуживание финансируются национальными правительствами и доходами потребителей.

Крупнейшими спонсорами водоснабжения и канализации в странах Африки к югу от Сахары являются Всемирный банк, учреждения ЕС, Африканский фонд развития и двусторонняя помощь со стороны Германии и Нидерландов. Соединенные Штаты, хотя и являются крупнейшим донором в Африке к югу от Сахары в абсолютных цифрах, играют незначительную роль в секторе водоснабжения и санитарии.

Общая помощь SSA, в M $ и% от общейПомощь SSA в WSS, в M $ и% от общей
Всемирный банк (IDA)4 856 (12,3%)378 (24,1%)
учреждения ЕС5 056 (12,8%)266 (16,6%)
Африканский фонд развития1 780 (4,5%)193 (12,0%)
Германия2 906 (7,4%)171 (10,7%)
Нидерланды1 446 (3,7%)137 (8,5%)
США6 875 (17,4%)13 (0,8%)
Всего получено SSA39 451 (100%)1 603 (100%)

Особенно в более бедных странах присутствие большого количества разных доноров а западные НПО ставят под сомнение согласованность национальных стратегий, например, в Буркина-Фасо и Эфиопии. Иностранная помощь поступает на всех уровнях: центральное правительство, национальные социальные фонды, коммунальные службы, местные органы власти, местные НПО,... Хотя большинство иностранных субъектов пытаются вписать свою помощь в существующие национальные структуры, подходы к их реализации и технические решения часто различаются.

Стратегии улучшения

Заключительный отчет по инфраструктуре Африки содержит следующие рекомендации для сектора водоснабжения и канализации:

  • продолжить институциональные реформы: более эффективные внутренние процессы, повышенная автономия коммунальные предприятия, лучший мониторинг производительности
  • повышение эффективности государственных расходов
  • экспериментируйте с различными моделями для подключения неподключенных, поскольку инвестиции в трубопроводные сети не успевают за ростом городов
  • разработать социально справедливые тарифы, которые, тем не менее, покрывают реальную стоимость водоснабжения и канализации
  • улучшить понимание добычи подземных вод в городских районах, поскольку это самый быстрорастущий источник улучшенного водоснабжения.
См. также
R ссылки
Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-06-20 09:31:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте