A боевой повозки - это любой из нескольких исторических типов ранней боевой машины с вооруженным или бронированную телегу или телегу, запряженную животными.
A средневековый европейский военный фургон был разработан в гуситских войнах около 1420 года гуситскими войсками, восставшими в Богемии. Это была тяжелая повозка с защитными бортами с прорезями для стрельбы и мощной огневой мощью либо орудия, либо отряда стрелков, лучников и арбалетчиков, поддерживаемых пехотой, использующей копья, пики и цепы. Группы из них могли образовывать оборонительные сооружения, но они также использовались в качестве узлов подвески для построений или в качестве огневой мощи при движении в клешни. Это раннее использование пороха и новаторская тактика помогли большей части крестьянской пехоты отражать атаки более крупных конных рыцарей Священной Римской империи.
После гуситских войн они оставались в использовании в качестве особого тактического оружия чешских наемников, которые превосходили рыцарей или пехотинцев. Его успешная история подошла к концу, по крайней мере для крупномасштабных сражений, с развитием полевой артиллерии: «крепость» стены боевого фургона из примерно 300 повозок была разрушена в битве при Венценбахе 12 сентября 1504 года кульверинами. (ранние пушки) и мушкеты ландскнехтов полка Георга фон Фрундсберга.
Отдельным развитием было использование военных повозок в Китае. Один из самых ранних примеров использования объединенных повозок в войне в качестве укреплений описан в китайских исторических записях Книга Хань. В течение 119 г. до н.э. битвы при Мобэй в хань-сюннуской войны знаменитый хань генерал Вэй Цин провел свою армию через утомительные экспедиционный марш через пустыню Гоби только для того, чтобы найти главные силы Ичжикси чанью, готовые окружить их с другой стороны. Используя тяжелые бронированные фургоны, известные как «Wu Gang Wagon» (кит. : 武 剛 車) в кольцевых формациях в качестве временных оборонительных укреплений, Вэй Цин нейтрализовал начальные кавалерийские атаки Xiongnu, заставляя тупик и выигрыш времени для его войск, чтобы восстановить силы, прежде чем использовать прикрытие песчаной бури, чтобы начать контрнаступление, которое захватило кочевников.
Гуанву Император (25-57 г. н.э.) представил запряженную волами военную повозку в несколько этажей со смотровой башней, которая была развернута у Великой стены против сунну. К 6 веку такие военные повозки достигали нескольких метров в высоту и имели до 20 колес.