Валленштейн - популярное обозначение трилогии драм немецкого писателя Фридриха Шиллера. Он состоит из пьес «Лагерь Валленштейна» (Wallensteins Lager), длинного пролога, «Пикколомини» (Die Piccolomini) и «Смерть Валленштейна» (Wallensteins Tod). Сам Шиллер также разделил трилогию на две части: Валленштейн I, включающий «Лагерь Валленштейна» и «Пикколомини», и Валленштейн II, состоящий из «Смерти Валленштейна». Он завершил трилогию в 1799 году.
В этой драме Шиллер обращается к упадку знаменитого генерала Альбрехта фон Валленштейна, опираясь на реальные исторические события во время Тридцатилетней войны.. Валленштейн терпит поражение на пике своего могущества в качестве успешного главнокомандующего имперской армией, когда он начинает восстать против своего императора Фердинанда II. Действие происходит примерно через 16 лет после начала войны, зимой 1633/1634 года, и начинается в богемском городе Пльзень, где Валленштейн базируется со своими войсками. Во втором и третьем актах третьей пьесы действие перемещается в Эгер, куда сбежал Валленштейн и где он был убит 26 февраля 1634 года.
Представляем вторую и третью части. Лагерь Валленштейна, безусловно, самый короткий из трех. В то время как основные действия происходят среди высших чинов войск и знати, лагерь Валленштейна отражает общественное мнение, особенно мнение солдат в лагере Валленштейна. Они в восторге от своего командира, которому, судя по всему, удалось собрать наемников из самых разных мест. Они хвалят великую свободу, которую он им предоставляет - например, грабеж, - когда они не участвуют в боевых действиях, а также его усилия от их имени в переговорах с Императором Священной Римской империи, которого некоторые войска критикуют. Они также хвалят войну за то, что она улучшила свою жизнь, несмотря на то, что она нанесла ущерб гражданскому населению. Тем не менее, мы слышим, как крестьянин жалуется, что войска воруют у него, а монах критикует их порочную жизнь. В конце этой части солдаты узнают, что император намеревается передать часть армии под командование испанских Габсбургов. Недовольные, они соглашаются попросить Макса Пикколомини, одного из своих командиров, убедить Валленштейна не выполнять волю императора.
Проповедь Капуцина в лагере Валленштейна основана на книге Босого августинца Авраама а Санкта Клара 1683 г., Auf, auf, ihr Christen. Шиллер, который, как и Авраам, был из Швабии, писал Гете : «Этот отец Авраам - человек удивительной оригинальности, которого мы должны уважать, и это было бы интересно, хотя и не совсем легкая задача - приблизиться к нему или превзойти его в безумном остроумии и смекалке ».
Некоторые сцены в опере Джузеппе Верди La forza del destino основаны на по пьесе.
Основное действие трилогии начинается со второй пьесы. Точка зрения меняется с точки зрения обычных солдат на точку зрения командиров, которые в ожидании приказов встречаются в лагере недалеко от Пльзеня. Большинство из них предпочитают принца Валленштейна императору. Первый неоднократно игнорировал приказы второго, поэтому он приказал принцу уступить часть своей огромной армии. Не желая этого, Валленштейн подумывает об отставке и, чтобы заставить императора заключить мир, тайно ведет переговоры со шведским врагом. Его подстегивают его ближайшие товарищи, его зять Терцки и Илло, которые замышляют заставить всех командиров подписать документ, в котором клянутся их верность Валленштейну. Этот документ подразумевает наличие оговорки, делающей лояльность подписантов дочерней компании Валленштейна их лояльностью императору, но Терцки и Илло тайно удаляют эту оговорку из копии, которую подписавшие фактически подписывают.
Валленштейн рассказывает своим товарищам о своих планах, но - неизвестно ему - один из них, Октавио Пикколомини, остается верным императору, за которым он шпионит. Император уполномочил Пикколомини заменить Валленштейна на посту главнокомандующего, но Пикколомини решает сделать это только в том случае, если Валленштейн открыто выступит против императора. Имперским информаторам удалось поймать одного из переговорщиков Валленштейна на пути к шведам, и его удаление становится неизбежным. Ситуация доходит до апогея, потому что сын Октавио Макс Пикколомини (вымышленное творение Шиллера) и дочь Валленштейна Текла (исторический персонаж) влюблены друг в друга. Преданный Валленштейна, который хорошо к нему относится, Макс не может поверить утверждениям своего отца о том, что Валленштейн намеревается предать императора. «Пикколомини» заканчивается решением Макса прямо заявить Валленштейну о его планах.
В последней части трилогии Валленштейна вспыхивает конфликт, ожидаемый во второй пьесе, и приводит к трагическому завершению. Узнав, что переговорщики, которых он послал для переговоров со шведами, были перехвачены имперскими войсками, Валленштейн предполагает, что теперь у императора есть неопровержимые доказательства его измены. После некоторого колебания и сильного давления со стороны Илло, Терцкого и особенно супруги последнего, графини Терцки, Валленштейн решает сжечь свои мосты: он вступит в официальный союз со шведами.
Но есть оппозиция. Октавио Пикколомини, шпиона императора, удается убедить почти всех важных лидеров армии Валленштейна, особенно Батлера, бросить его. Убежденный, что Валленштейн сорвал его амбиции, Батлер держится ради мести. Макс Пикколомини, в свою очередь, разрывается между своей верностью императору, своим восхищением Валленштейном и своей любовью к Фекле. В конце концов он решает покинуть Валленштейна, надеясь, что не будет обид, но для принца это последняя капля. Затем он бежит со своими оставшимися сторонниками в Эгер; Макс Пикколомини бросается в обреченную битву со шведами, которая стоит ему жизни. Когда Фекла узнает об этом, она тайно отправляется к его могиле, чтобы там умереть. Валленштейн также скорбит о потере Макса Пикколомини, но считает, что судьба забрала его в качестве компенсации за будущую удачу.
Ночью приспешники Батлера, Макдональд и Деверо, убивают Илло и Терцки во время банкета, а затем убивают самого Валленштейна в его спальне. Драма заканчивается финальным диалогом между Октавио и его главным антагонистом, графиней Терцки, которая умирает от яда, который она приняла. Наконец Октавио слышит, что император в благодарность повысил его до сана принца.
Премьера пьес состоялась в Веймарском театре Hoftheater (ныне Deutsches Nationaltheater Веймар ) с 1798 по 1799 год в постановках, поставленных Иоганном Вольфгангом фон Гете :
Трилогия, которую часто сводили в одну пьесу, которую можно было сыграть за один вечер, вошла в немецкую классический театральный репертуар. Среди его постановок, получивших признание на национальном уровне, были:
Wikisource содержит текст 1920 Encyclopedia Americana статьи Валленштейна. |