Снижение гласных в русском языке отличается в литературном языке и диалектах, которые отличаются друг от друга. Различают несколько способов уменьшения гласного (и его отсутствия).
В стандартном русском языке пять гласных фонем. Гласные имеют тенденцию сливаться, когда они безударны. Гласные / а / и / о / имеют одинаковые безударные аллофоны для ряда диалектов и сводятся к нечеткой шве. Безударный / e / может стать более центральным и сливаться с / i /. При некоторых обстоятельствах / a /, / e /, / i / и / o / могут все объединиться. Пятая гласная, / u /, также может быть централизованной, но обычно не сливается с другими гласными.
Другие типы редукции являются фонетическими, например, редукция высоких гласных ( / i / и / u /), которые становятся почти близкими, поэтому игра́ть ('играть') произносится [ratʲ], а мужчи́на ('человек') - произносится [mʊˈɕːinə].
Русская орфография не отражает сокращение гласных, что может сбить с толку изучающих иностранный язык.
Пять русских гласных / u, i, e, a, o / в безударной позиции имеют два уровня редукции:
Аллофонический результат сокращения также в значительной степени зависит от качества предшествующего согласного, а также их отсутствия. Таким образом, сокращение делится на три типа в зависимости от окружающей среды:
Безударные гласные также могут быть сгруппированы в серии, отражая аналогичные модели редукции:
Или иным образом:
Обычно считается, что два высоких гласных / u / и / i / не подвергаются редукции. Однако на фонетическом уровне они демонстрируют аллофоническую централизацию, особенно под влиянием предшествующих или следующих согласных. Безударный гласный высокого спина / u / - это либо [ ʊ ] (после твердых согласных, пишется у⟩), либо [ ʊ̈ ] (после мягких согласных, пишется ⟨ю⟩, кроме ⟨чу⟩, ⟨щу⟩). Безударный высокий гласный переднего ряда / i / - это либо [ i ], либо [ ɪ ] (после мягких согласных, пишется ⟨и⟩), либо [ ɨ ] или [ ɪ̈ ] (после твердых согласных, пишется ⟨ы⟩, кроме ⟨ши⟩, ⟨Жи⟩). Тем не менее, в быстрой разговорной речи они оба могут быть сведены к schwa [ ə ], например, до́брым [ˈdobrɨ̆m] («добрый», инструментальный падеж, единственное число мужского-среднего рода) в сравнении с до́бром [ˈdobrəm] («добрый», предложный падеж, sg. masc.-Neut.): окончание регистра // - im // в первом случае может отображаться как [-m], как и окончание регистра // - om //, что приводит к слиянию / i / и / o / ; или делают [dʲeləjʊ̈t] ( 'они') против делает [dʲeləjɪt] ( 'он / она'): оба могут поверхности, как [dʲeləɪt] или [dʲeləːt].
За исключением северных русских диалектов, у русскоязычных есть сильная тенденция к объединению безударных / а / и / о /, феномен, называемый аканье ( аканье). Хотя некоторые ученые постулируют раннюю тенденцию к аканье, самое раннее известное текстовое свидетельство путаницы между написанием «а» и «о» встречается в рукописи, скопированной в Москве в 1339 году. Аканье контрастирует с произношением оканье ( оканье). Он работает на стандартном русском языке следующим образом:
К некоторым суффиксам в конце слова сокращение не применяется полностью. В некоторых суффиксов, после palatalised согласных и / J /, / а / и / о / (который записывается в виде ⟨ е Статистика ⟩) можно отличить от / I / и друг от друга: ПОЛЕ [polʲɪ] ( «поле» номинатив сингулярных средний род) отличается от по́ля [ˈpolʲə] («поле» единственного родительного падежа), и заключительные звуки отличаются от реализации / i / в этой позиции.
Есть ряд исключений из приведенных выше комментариев относительно аканье:
Главная особенность редукции гласных передних рядов - иканье ( иканье), слияние безударных / e / с / i /. Поскольку / i / имеет несколько аллофонов (в зависимости как от ударения, так и от близости к палатализированным согласным), безударное / e / произносится как один из этих аллофонов, а не как близкий передний неокругленный гласный. Например, семена́ / sʲimʲiˈna / ('семена') произносится [sʲɪmʲɪˈna], цена́ / t͡sina / ('цена') [t͡sɨ̞ˈna].
В реестрах без слияния ( yekanye или еканье) безударное / e / в большей степени отозвано. Однако даже тогда различие между безударным / e / и безударным / i / наиболее отчетливо слышно в слоге непосредственно перед ударением. Таким образом, прида́ть («прибавлять к») контрастирует с преда́ть («предавать»). Оба произносятся [prʲɪˈdatʲ] и [prʲe̠ˈdat] соответственно. Произношение еканье сочетается с более сильной тенденцией произносить безударные / a / и / o / так же, как / i /.
Ораторы могут переключаться между двумя типами произношения из-за различных факторов, наиболее важным из которых, вероятно, является скорость произношения.
Яканье ( яканье) - это произношение безударных / э / и / а /, следующих за палатализированными согласными перед ударным слогом как / а /, а не / я / ( несли́ произносится [нʲасˈлʲи], а не [нʲɪсˈлʲи]).
Такое произношение наблюдается в белорусском языке и большинстве южнорусских диалектов, что выражается в шутке (с либеральным яканье):
Орфография | Стандартное произношение | Яканье произношение | Перевод |
---|---|---|---|
А у нас в Ряза́ни | [ə‿ʊ‿ˈnas v‿rʲɪˈzanʲɪ] | [aw nəs wrʲaˈzanʲə] | А у нас в Рязани |
пироги́ с глаза́ми. | [pʲɪrɐˈɡʲɪ z‿ɡlɐˈzamʲɪ] | [pʲɪˈraɣʲɪ z laˈzamʲə] | Пироги с глазками: |
Их едя́т, | [ɪx jɪˈdʲat] | [ɪxʲ jaˈdʲætʲ] | Их едят, |
а они́ глядя́т. | [ɐ‿ɐˈnʲi ɡlʲɪˈdʲat] | [ə aˈnʲi ɣlʲaˈdʲætʲ] | Они смотрят на тебя. |
Пример также демонстрирует другие особенности южных диалектов: палатализированный финал / tʲ / в формах глаголов от третьего лица, [ɣ] вместо [ɡ] и [w] вместо [u] (в некоторых местах) и [v], уберите безударное [a] вместо [ɐ] или [ə].
Редукция делает некоторые слова имеют варианты написания, которые противоречат их этимологии, такие как Паром (вместо пора, который был стандартное правописанием перед Ушаковым словарем ), каравай (вместо коровай, стандартное написание до реформы 1956 года), свидетель (вместо сведетель, с многовековой историей).
В близкородственном белорусском языке оригинальный / o / слился с / a /, как в стандартном русском языке, но сокращенное произношение отражено в орфографии.