Уруси-э (漆 絵 " лакированная картина [и]") относится к трем различным техникам в японском искусстве. Хотя уруши-э больше всего ассоциируется с ксилографией, термин уруши-э не ограничивается этим средством. Он также может относиться к изображениям с использованием лака как к краске на трехмерных лакированных объектах; и картины с использованием настоящего лака на бумаге или иногда на шелке.
В японской печати на дереве уруши-э обычно относится к технике ручной росписи. Вместо печати уруши (натуральный лак) он был расписан вручную. Это означало, что изображения уруши-э могли быть более красочными, чем большинство блочных принтов того времени. Когда эта техника была впервые разработана, было доступно пять цветов; коричневый, желтый, зеленый, красный и черный. Уруси-э иногда использовался как термин для описания всех раскрашенных вручную гравюр на дереве в Японии, а не только тех, которые были окрашены лаком, однако только уруши-э использовал иро-уруши, что означает цветной лак, полученный из смеси прозрачного лака и одного из пять пигментов. Известно, что такие художники, как Нисимура Сигенага около 1680-1750 годов, использовали черные чернила, загущенные кожным клеем, чтобы добиться эффекта лака на некоторых из его отпечатков. Помимо цветного лака, золото иногда наносили на работы уруши-э в виде сусального золота и порошков.
Отпечатки на дереве уруси-э были сделаны с использованием толстых темных черных линий и иногда раскрашивались вручную. Чернила были смешаны с клеем животного происхождения под названием никава, который сделал их густыми и придал им блестящий блеск, напоминающий лак. Чаще всего это использовалось не для создания всего принта, а только для улучшения определенного элемента, например, оби или волос фигуры, чтобы придать ему блеск и сделать изображение в целом более роскошным.
В гравюрах, содержащих элементы уруши-э, вероятно, также будет использоваться слюда, металлическая пыль и другие элементы, улучшающие внешний вид, качество и ценность произведений. Эта техника была наиболее популярна в Японии в начале 18 века в эпоху Эдо, и ее можно увидеть в работах многих художников того времени.
В живописи этот термин относится к использованию цветных лаков, получаемых путем смешивания пигментов с прозрачным лаком. Использование цветного лака для живописи восходит к доисторическому периоду Дзёмон и стало особенно популярным в период Нара (8 век), когда большое количество работ было выполнено с использованием красного лака на черном фоне. Однако до 19 века использование натуральных пигментов ограничивало цвета, доступные художникам, красным, черным, желтым, зеленым и светло-коричневым.
Художник Сибата Зешин (1807-1891) известен своими нововведениями в этом отношении, и некоторые считают, что он первым использовал лак не только как декоративный элемент (для рисования шкатулок, мебели и керамики), но и как средство для раскрашенные свитки. Зешин много экспериментировал с различными веществами, которые он смешивал с лаком для создания различных эффектов, в том числе имитируя внешний вид различных металлов (железа, золота, бронзы, меди) и имитируя внешний вид и текстуру западной масляной живописи.
Другие художники, которые использовали эту технику, включают: