Уно Прии | |
---|---|
Родился | 28 февраля 1924 года. Таллинн, Эстония |
Умер | 27 ноября 2000 г.. Торонто, Онтарио, Канада |
Национальность | Эстонец - Канадец |
Род занятий | Архитектор |
Здания | Винсеннес, Башни Принца Артура, 44 Walmer Road, Alan Brown Building |
Уно Прии (28 февраля 1924-27 ноября 2000) был эстонцем, рожденным Канадский архитектор. Он спроектировал около 250 зданий, многие из которых находятся в Торонто, а также в южном Онтарио и Соединенных Штатах.
. Некоторые из его самых известных работ - жилые дома в Пристройка в районе Торонто, с очертаниями, образующими широкие кривые. К ним относятся Vincennes на 35 Walmer Road (построена в 1966 году), Prince Arthur Towers на 20 Prince Arthur Avenue (1968), Brazil Towers на 485 Huron Street и 44 Walmer Road (1969).
Уно Прии выросла в Эстонии, где его отец был архитектором и строителем. В 1943 году Прии уехал в Финляндию, а в 1944 году он переехал в Стокгольм, Швецию. Он учился и работал инженером-строителем в Стокгольме, но в 1950 году уехал в Канаду. Он приехал в Торонто, чтобы изучать архитектуру, и в 1955 году с отличием окончил Школу архитектуры Университета Торонто. где он учился у Эрика Артура. Каждое лето он работал с фирмой Эрика Артура Fleury Arthur до окончания учебы.
Прии создал собственное архитектурное бюро в 1957 году. Наличие собственной фирмы позволило ему изучить свое архитектурное видение, которое расходилось. от прямых линий и простых форм, подчеркнутых модернизмом, доминирующим стилем в то время. В 1960-х годах популярность квартирного жилья быстро росла, поскольку в Торонто приезжали тысячи иммигрантов. Бэби-бумеры также вошли в состав рабочей силы и искали удобные жилые помещения.
1960-е были самой бурной эрой Прии, когда он увидел завершение строительства многих зданий с скульптурные формы и искусные детали, которыми он стал известен. В эту эпоху Прии воспользовалась преимуществами новых бетонных опалубок, которые скользили вверх по зданиям при заливке бетона. Архитектор страстно продвигал свои идеи скульптурного дизайна. Некоторые потенциальные клиенты были отчуждены и ушли. Строитель из Торонто Гарри Хиллер, польский плотник по профессии, был одним из клиентов, который был открыт для видения Прии, и именно для него Прии построил некоторые из своих самых известных многоквартирных домов, в том числе 35 и 44 Walmer Road и 20 Prince Arthur Avenue.
Дизайн Уно Прии для Винсеннов на Уолмер-роуд, 35 был среди его самых смелых работ. Слегка изогнутый фасад Prii имеет эффектную, но элегантную вспышку на пятом этаже, что позволяет использовать более глубокие балконы. Белый фасад - характерная черта нескольких из его самых характерных башен 1960-х годов. Плавники устремляются в небо. Прии спроектировал широкую многоквартирную башню с большим изогнутым навесом над входом, перфорированным серией небольших отверстий по краям. Гарри Хиллер завершил строительство башни в 1966 году.
Именно на проспекте Принца Артура, 20, сотрудничество Прии и Хиллера привело к созданию, возможно, самого выразительного дизайна Прии, когда-либо реализованного. Единственная 23-этажная высотная башня с апартаментами, построенная в 1968 году, подчеркивает свою вертикальную форму смелым, стремительным вверх бетонным фасадом. Что-то вроде аркбутанов создает массивное расширяющееся основание, выступающее наружу от главного фасада. Эти элементы не только стали отличительной чертой башни, но и снизили потребность в ветровых подпорках. «Флайеры» сливаются с фасадом, продолжаясь вверх за линией крыши, увенчивая башню.
Боковые стороны представляют собой глухие бетонные стены с гладкой текстурой и белой отделкой, за исключением черной вертикальной полосы, проходящей по длине стены, переходящие в массивную арку на уровне земли. Прямоугольный участок фасада за аркой для контраста окрашен в черный цвет. Белые стены контрастируют с непрозрачными синими перилами балконов на главном фасаде, выходящем на улицу, а также на противоположной стороне здания. Минимализм боковых стен способствует скульптурной эстетике башни.
В 1969 году Уно Прии также увидит завершение строительства Башен Джейн-Эксбери в пригороде Северного Йорка, пять башен, построенных в шахматном порядке одна за другой. Эти белые башни имеют схожий скульптурный дизайн, который отсылает к Винсеннам и Башням принца Артура. Линия крыши и боковые стены с аркой на уровне земли напоминают башни принца Артура, а наружный блик на фасаде чуть выше нижних этажей похож на Венсенн. Постепенное расположение башен на большом пригородном участке, окруженном открытыми зелеными насаждениями, придает башням впечатляющий вид, используя преимущества более открытого пригородного контекста.
Прии снова работал с Хиллером, и в 1969 году его проект 44 Walmer Road был завершен. Белый фасад светлый, тщательно закругленный. 12-этажный жилой дом отличается круговыми и линейными мотивами, с полукруглым навесом над проезжей частью впереди, перфорированным большими отверстиями по краям. Прии также спроектировал дополнительный фонтан, расположенный перед зданием, с двумя пересекающимися параболическими арками над круглым бассейном, соединяющимися с навесом. Вода брызгает вверх из большого бетонного элемента в форме бокала для шампанского и выливается в бассейн.
Самой отличительной особенностью этого здания были криволинейные круглые перила балконов с искусным орнаментом. Их сняли для ремонта балкона, но затем владелец Гаэтано Д'Аддарио решил не переустанавливать их, выбрав в июле 2001 года в качестве замены непримечательные перила из прозрачного стекла, несмотря на протесты со стороны арендаторов, соседей, семьи архитектора и отдельных лиц. в архитектурном сообществе, например, Ларри Ричардс с факультета архитектуры Университета Торонто.
К началу 1970-х Уно Прии начал использовать более прямолинейные формы. Он адаптировал древние образы для декоративных мотивов, создав столбы и перемычки аллюзии с бетонными плитами и стилизованные лица, вдохновленные моаи и прямолинейными человеческими фигурами. В этот период он перешел от глазурованного белого кирпича к более органичным оттенкам, таким как коричневый и натуральный терракотовый, и от гладкого белого бетона к текстурированным серым бетонным поверхностям.
В начале 1980-х Prii ушел на пенсию и закрыл свою дизайнерскую фирму.
Прии был обеспокоен тем, что большие многоквартирные дома, как правило, рассматривались как анонимные человеческие картотеки, что неукрашенные прямоугольные башни не давали жильцам индивидуальности. Многоквартирные дома с необычным и интересным внешним видом могут способствовать формированию коллективной идентичности среди арендаторов. К нему приходили клиенты, которые хотели чего-то уникального из повторяющейся геометрии международного стиля. Его самые известные здания были построены в 1960-х годах - самобытные и оригинальные башни со скульптурными качествами. Многоквартирные дома Прии - это явный протест против сурового, автократического и лишенного юмора модернизма. В свободное время он рисовал и лепил, действия, которые, как он утверждал, повлияли на его композиции.
Критики считали здания странными. Как и Моррис Лапидус в Соединенных Штатах, Уно Прии оказался популярным, но не получил признания, не получая ни наград, ни признания от своих коллег-архитекторов. Он отметил в интервью 1999 года в Taddle Creek, что «они думали, что моя работа выглядела просто забавно... я им не нравилась... им совсем не нравилась моя работа», хотя он остался гордится своими оригинальными композициями, отмечая, что «оригинальность - это труднее всего».
Однако к концу 1980-х - началу 1990-х годов новое поколение архитекторов и архитектурных энтузиастов заново открыло для себя работы Уно Прии Такие архитекторы, как Майкл Макклелланд из ERA Architects, Джон Шниер из Kohn Shnier Architects, Ларри Ричардс из Университета Торонто, бывший председатель Торонтского общества архитекторов Джо Лобко и архитектор наследия Кэтрин Нэсмит, говорили о важности его работы. По состоянию на 2007 год 16 зданий, спроектированных Прии, были внесены в список объектов культурного наследия Торонто.
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Uno Prii. |